К основному контенту

План-конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание ь после шипящих"

План-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема: Правописание ь после шипящих

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся о правописании мягкого знака после шипящих (или успешное выполнение заданий итогового теста).

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации ЗУН о правописании мягкого знака после шипящих;

2) способствовать развитию орфографической зоркости посредством использования разнообразных учебных заданий;

3) содействовать воспитанию культуры учебной деятельности учащихся посредством использования различных видов деятельности (индивидуального, парного, группового, фронтального самопроверка, взаимопроверка).

Тип урока: урок – обобщение

 

Ход урока

        I.            Оргмомент (проверить готовность детей к уроку)

1.      Приветствие. Проверка готовности к уроку.

У. Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку, давайте повторим правила поведения на уроке. (Отвечает один ученик)

На уроке я сижу,

Не кричу и не стучу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

2.      Формулирование темы и цели урока

У. Обратите внимание на стихотворение на доске, давайте прочитаем его и вспомним, кто его написал.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч .

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного…”

У. На что обратили внимание, читая стихотворение. (много слов с мягким знаком).

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

(ответы детей)

Ребята, тема сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой ь. Чему должны научиться? (Учащиеся формулируют задачи при помощи «глаголов-помощников»).

Обратить внимание на «Карты самоконтроля».

     II.            Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа (у доски): работа с таблицей: соедини линией, когда пишется Ь.

Индивидуальная работа (весь класс): Просматривая домашнее задание, допишите «письмо другу». Афиширование результатов (2-3 человека параллельно).

Фронтальная работа: афиширование индивидуальной работы с таблицей.

Мужчин не любит мягкий знак и кратких прилагательных.

Компаний тех сомнительных, где много существительных.

   III.            Актуализация полученных знаний. Упражнение 1. «Отгадай слово»

Групповая работа: каждый член группы по очереди учащиеся выходит к доске, берёт карточку со словом и, не произнося его вслух, объясняет его лексическое значение. Задача другой команды- отгадать слово. Затем ученик прикрепляет выбранное им слово на доску, распределяя в колонки и объясняя.

Ночь, мышь, ключ, речь, пляж, помощь, плащ, гуашь, нож

Распределите эти слова в 2 столбика:

С Ь без Ь

Ночь ключ

Мышь пляж

Речь плащ

Помощь нож

гуашь

У. Ребята, чему мы научились, выполняя это задание.

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодежь.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач!

VI. Закрепление ранее изученного

- «Филологический поединок» (индивидуальная работа): двум учащимся предлагается посостязаться в знаниях и умениях, выполнив предложенное задание. (по будильнику + листок-эталон)

«Найди четвёртое лишнее»

1) лаваш, задач, луж, молодёж

2) трескуч, блестящ, скрипуч, намаж

3) сможешь, жгучь, вещь, приобретёшь

4) ножь, чертёжь, ложь, ежь

- «Выборочный диктант» (письменно) - (или «Сигнальный диктант»)

1. Вещь хороша новая, а друг старый.

2. Хоть грош, да свой.

3. Мал еж, да колюч.

4. Если в мае дождь, будет и рожь.

5. Хороша верёвка длинная, а речь – короткая.

6. Ошибку можно простить, а ложь никогда.

Физкультминутка.

Ь предлагает поиграть с ним в игру «Прятки». Если я прочту вам слова, в которых на конце слова после шипящих должен писаться Ь, то вы – подпрыгиваете, а если я прочту слова, в которых нет Ь после шипящих на конце, то вы – приседаете.

КУПИШЬ, БРОШЬ, НАЙДЁШЬ, МЕЧ, ИГРАЕШЬ, ДАЧ, СТЕРЕЧЬ, ШАЛАШ, ПОСЕЕШЬ, РОЖЬ, УВИДИШЬ, МЫШЬ, БЕЖИШЬ, ПЛЯЖ.

- Работа в парах с взаимопроверкой: «Поиграем в корректоров» (учащиеся списывают текст, исправляют ошибки. Меняются с соседом по парте тетрадями, проверяют, выставляют друг другу оценки в листок учёта знаний)

1. Однообразный пейзажь утомляет мужественных путешественников.

2. Порывами дует холодный ветер а от темно – лиловых тучь становится всё темнее.

3. Воздух свежь, как будто отворились настежь небесные окна.

4. Люди жывут ожыданием новых событий и встречь.

5. Через полчаса появяться огоньки в окнах жилищь.

V. Выполнение тестовой работы с последующей самопроверкой и самооценкой

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

а) у афиш...

б) бородач...

в) дрож...

г) до новых встреч...

2. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

а) непослушная доч...

б) черная туш...

в) второй этаж...

г) красивая лож...

3. В каком ряду оба слова пишутся с Ь?

а) с плеч... долой, ковш...

б) роскош..., печ...

в) страж..., тираж...

г) трикотаж..., дич...

4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

а) спряч…

б) хорош…

в) поучиш…ся

г) станеш…

5. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

а) горяч…

б) свеж…

в) жгуч…

г) прольеш…

(дать на доске эталон теста и шкалу).

VI. Информация о домашнем задании (дифференцированно)

I уровень (1-2 балла). Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Грач.., береч.., читаеш.., молчиш.., стрич.., гараж.., доч.., мыш.., пахуч.., могуч.., задач.., хочеш.., зряч.., ноч.., плащ.., еш..те, луч.. .

II уровень (3-4 балла). Допишите окончания прилагательных и определите род и склонение существительных.

Взросл.. дочь, кирпичн.. печь, опытн.. врач, трудов.. стаж, всяк.. мелочь, бол..ш.. гараж, регулярн.. помощь, скуп.. богач, син.. плащ, сер.. мышь.

III уровень (5-6 баллов). Объясните смысл пословиц и поговорок. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Больному помогает врач.., а голодному – калач.. . Хороша печ.., да было бы что испеч.. . Герой трусу не товарищ.. . Всякая помощ.. хороша вовремя. Красна реч.. поговоркой. Реч.., как меч.., сечёт и правого и виноватого.

IV уровень (7-8 баллов). Поставьте, где нужно, мягкий знак после шипящих. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях.

Пустынный пляж.. тепла у солнца просит. За окошком полноч.. чертит свой узор. На кровлях тихих дач.. в поле на земле садятся стаи птиц. Обиды, гореч.. всё забыла. Я думаю что всякая фальш.. наихудшее зло. Как весел мелких туч.. поход!

V уровень (9-10 баллов). Укажите, к какому правилу о правописании ь после шипящих вы отнесёте следующие примеры. Вставьте, где нужно, ь.

Не пряч..тесь от людей, физическая мощ.., леч.. костьми, стрич.. под одну гребенку, похож.. по форме, песок скрипуч.., брать карандаш.., не в меру горяч.., отменно хорош.., ремонт жилищ.., прокат лыж.., превосходиш... соперника, тиш.. да гладь, на кривой не объедеш.., положительный персонаж.. .

VII.Рефлексия

В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас на партах. Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

 

 

Карта самоконтроля

 

Название этапа

Максимальная оценка

Самооценка или взаимооценка

1

«Письмо другу»

1,5 балла

 

Работа с таблицей

1,5 балла

 

2

Игра «Отгадай слово»

1,5 балл

 

3

Выборочный диктант

2 балла

 

«Филологический поединок»

2 балла

 

4

«Поиграем в корректоров»

2,5 балла

 

5

Тест

2,5 балла

 

 

Итог урока:

 

Острова»

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке! Молодцы! Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У меня на столе стикеры, приклейте определенный стикер к тому острову, на котором вы сегодня находились.

Ученики: Приклеивают стикеры к островам, расположенным на доске, тем самым самостоятельно оценивая свою работу на уроке.

( Учащиеся клеят стикеры на тот остров, где они находились на уроке)

Остров понимания

 

Остров непонимания

 

Остров усвоения

Остров осмысления

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят