К основному контенту

Мастер-класс "Эффетивные приемы, методы формирпования и развития читательской грамотности у учащихся"

Эффективные приемы, методы формирования и развития читательской грамотности у учащихся

В международных исследованиях под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

С понятием читательская грамотность тесно связано такое понятие как читательские умения:

·        Находить информацию, заданную в явном виде;

·        Формулировать выводы;

·        Интегрировать и интерперетировать информацию текста;

·        Анализировать и оценивать содержание текста

            В 2014/2015, 2015/2016 учебном годах был проведен республиканский мониторинг качества знаний, в том числе мониторинг читательских умений учащихся. В 2016/2017 учебном году в рамках того же республиканского мониторинга был проведен мониторинг читательской грамотности среди учащихся 5, 8 классов. В этом году нас ждет такой же мониторинг. К сожалению, результаты мониторинга 2016/2017 года неутешительные. Результаты контрольной работы учащихся 8 класса ниже результатов аналогичной работы в 2015/2016 учебном году. Проанализировав результаты данного мониторинга, рекомендации по результатам мониторинга, достижения моих учащихся, свой собственный опыт, я пришла к мысли, что работу по формированию и развитию читательской грамотности у учащихся надо вести постоянно, как говорится по всем фронтам. Но как это сделать, если учащиеся в принципе плохо читают (страдает техника чтения), мало читают, а если и читают, то не вдумчиво, а поверхностно.

Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.  Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания. Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами. В условном соревновании между профессионально написанными текстами учебников, ориентированных на вдумчивую работу мысли, и красочной виртуальной реальностью, возникающей на экране смартфона, логическая составляющая обучения уступает место визуальному восприятию, а визуальный контент начинает играть важную роль среди основных средств современной коммуникации.

Перед педагогом возникает профессиональная задача, которая, с одной стороны, состоит в установлении правильного соотношения уровня абстрактности и доступности изложения материала, с другой – приводит к поиску оптимальных путей восприятия достаточно большого объёма информации за малый промежуток времени. Один из возможных путей – сделать процесс обучения наглядным.

Методы визуализации используются в педагогике давно, и их успешное воздействие на процесс обучения общеизвестно. Ранее, возможно, понимание термина «визуализация» могло бы ограничиться понятием «наглядность», однако сейчас он наполнился качественно новым значением

В арсенале педагога уже существуют различные методы и приёмы структурирования визуального:

·         традиционные – диаграммы, опорные конспекты, структурно-логические схемы, таблицы, планы, презентации, тренажёры;

·         новые – кластер, ментальные карты (mind map), лента времени, коллаж, визуальная матрица, облако слов, постерная презентация, инфографика, скрайбинг и пр.

Основная задача этих образных представлений – сделать громоздкий и трудно понимаемый контент более понятным для восприятия и обучения, фактически используя компрессию (сжатие) информации.

Предлагаю рассмотреть ещё одно актуальное направление визуализации – скетчноутинг (от англ. Scetch – рисунок, эскиз и note – записывать, примечать).

Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков.

Понятие “скетчноутинг” появилось от слова скетч – визуальная заметка, состоящая из рукописного текста, рисунков, схем и изобразительных элементов. Если говорить простым языком, то скетчноутинг – это визуальный способ фиксирования информации с минимальным количеством записанного текста. Этот кардинально новый вид контента прививает привычку моментально выделять суть из речи или текста и фиксировать на бумаге основные, самые главные мысли.

Учащиеся на уроках литературы, истории, обществознания много конспектируют, но всегда ли они возвращаются к своим конспектам (мы, учителя знаем, насколько бездумно наши учащиеся могут вести эти записи!) и всегда ли они конспектируют для себя (не для учителя!)? Скетчноутинг успешно решает эти проблемы, предоставляя возможность конспектировать творчески – создавать графические заметки в режиме реального времени (например, в ходе лекции или вебинара), после прочтения книг и просмотра фильмов, для визуализации планов. Основная информация обычно фиксируется в блокноте.

Термин Sketchnote впервые был придуман дизайнером Майком Роде. Он автор двух книжек по скетчноутингу и возглавляет активную группу в сети Интернет под названием Sketchnote Army.

В основе скетчноутинга лежит теория двойного кодирования, предложенная в 1970 году Аланом Пайвио. Согласно этой концепции, мозг использует для обработки новых данных два канала: вербальный и визуальный. Скетчноутинг даёт возможность задействовать их одновременно.

Выполняется скетчноутинг от руки карандашом или цветными ручками либо при помощи графического редактора на персональном компьютере или планшетном ПК. Техника скетчноутинга не позволяет делать подробные конспекты, однако скетчи всегда просты и основаны на доступной системе перекрёстных ссылок.

Базовая структура скетчноутинга следующая:

1.  Заголовок. Прежде всего, необходимо обозначить тему, на которую будет составляться заметка.

2.  Набор и верстка (не рисованного) текста. Типографика – важная часть. Здесь можно экспериментировать со шрифтами, выделять ключевые слова большими буквами.

3.  Изображения и диаграммы. В скетчах выделяют несколько основных элементов, при помощи которых будут отображаться данные: квадрат, круг, треугольник, прямые линии, точки и прочие знаки препинания. Немногие знают, но с помощью этого набора можно передать практически любую информацию.

4.  Написание текста от руки. Оформление заметок будет более красивым, если использовать обычный карандаш или ручку для записи мыслей и идей. Если используется бумажный носитель, в дальнейшем его можно отсканировать и добавить на веб-ресурс, страницу в социальной сети или мессенджер.

5.  Разделители. Они используются для того, чтобы не смешивать между собой разную информацию. В качестве визуальных разделителей могут выступать подчеркивания, вертикальные и горизонтальные линии.

6.  Стрелочные указатели. Он дают возможность направлять внимание читателей в нужные места в строгой последовательности: от первого рисунка к последнему.

7.  Нумерованные и маркированные абзацы. Это могут быть различные символы, такие как звездочки, галочки, тире и т.д.

8.  Порядковый номер листа и подпись автора. Если контентмейкер планирует делиться заметками, их обязательно нужно подписывать, чтобы придать им авторство.

 

 

 

При виде скетчноутинга в памяти неизбежно возникают ассоциации с опорными схемами, разработанными в конце прошлого века российским педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым.  Во избежание ошибочного отождествления скетчноутинга и других видов графического «сжатия» информации, обозначим ряд отличительных особенностей скетчноутинга:

 

опорные схемы В.Ф. Шаталова

скетчноутинг

разрабатываются учителем для восприятия их учащимися

выполняются самим обучающимся

составляются заранее к определённому уроку в соответствии с его темой

создаются непосредственно в ходе прослушивания учебного материала

предполагают некоторую унификацию: составляются одинаково для всего класса в целях последующего одинакового воспроизведения материала

создаются индивидуально, несут на себе «отпечаток» личности автора

Визуальные заметки скетчноутинг имеют несколько основных моделей:

·         линейные (стандартное расположение информации, по принципу того, как мы пишем в тетрадях обычные конспекты),

·         вертикальные (запись идет по принципу инфографики, сверху вниз),

·         лучеобразные (в центре ключевая идея, после чего идея развивается ответвлениями в разные стороны),

·         модульные (лист делится на несколько частей, после чего на каждую из них делаются разные записи),

·         небоскребы (проще сказать, скетчи «в столбик»),

·         попкорн (хаотичная структура, записывается информация по мере поступления).

Так как скетчи – это не просто фиксация услышанного, но и выражение личности автора, то важно дополнять свои работы комментариями (наблюдения, несогласия, свои идеи), юмором, а также экспериментировать с фишками (новые элементы, свои собственные шрифты).

Таким образом, общими характерными особенностями скетчноутинга являются импровизация, уникальность, проявление личности автора.

Эйдос-конспект может являться малой формой проектной деятельности учащихся.

Известные произведения писателя предстанут по-новому для учителя, если он увидит их глазами ученика, который самостоятельно воплотит в рисунке или схеме представленный им образ, созданный писателем при помощи слова, и прокомментирует его. Таким образом, на уроке литературы соединятся читательское восприятие художественного произведения, знание литературоведческих понятий, навыки рисования и составление речевого объяснения. Эйдос-конспект (ЭК) — размышление, рожденное образностью текста, сопровождаемое созданием собственных образов на основе цитат произведения. Главное в ЭК — понимание роли слова в художественном тексте, развитие образного мышления ребенка, переход на метапредметный уровень. Данный вид работы позволяет проверить уровень восприятия произведения (в старших классах творчества) писателя, так как речевой комментарий показывает, насколько глубоко текст понят учеником; требует от учащегося самостоятельности в выборе темы, образов, учит его исследовательской деятельности; развивает творческие способности, интегрирует разные виды искусства: литературу, живопись, возможно, и музыку. Для неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит представлять, сравнивать разные точки зрения.

Эйдос-конспекты по форме можно классифицировать на художественные (в виде рисунка); графические, приближенные к опорному конспекту, схеме; цветовые (символика цвета в произведении); ассоциативные, рождающие собственные образы; комбинированные, сочетающие разные виды; цифровые, созданные на компьютере.

Понятие образа (эйдоса) многозначно: троп («словесный образ»), художественная деталь, изображение человеческой жизни, даже идея, тема, проблема произведения. Поэтому обучение открытию художественного образа происходит от простого к сложному.

       Сам по себе эйдос-конспект (по сквозной литературной теме, или отдельному произведению, или литературному образу) можно представлять как опорную схему, но более совершенную, поскольку он обязательно должен задействовать оба полушария мозга, включить и логическое, и образное мышление, обеспечивая тем самым более качественный образовательный результат.

       На уроках литературы учащимся очень нравятся выполнять художественные эйдос-конспекты, где можно проявить творческие способности. И при этом совсем необязательно выполнять работы на компьютере. Можно дать возможность ученикам поработать красками, карандашами, можно также использовать фотографии, различные картинки. Работа даже более увлекательная, чем на компьютере, а результат ничуть не хуже.

        Вот, к примеру, творчество моих учеников (по повести И.С.Тургенева «Ася» (8 класс), по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (9 класс, теперь – 10), по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (7 класс), про роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 9 класс), по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс) и др.

        Очень интересными являются цветовые эйдос-конспеты (например, по лирике С.А.Есенина в 11 классе).

        Поверьте, это очень интересно и увлекательно! А самое главное – эта работа под силу каждому ребенку, и пусть один лучше, другой чуть хуже, но все справятся с этим заданием. А вы сможете проверить, как ваши ученики усвоили тему и содержание произведения.

       Сегодня мы встречает всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся.

      Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.

      Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

        Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан россиянами: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

       Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

       Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов.

 

1

 

2

3

4

 

5

6

 

7

 

8

9

 

       Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора он может быть связан со всеми изображениями в кроссенсе.

       Итак,  основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.

Применение кроссенса

       Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока,  постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

- построение структуры урока ( девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

       Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами.

      Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс.

      Мои учащиеся создавали кроссенсы на уроках русской литературы по творчеству Л.Н.Толстого.

         Можно убрать элементы из кроссенса и предложить учащимся самим решить, что должно быть в 5 квадрате.

        Очень удачными были кроссенсы по творчеству  А.С.Пушкина, М.В.Ломоносова, Н.В.Гоголя и его комедии «Ревизор», по изучению драматического жанра комедии.

        В этом учебном году ребята 8-ых классов с удовольствием составили и разгадали кроссенсы по повести И.С.Тургенева «Ася».

Конечно, не у всех учащихся получится составить самостоятельно кроссенс с первого раза, особенно, если у ребёнка слабо развито логическое мышление, если возникают трудности понимания причинно – следственных связей понятия и образа или ассоциации с ним. Но, несмотря на это, даже слабые ребята с удовольствием включаются в работу.

          Технология кроссенс на уроках русского языка также актуальна. Вот, например, кроссенсы по теме «Фразеологизмы» (6 класс), «Правописание о, е после шипящих» ( 5 класс), «Антонимы» (6 класс). Только вчера учащиеся 9-ых классов представили и защитили свои кроссенсы по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями».

         Можно использовать технологию «кроссенс» и в воспитательном процессе.

          Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:

·        развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;

·        проявлению креативности;

·        развитию коммуникативных и регулятивных умений;

·        формированию навыков работы с информацией;

·        повышению интереса к предмету.

         Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика, что также способствует формированию и развитию читательской грамотности учащихся.

 

Список литературы

 

1. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к

компетентностному подходу / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. - 2007.

- № 1. - С. 10 - 15.

2. http://thejam.ru/puzzle/krossens.html.

3. http://www.ug.ru/method_article/214

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят