К основному контенту

План-конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание з, с на конце приставок"

Тема: Буквы з, с на конце приставок

Цели урока:

обучающая:

  • выявить условия выбора согласных  з, с на конце приставок;
  • формировать умение написания приставок, оканчивающихся на –з, с; 
  • продолжить формирование умения выделения приставки слова;
  • отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня

развивающая:

·        развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

  • развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;

воспитывающая:

·        воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

 

Тип урока:  комбинированный

 

Оборудование: компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

 

Ход урока

I. Организационный  этап.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.   Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен,   уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II  Проверка домашнего задания:

1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

1.     Над каким большим разделом языкознания мы работаем? (орфографией)

2.     Что изучает орфография? (правила правописания слов)

3.     Над правописанием какой части слова мы сейчас с вами работаем? (приставки )

4.     Где в слове находится приставка?

5.     С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  (приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения)

6.     Назовите неизменяемые приставки.

2. Орфографический диктант.

Сбежать, сдать, сбить, здесь, здание, здоровье, отпилить, отбить, обмотать, обхватить., вкрутить, надкусить, подхватить, подрезать, представить.

 3. Взаимопроверка по ключу.  

4. Задания на карточках (дифференцированные)                                      

( Оценки выставляются в лист достижений).

Лист достижений

Фамилия, имя

 


Орфографический диктант

 




Задания на карточках

 





 

III.  Диагностико-мотивационный этап. Целеполагание. 
Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать с учётом собственных знаний о правописании приставок, вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове «пропуски», выделить приставки. 
О…дать, ра…смотреть, с…здавать, ра…жигать, бе…конечно, , в…шёл, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать. 
Проверка работы (1 человек у доски). Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип. В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают. 
Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно. 
Должна получиться следующая запись: 
отдать                рассмотреть 
создавать          разжигать                         
вошёл                взбираться 
сделать              испугаться
 
поддержать      безвкусный 

                           бесконечно


Обращаем внимание на приставки слов второго столбика. Фронтальная беседа по вопросам: 
- Что объединяет приставки слов второго столбика? 
- Стоит ли выделять их в отдельную группу и учиться писать? 
- Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. 

- Сформулируйте тему урока. 
- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? 
1. Выяснить, когда на конце приставок пишется -з, когда –с. 
2.  Научиться писать слова с этими приставками.

V. Этап изучения нового материала

 Исследовательский этап. (работа в парах). 

1.Лингвистическая сказка.

Рассказ о приставках

    Сказывают, жила когда – то гордая королева в стране Грамматики. И у неё были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелёгкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?». «Мы пришли посмотреть, как вы живёте», - ответили принцессы звонкие. «Милости просим. Но вы войдёте в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете её на меня», - ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ- быстро меняют З на С!» Принцессы  согласились и вошли в город, но при каком условии, ребята? Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

2. От чего зависит написание букв З и С на конце приставок? (афиширование результатов работы пар), составление алгоритма

3. Надо проверить, верно ли мы вывели правило, правильный ли у нас получился алгоритм действий. Учитель: А где вы можете найти правильный ответ? Учащиеся: Правильный ответ можно найти в учебнике. Учитель: Откройте учебники на странице 42, параграф 12. Прочитайте внимательно правило, сверьте алгоритм действий с вашим. Расскажите правило друг другу.

V. Этап первичной проверки понимания изученного

1.Посмотрите на доску, вопросы алгоритма уже записаны (посмотри на букву согласного после приставки, выдели в слове приставку, глухой согласный - В приставке пиши букву С,  звонкий согласный -         в приставке пиши букву З),        расположите их в правильной последовательности, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

При составлении алгоритма я прошу вас работать в паре и помогать друг другу.

1.     Выдели в слове приставку.

2.     Посмотри на букву согласного после приставки.

3.     Глухой согласный     3. Звонкий согласный

В приставке пиши букву С            В приставке пиши букву З

(Вывести на экран алгоритм.

 

2. Формулируем правило в виде стихотворения:
Букву «С» в приставке пишем,
Коль за ней …… слышим.
Букву «З» тогда напишем,
Если …….  мы услышим.

VI. Физкультминутка

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с делают наклоны.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

VII. Промежуточная рефлексия: 
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. 
- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? 
(Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания). 
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? 

VIII. Этап закрепления нового материала.

1.     Упражнение 97 (устно)

2.     Работа над языковым материалом упражнения  101 (коллективно и комментировано).

3.     Работа над языковым материалом упражнения 102 (распределительный диктант) по группам – 3 уч-ся у доски

4.     Формирование умения писать удвоенную согласную на стыке приставки и корня

1)    Диктант на замену. Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным (учащийся у доски).

 

Ночь без сна

Бессонная ночь

Труд без пользы

Бесполезный труд

Небо без звёзд

Беззвёздное небо

Зима без снега

Бесснежная зима

Мотор без шума

Бесшумный мотор

Образуется из пара

Испарение воды

Ответ без спора

Бесспорный ответ

Вопрос без смысла

Бессмысленный вопрос

2)    Индивидуальные задания

5.Творческая работа.  Мир вокруг нас. Какой он? Напишите небольшое сочинение, используя данные слова и словосочетания (необязательно использовать все, можно что-то и своё, но чтобы правописание слов было связано с изученной на уроке орфограммой). На ра…свете; и…менилось; ра…сыпало лучи; ра…стилается снежное покрывало; ра…весила ветки; бе…крайняя даль; ра…даётся звук; ра…глядел следы; ра..тревожила душу.

6. Работа с сигнальными карточками (с- желтый, з – зеленый)

Беспокойный, разборчивый, восход, разбег, испуг, известие, безделье, растение, беспорядок, рассказ, чрезвычайный, избить, разбить, бесчестный.

.

IX. Контрольно-диагностический этап

1.     Проверочная работа. Поставить в скобочках буквы з или с ( с последующей само- или взаимопроверкой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 1

 

1.     Бе…жизненный  (  ).

2.     Бес…оная  (  ).

3.     В…махнуть  (    ).

4.     И…чезнуть  (   ).

5.     Вос…оздать  (    ).

6.     Бе…дарный  (   ).

7.     И…тратить  (   ).

8.     В…грустнуть (  )

9.     Бе…земельный (   ).

10. Ра…бить (   ).

 

 

 

Вариант 2

 

1.     Ра…считывать  (  ).

2.     И…дать  (  ).

3.     Бе…словесный  (  ).

4.     В…грустнуть (  ).

5.     Чре…мерный  (  ).

6.     Бе…помощный (  ).

7.     Бе…звучный (   ).

8.     В…помнить  (  ).

9.     Бе…сердечный  (  ).

10.Ра…дать (   ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X.  Этап информирования о домашнем задании.

  1. П. 12.

  2.  1) упр. 100 – 4 б., 2) упр. 98 – 6 б., 3) упр. 103 – 8. Б., 4) 104 – 10 б.

 

XI.  Этап рефлексии.

·         Какую цель ставили?

·         Считаете ли вы, что достигли поставленной цели?

·         Каким образом вы достигли цели? Давайте вспомним всё по порядку.

·         Выполнение каких действий вызвало затруднения?

·         Что помогло вам преодолеть затруднения в работе?

·         Какие задания понравились больше всего?

Довольны ли вы своей работой? Объясните, почему

XII. Этап подведения итогов урока.







 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят