К основному контенту

План-конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (урок был разработан и проведен в рамках районного этапа конкурса профессионального мастерства "Столичный учитель - столичному образованию" в номинации "Учитель")

План урока
Предмет – русский язык
Класс -   9
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Цель урока:
Обучающая:
 1. К концу урока учащиеся должны знать:
    а) что такое сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной:
·        к чему относится придаточная изъяснительная  в главной части, что поясняет;
·        какими союзами или союзными словами присоединяется придаточная изъяснительная к главной части;
·        на какие вопросы отвечает придаточная изъяснительная;
·        место придаточного изъяснительного по отношению к главной части
б) слова каких частей речи могут выступать в качестве опорного слова в сложноподчиненных предложениях с придаточной изъяснительной.
2. К концу урока учащиеся должны уметь:
·        находить придаточное изъяснительное в составе сложноподчиненного предложения;
·        правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточной изъяснительной;
·        составлять схемы предложений с придаточной изъяснительной;
·        различать способы связи придаточных изъяснительных с главным предложением  (союзы или союзные слова);
·        производить синонимичную замену там, где это необходимо и возможно, простых осложненных предложений сложноподчиненными с придаточной изъяснительной и наоборот;
·        правильно употреблять данные виды предложений в устной и письменной речи.
Развивающая:
·        содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать полученные знания и умения в учебной деятельности);
·        способствовать на уроке активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов ( ставить и разрешать проблему, определять и объяснять понятия, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, трансформировать языковые явления);
·        предоставить учащимся возможность для развития критического мышления при усвоении информации;
·        организовать ситуацию для развития связной устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная:
·        создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда;
·        создать условия для воспитания у учащихся культуры общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, метод проблемного изложения,  репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, классификационный, синтетический,  преобразовательный,  наглядный, практический, устный, словесный,  
Место урока – первый урок по данной теме после прохождения тем: «Сложноподчиненное предложение. Строение, знаки препинания», «Средства связи частей сложноподчиненного предложения», «Основные виды придаточных частей в сложноподчиненном предложении», «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».
Обеспечение урока: Л. А. Мурина и др. Учебник русского языка для 10-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, Минск «Народная асвета», 2006; план урока для каждого ученика, таблица «ЗХУ» («Знаю. Хочу узнать. Узнал») для каждого ученика, тексты для задания «Восстановление слепой схемы» для каждого ученика, тексты для задания «Установи соответствия» для каждого ученика,  проверочный , тест для каждого ученика, задание на рефлексию для каждого ученика, мультимедийная  презентация.


















Ход урока
1. Организационный этап.
Продолжительность – 1 мин.
Цель: психологически подготовить учащихся к уроку:
·        проверить готовность учащихся к уроку;
·        побудить учащихся к активной деятельности;
·        сообщить тему урока;
·        ознакомить учащихся с ходом урока.
Прогнозируемый результат - психологическая готовность учащихся к уроку.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная
Методы обучения: устный, словесный.
УЧИТЕЛЬ приветствует учеников.
Учитель: тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». (Учащиеся записывают тему в тетради). Работать мы будем по следующему плану: 1. Выявим практическую значимость новой темы, поставим учебную проблему. 2. Актуализируем свои знания, вспомним уже изученное. 3. Определим цель урока. 4. Изучим новый материал. 5. Закрепим новый материал, сформируем умения. 6. Обобщим новый материал, выполним проверочный тест по теме. 7. Подведем итоги.
8. Получим домашнее задание.
2. Этап подготовки учащихся к восприятию нового материала.
Продолжительность – 12 мин.
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала:
·        показать практическую значимость новой темы, мотивировать учащихся к ее усвоению;
·        поставить учебную проблему;
·        показать логическую взаимосвязь подаваемого учебного материала с ранее изученным материалом, четко разграничить основную и дополнительную информацию;
·        проверить объём и качество усвоения предыдущего взаимосвязанного материала;
·        сформулировать совместно с учащимися цели изучения нового материала;
Прогнозируемый результат - подготовка учащихся к усвоению нового материала:
·        умение активизировать свои знания;
·        интеллектуальная активность.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.
Методы: частично-поисковый, метод проблемного изложения учебного материала, репродуктивный, сравнительный, классификационный, словесный, наглядный.
1.УЧИТЕЛЬ ставит перед учащимися цели работы на этом этапе урока.
2.УЧИТЕЛЬ: ребята, обратите внимание на экран. Здесь записаны предложения: 1) Учитель сказал о  предстоящем завтра культпоходе в театр имени Я. Купалы. 2) Учитель сказал: «Ребята, завтра нам предстоит культпоход в театр имени Я. Купалы». 3) Учитель сказал, что завтра предстоит культпоход в театр имени Я. Купалы.
Задание для  учащихся (2 мин)
   - скажите, одна и та же или разные мысли выражены в этих предложениях?
   - что представляет собой по структуре 1-е предложение, 2-е, 3-е?
  УЧИТЕЛЬ: забегая вперед, скажу, что это сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 
   - что положительного в том, что мы смогли использовать разные по строению предложения для выражения одно и той же мысли? (это развивает нашу речь, делает ее богаче, образнее, красивее; помогает общаться)
   - можем ли мы сказать, какова практическая значимость новой темы, где вы можете применить знание этой темы? 
3. УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на экран, где записаны два предложения: 1) На меня опять быстро глянул мальчишка, что сидел рядом. 2) Я делал вид, что у меня болит голова.
Задания для учащихся: ( 1 мин.)
   - давайте попробуем определить вид придаточной части
   - с какими трудностями мы здесь сталкиваемся? 
УЧИТЕЛЬ: для того чтобы избежать этих трудностей, мы с вами сегодня и изучаем эту тему.
4. Для того чтобы наша работа была успешной, вспомним, что мы уже знаем по теме «Сложное предложение.
Заполнение первой графы таблицы «ЗХУ» («Знаю. Хочу узнать. Узнал.) ( 2 мин.) (таблица заполняется коллективно, учитель записывает на доске).
Знаю
Хочу узнать, научиться
Узнал, научился

5. «Восстановление слепой схемы» (работа в парах). (2 мин).
(Схема  учащихся на столе и на доске ).
СЛОЖНОЕ
                                                         ↓                ↓
                                                  ...……              бессоюзное
                                                 ↓         ↓
                сложносочиненное            ................
                                                            ↓     ↓       ↓
                                                          ......    ....    обстоятельственное
Задания для учащихся:
   - восстановите схему и обсудите в парах восстановленную  схему
   - один ученик восстанавливает схему на доске.
6. «Установите соответствия» (индивидуальная работа учащихся). ( 2 мин.). (На партах распечатка частей текстов).
Простые предложения -   ...это такие предложения, в которых одна часть по 
                                             смыслу подчинена другой и связана с ней подчини-
                                             тельным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -   ...это такие сложные предложения, которые обхо-
                                              дятся без союзов и союзных слов.

Сложносочиненные         ... это предложения, в которых имеется только одна
предложения -                                            грамматическая основа.

Сложноподчиненные      ... это предложения, состоящие из двух или несколь-
предложения                          ких простых предложений.

Бессоюзные предложения - ... это сложные предложения, в которых простые
                                                 предложения равноправны по смыслу и связыва-
                                                  ются сочинительной связью.
Задания для учащихся:
   - соедините стрелками части рассыпанного текста
   - прочитайте полученные тексты
   - согласны ли вы?
 7. «Полётный опрос» (фронтальная работа с классом). ( 1 мин.)
    - Какой вид сложноподчиненного предложения вы уже изучили?
    - Как правильно определить вид придаточной части?
 8. УЧИТЕЛЬ: Повторив все основные вопросы, актуализировав свои знания, мы вполне можем с вами определить цели изучения нового материала и заполнить вторую графу нашей таблицы «ЗХУ».
 Постановка совместно с учащимися целей урока, заполнение второй графы таблицы «ЗХУ»  ( «Знаю. Хочу узнать. Узнал».). ( таблица заполняется коллективно, учитель записывает на доске) (  2 мин.)
3. Этап подачи нового материала (усвоение новых знаний).
Продолжительность –9 мин.
Цель: учащиеся должны знать и понимать новый материала – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными :
·        погрузить учащихся в содержание темы;
·        обобщить и систематизировать новый учебный материал после погружения в содержание новой темы;
·        в ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению содержания, умениям рационально учиться.
Прогнозируемый результат - знание и понимание учащимися новой темы, интеллектуальная активность учащихся, анализ деятельности, синтез знаний.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, парная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, наглядный, словесный. 
1. УЧИТЕЛЬ ставит перед учащимися цели работы на этом этапе урока
2. Наблюдение над  языковым явлением. (коллективная работа). (3  мин.).
Материал для наблюдения – упр.122 (1 – 3 предложение)
Задании и вопросы для наблюдения:
   - прочитать предложения
   - найти в главной части слово, к которому относится придаточная часть
   - что обозначают эти слова?
   - на какие вопросы отвечает придаточная часть?
   - что мы уже узнали о придаточном изъяснительном?
3. Работа с информационным текстом (стр. 75 – 77). Чтение с помощью приема «Инсерт». Учащиеся читают текст и карандашом в тексте делают пометки)
v
+
-
?
Я это знал
Новое для меня, узнал
Вызывает сомнение, я думал иначе
Интересно, но непонятно, нужно разобраться

(самостоятельная индивидуальная работа).
 Затем в парах выясняют те места, где поставили значок «-» (вызывает сомнение, я думал иначе и значок «?» (интересно, но непонятно, нужно разобраться (работа в парах) ( 4 мин.)
УЧИТЕЛЬ: Какие вопросы остались непонятными?
4. Прием «Вопросы» (коллективная работа). (  2 мин.). Учащиеся составляют вопросы по изученному материалу, класс на них отвечает.
4. Физкультминутка.
Продолжительность – 2 мин.
Цель: эмоциональная и физическая разрядка учащихся.
Прогнозируемый результат – отдых учащихся перед сменой деятельности.
Формы организации деятельности: коллективная.
Методы: здоровьесберегающие технологии.
УЧИТЕЛЬ: а теперь мы с вами немного отдохнем.
Учащиеся под музыку выполняют комплекс упражнений, предложенных учителем.

5. Этап закрепления и применения полученных знаний в процессе формирования умений .
Продолжительность – 10 мин.
Цель:  закрепить у учащихся те знания, сформировать и закрепить те умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу:
·        закрепить знания на уровне репродукции;
·        углубить осмысление учащимися учебного материала, проверить понимание сущности нового материала;
·        закрепить знания и умения в нестандартных ситуациях.
Прогнозируемый результат - знание и понимание учащимися, как выполнять учебные задания по новому материалу;  умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. 
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый, преобразовательный, аналитический.
1. УЧИТЕЛЬ ставит перед учащимися цели работы на данном этапе урока.
2. Осложненное списывание (коллективно и комментировано 1 – е предложение, 2 – е самостоятельно с последующей проверкой)) (  4 мин).
Материал для осложненного списывания - упражнение 125 (1, 2 предложение).
Задания для учащихся:
  - определить вид придаточной части ( к чему относится в главной части, что поясняет; какими союзами или союзными словами присоединяется; на какие вопросы отвечает; место придаточного)
  - спишите, решая орфографические задачи и расставляя недостающие знаки препинания
  - составьте схемы предложений.
3. Трансформация языкового явления. (самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой). (  3 мин)
Материал упражнение 124 ( 1, 3 предложение)
Задания для учащихся:
   - трансформируйте (перестройте) простые предложения в сложноподчиненные с придаточной изъяснительной
  - более сильным ученикам составить схемы полученных предложений.
4. Конструирование предложений (дифференцированная самостоятельная работа с последующей выборочной проверкой).( 3 мин.)
Задания.
   - 1 группа конструирование предложения – упр. 123: кто , какой, чей
     2 группа конструирование предложений по заданным схемам (схемы на доске) – 1) [... глаг.], (союз будто...), 2) [... сущ. мысль + то],  (союз что...).
6. Этап обобщения по уроку.
Продолжительность – 6 мин.
Цель:
·        обобщить полученные на уроке знания и умения;
·        проконтролировать степень усвоения учащимися знаниями, овладение ими определенными в цели урока умениями
Прогнозируемый результат – обобщение полученных на уроке знаний и умений, анализ деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Методы: классификационный, обобщающий., наглядный, контрольный.
1. УЧИТЕЛЬ: а теперь в качестве обобщения знаний, умений заполним с вами последнюю графу таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».  (коллективная работ, учитель заполняет на доске ) ( 1 мин.)
2. Проверочный тест по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными» (самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой по ключу) ( 5 мин). Тест на парте у каждого ученика, ключ на экране.
7.  Этап подведения итогов урока.
Продолжительность – 1 мин.
Цель: подвести итоги урока:
·        проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее;
·        оценить мотивацию учащихся на уроке, прилежание, знания, умения в целом на уроке.
Прогнозируемый результат – осмысление успешности своей деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Методы: словесный, устный.
1. УЧИТЕЛЬ: ребята, еще раз посмотрите на цели нашего урока. Как вы думаете, достигли ли мы данных целей, получили ли мы тот результат, который запланировали с вами?
2. УЧИТЕЛЬ оценивает деятельность учащихся на уроке, аргументирует и выставляет отметки, делает замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
8. Этап информирования о домашнем задании.
Продолжительность – 2 мин.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Прогнозируемый результат – развитие творческой активности, формирование ответственности за свою деятельность
Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная.
Методы: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный.
1.УЧИТЕЛЬ: откройте дневники и запишите домашнее задание:
1) Теоретический материал – с. 75, 76 учебника (владеть основными теоретическими понятиями, уметь приводить свои примеры).
2) Практическое задание дается дифференцированно в зависимости от результатов теста (задания на экране):
   - упр. 127, кто ошибся в выполнении задания 1
   - упр. 123 ( со словами сколько, где, когда, как), кто ошибся в выполнении задания 2
   - упр. 126 (Б 1), 2)) , кто ошибся в задании 3
   - упр. 125 (3 – 5 предложение), кто ошибся в задании 4
  -  упр. 125 (3 – 5 предложение, составить схемы), кто ошибся в задании 5
   - написать эссе на тему «Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной».
9. Этап рефлексии
Продолжительность – 2 мин.
Цель: создать условия для оценки учащимися своей деятельности.
Предполагаемый результат – умение анализировать свою деятельность.
Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная.
Методы: синтетический, аналитический, практический, словесный.
1. УЧИТЕЛЬ раздает учащимся листочки с набором слов.
Задание для учащихся:
  - составьте из данных слов предложение, которое выражает ваше отношение к уроку и к своей деятельности на уроке.
УЧИТТЕЛЬ выполняет задание вместе с учениками.









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Прогнозируемые результаты
Формы работы
Методы
Примечание
1
Организационный этап
1 мин.
Приветствие, знакомство с классом, проверка готовности учащихся к уроку
Концентрация внимания, восприятие информации
Психологическая готовность учащихся к уроку.

Фронтальная

Устный, словесный.

2
Этап подготовки учащихся к восприятию нового материала
12 мин.
Обеспечение мотивации, руководство усмотрением трудностей учащимися, помощь в постановке проблемы, показ логической взаимосвязи подаваемого учебного материала с ранее изученным помощь в определении цели урока через повторение пройденного
Усмотрение трудностей в определении типа придаточной части, осознание проблемы, самоопределение на дальнейшую деятельность, определение цели урока.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.

Частично-поисковый, метод проблемного изложения учебного материала, репродуктивный, сравнительный, классификационный, словесный, наглядный.


3
Этап подачи нового материала (усвоение новых знаний)
9 мин.
Организация изучения нового материала, погружения в новую тему, помощь в процессе решения проблемы,  консультирование в процессе
Выполнение заданий, работа с условными
обозначениями, обобщение и систематизация нового материала, формулировка вопросов
Знание и понимание учащимися новой темы, интеллектуальная активность учащихся, анализ деятельности, синтез знаний
Индивидуальная, коллективная, парная.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, наглядный, словесный

4
Физкультминутка
2 мин.
Организация соблюдения санитарных норм
Эмоциональная и физическая разрядка
Отдых учащихся перед сменой деятельности
Коллективная
Здоровьесберегающие технологии

5
Этап применения полученных знаний в процессе формирования умений
10 мин.
Организация закрепления новых знаний, формирования и закрепления умений, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Выполнение заданий по нахождению придаточной изъяснительной, постановке знаков препинания, составлению схем сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной, трансформации и конструированию-
 предложений
Знание и понимание учащимися, как выполнять учебные задания по новому материалу;  умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся
Индивидуальная, коллективная, групповая.

Словесный, частично-поисковый, преобразовательный, аналитический.


6
Этап обобщения по уроку
6 мин.
Организация  обобщение полученных знаний и сформированных умений, организация выполнения контролирующего теста, организация взаимопроверки в процессе выполнения
Обобщение полученных знаний и сформированных умений, выполнение контролирующего теста, взаимопроверка
Обобщение полученных на уроке знаний и умений, анализ деятельности
Коллективная, индивидуальная.
Классификационный, обобщающий, наглядный, контрольный

7
Этап подведения итогов урока
1 мин.
Подведение итогов урока, анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы на будущее, оценка мотивации, прилежания учащихся, знаний, умений в целом
Оценивают свою работу, высказывают мнение о полезности знаний
Осмысление успешности своей деятельности
Фронтальная
Словесный, устный

8
Этап информирования о домашнем задании
2 мин.
Сообщение домашнего задания, краткий инструктаж по его выполнению
Записывают домашнее задание, уточняют условия его выполнения
Развитие творческой активности, формирование ответственности за свою деятельность
Фронтальная.
Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный

9
Этап рефлексии
2 мин.
Организация итоговой рефлексии совместной деятельности
Оценка своей деятельности, высказывание своего отношения к уроку
Умение анализировать свою деятельность
Индивидуальная
Синтетический, аналитический, практический, словесный


ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

ПЛАН УРОКА

1. Выявим практическую значимость новой темы, поставим учебную проблему.

2. Определим цель урока.

3.  Актуализируем свои знания, вспомним уже изученное.


4. Изучим новый материал.

5. Закрепим новый материал, сформируем умения.

6. Обобщим новый материал, выполним проверочную работу по теме.

7. Подведем итоги.

8. Получим домашнее задание.






«Установите соответствия»


Простые предложения -   ...это такие предложения, в которых одна часть по 
                                             смыслу подчинена другой и связана с ней подчини-
                                             тельным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -   ...это такие сложные предложения, которые обхо-
                                              дятся без союзов и союзных слов.

Сложносочиненные         ... это предложения, в которых имеется только одна
предложения -                                            грамматическая основа.

Сложноподчиненные      ... это предложения, состоящие из двух или несколь-
предложения                          ких простых предложений.

Бессоюзные предложения - ... это сложные предложения, в которых простые
                                                 предложения равноправны по смыслу и связыва-
                                                  ются сочинительной связью.




Задание:
   - соедините стрелками части рассыпанного текста
  



Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной»

1 вариант

1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной

 а) Великий человек лишь громок на делах, и думает он крепко думу без шуму.
 б) Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом.
 в) Кирилл сказал, что он выбрал себе дорогу.

2. Определите способ связи частей сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной:  Я просил, чтобы меня никто не провожал на железную дорогу.

а) союз
б) союзное слово

3. Определите, к чему относится придаточная изъяснительная: Меня попросили рассказать, что произошло.

а) к предикативному наречию
б) к существительному
в) к глаголу

4. Определите предложение, где правильно расставлены знаки препинания

а) Моряки увидели, что остров необитаем
б) Я имел право поинтересоваться: всё ли в порядке в автобусе.
в) Я уяснил что значит быть свободным

5. Выберите схему, которая соответствует данному предложению: После разрешения каждой проблемы будет оставаться великий вопрос о том, как поступить с остальными проблемами.

а) (союзное слово как...), [сущ. + о том...] 
б) [сущ. + о том...], (союзное слово как...)
в) [глагол + о том...], (союзное слово как...)


За каждый правильный ответ – 2 балла
Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной»

2 вариант

1. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной

 а) Наука любит точность, но учёный должен уметь фантазировать.
 б) Вера Иосифовна писала Дмитрию Ионычу, что очень соскучилась по нем.
 в) Облака обратились в белую тучку, которая тяжело поднималась.

2. Определите способ связи частей сложноподчиненного предложения с придаточной изъяснительной:  Я узнал, где завтра будет проходить собрание актива школы.

а) союзное слово
б) союз

3. Определите, к чему относится придаточная изъяснительная: У меня появилась надежда, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего.

а) к предикативному наречию
б) к глаголу
в) к существительному

4. Определите предложение, где правильно расставлены знаки препинания

а) Ефимов отвечал: что к графу он сам не пойдёт.
б) Шофёр такси уверял, что довезет нас до вокзала за десять минут.
в) Больной почувствовал что ему стало лучше.

5. Выберите схему, которая соответствует данному предложению: На перекрёстке двух дорог я спросил у встречного, куда ведут эти дороги.

а) [глагол...], (союзное слово куда...)
б) (союзное слово когда...), [глагол...] 
в) [сущ. ...], (союзное слово куда...)


За каждый правильный ответ – 2 балла


«Восстановление слепой схемы»

СЛОЖНОЕ
                                                                        
                                                  ...……              бессоюзное
                                                         
                сложносочиненное            ................
                                                                       
                                                          ......     ....        обстоятельственное




Задания для учащихся:
   - восстановите схему и обсудите в парах восстановленную  схему


Задание: составьте из данных слов предложение, которое выражает ваше отношение к уроку и к своей деятельности на уроке (Необязательно использовать все слова, можно добавлять свои слова)

Испытать, взаимопонимание, почувствовать, не, удовлетворение, урок, помог, радость, общение, труд, не было, удовольствие.


ТАБЛИЦА «ЗХУ»  («ЗНАЮ. ХОЧУ УЗНАТЬ. УЗНАЛ»)



ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ
УЗНАЛ, НАУЧИЛСЯ







































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят