К основному контенту

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020


Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода
Руководитель  районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.
       Повышение качества образования - одно из  условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.    Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
        На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспринять такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.
        Сегодня в нашей стране речевая культура находится на низком уровне, о чем говорят не только филологи. Безусловно, речевая культура связана с общей культурой человека, которую прививают не столько в семье, сколько в школе. Огромна роль в этом предметов гуманитарного цикла, в частности - русского языка и русской литературы.
        На данном этапе у учащихся не достаточно высокий уровень владения русским языком.
        Причины сложившейся ситуации в следующем:
- на уроках русского языка недостаточное внимание уделяется работе с текстом;
- серьезная работа начинается, как правило, только в старшей школе.
         Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников - одна из самых важных на сегодня.
         Причина этому, на мой взгляд, заключается в том, что в процессе изучения русского языка в школе мы зачастую сначала изучаем то или иное явление, а затем «привязываем» его к речи. Мы учим письму не как виду речевой деятельности, а в ходе записи отдельных слов, словосочетаний и предложений; слово рассматриваем как единицу лексики, а не как элемент высказывания; занимаемся анализом грамматических конструкций в отрыве от контекста. И сообщаем о роли изученного в речевой практике чаще всего на уроках развития речи. Кроме того, мы порой забываем, что перед нами личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами, и раскрыть и развить их – одна из важнейших наших задач.
         Конечно, изучение текста уже давно вошло в практику учителей-словесников. Но если при традиционном подходе это предполагало преимущественно овладение языковыми средствами, то при современном – оно означает еще и способность на современные формы организации учебного процесса.
         Современная организация учебного процесса предусматривает такое структурирование учебного материала, которое дает возможность перехода от репродуктивного к преимущественно продуктивному обучению, без чего не может быть развития интеллектуальных навыков. Относительно преподавания русского языка вряд ли это возможно без текстоцентрического подхода, предполагающего осмысливание текста как речевого произведения. Конечно, без знания грамматики никакого владения языком не может быть. Таким образом, в основе принципа текстоцентризма – единство языковой, речевой и правописной компетенции. Однако пока еще преподавание русского языка в школе ориентировано в основном на формирование грамматико-правописных знаний, умений и навыков, в то время как должна усиливаться речевая направленность обучения.
         Итак, одним из направлений в преподавании русского языка в современной школе является ориентированность на текст.
          В процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учеников, развивается дар слова, рождается «языковая индивидуальность ученика»
         Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей, ведь ученики обращаются к бесценному богатству, каким являются произведения русской классики.
         Тексты, выбранные учителем в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор текстов учитель может активизировать творческие силы обучаемого, может не только давать знания, расширяющие кругозор ученика, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения.
        Благодаря тексту современный урок может быть радостным и интересным. Что может быть важнее этого?!
        Текстоцентричесикй подход- необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств молодых людей.  
         В современной методике преподавания русского языка эффективным признано направление по работе с текстом, а именно текстоцентрический подход. Текст рассматривается в данном случае не только как основа для изучения лингвистических понятий (осуществление функционального аспекта), но и как то, что создает наиболее благоприятные условия для формирования четырех видов компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой.
          Текст - опорное, ключевое понятие школьного курса русского языка, работа с ним имеет основополагающее значение для развития речевых навыков учащихся. Важность текстоцентрического подхода на уроках русского языка отмечают многие учёные-филологи. Работа с текстом широко применяется учителями школ, так как позволяет использовать различные приемы, формы и методы обучения. На материале текста можно строить изучение разделов языка: морфологии, орфографии, синтаксиса. Комплексная работа с текстом дает возможность увидеть слова и язык в целом, тем самым у учащихся воспитывается осознанное отношение к родному языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
      Важно отметить, что работа с текстом позволяет применять личностно- ориентированное и дифференцированное обучение.
       На тех занятиях, где педагог систематически использует текстоцентрический подход, у школьников формируются не только культурологические, но и языковые компетенции; последние воспитывают «бережное отношение к слову.
        В процессе работы с текстом эффективно реализуются воспитательные цели.
         Чтение произведений, посвященных проблемам экологии, этики, эстетики, национальным традициям, способствует формированию оптимистического мироощущения у обучающихся. Текст как дидактический материал обладает таким воспитательным потенциалом, какой дает учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры. Воспитать духовно развитую личность, испытывающую потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора, позволяет именно работа с текстом. Следует отметить, что текстоцентрический подход способствует развитию творческих способностей школьника.
          В последние годы текст стал объектом разноаспектного изучения. качествам, особенно приковывает внимание исследователей.
        Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1.     Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:
- формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;
- развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
- воспитывается любовь к родному языку к родине. Происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.
2. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.
3. Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.
Список использованной литературы
1.Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология. / Под ред. А.А. Леонтьева.– М.: Высшая школа, 1980, – С. 12.
2.Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методологический аспекты. –М.: Русский язык. 1981, – С.54.
3.Кудрявцева,  Ю Т. Современные подходы к обучению // РМШ, 1996, No3,– С.16.
4.Меренкова,  О.Ю. Работа с текстом на уроке русского языка. // Русский язык в школе. Изд. Первое сентября. No3, 2009, – С.24.
5.Саяхова, Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка. Учебное пособие. – Уфа. 1987, – С.7.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят