К основному контенту

Выступление на IV городской научно-практической интернет-конференции с международным участием (16.10.2020)

Эффективные приемы, методы формирования и развития читательской грамотности у учащихся на уроках русского языка и литературы

Гетманова Оксана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа №177 г.Минска» высшей квалификационной категории

 

В международных исследованиях под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Методы визуализации используются в педагогике давно, и их успешное воздействие на процесс обучения общеизвестно. Основная задача этих образных представлений – сделать громоздкий и трудно понимаемый контент более понятным для восприятия и обучения, фактически используя компрессию (сжатие) информации.

Предлагаю рассмотреть одно актуальное направление визуализации – скетчноутинг (от англ. Scetch – рисунок, эскиз и note – записывать, примечать).

Скетчноутинг – особая техника конспектирования, характерными элементами которой являются короткие тексты, сопровождаемые графическими иллюстрациями (визуальными изображениями), представленными в виде пиктограмм, символов, знаков.

Визуальные заметки скетчноутинг имеют несколько основных моделей:

·         линейные (стандартное расположение информации, по принципу того, как мы пишем в тетрадях обычные конспекты),

·         вертикальные (запись идет по принципу инфографики, сверху вниз),

·         лучеобразные (в центре ключевая идея, после чего идея развивается ответвлениями в разные стороны),

·         модульные (лист делится на несколько частей, после чего на каждую из них делаются разные записи),

·         небоскребы (проще сказать, скетчи «в столбик»),

·         попкорн (хаотичная структура, записывается информация по мере поступления).

Эйдос-конспект может являться малой формой проектной деятельности учащихся. Эйдос-конспект (ЭК) — размышление, рожденное образностью текста, сопровождаемое созданием собственных образов на основе цитат произведения.  Данный вид работы позволяет проверить уровень восприятия произведения, так как речевой комментарий показывает, насколько глубоко текст понят учеником; требует от учащегося самостоятельности в выборе темы, образов, учит его исследовательской деятельности; развивает творческие способности, интегрирует разные виды искусства: литературу, живопись, возможно, и музыку.

Эйдос-конспекты по форме можно классифицировать на художественные (в виде рисунка); графические, приближенные к опорному конспекту, схеме; цветовые (символика цвета в произведении); ассоциативные, рождающие собственные образы; комбинированные, сочетающие разные виды; цифровые, созданные на компьютере.

         На уроках литературы учащимся очень нравятся выполнять художественные эйдос-конспекты, где можно проявить творческие способности. Мои ученик создавали эйдос-конспекты по повести И.С.Тургенева «Ася», по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,  про роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и др.

        Очень интересными являются цветовые эйдос-конспеты (например, по лирике С.А.Есенина.

        Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

          Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов.

      Мои учащиеся создавали кроссенсы на уроках русской литературы по творчеству Л.Н.Толстого.  Очень удачными были кроссенсы по творчеству  А.С.Пушкина, М.В.Ломоносова, Н.В.Гоголя и его комедии «Ревизор», по изучению драматического жанра комедии.  В этом учебном году ребята 8-ых классов с удовольствием составили и разгадали кроссенсы по повести И.С.Тургенева «Ася».

         Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы.

Список литературы

1. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / Р.М. Баскаев // Инновации в образовании. - 2007. - № 1. - С. 10 - 15.

2. http://thejam.ru/puzzle/krossens.html.

3. http://www.ug.ru/method_article/214.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят