К основному контенту

Проектирование учебного занятия с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

 

Проектирование учебного занятия с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

 

            Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?  Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Задача учителя достаточно сложная.  С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности, мыслительные способности, навыки самообразования каждого ученика,  создать условия для самореализации личности, вовлечь в исследовательские проекты и творческие занятия,   воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.  

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.

Традиционный урок

Современный урок

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока

Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.
Учитель выступает в роли передатчика знаний.
Ученик играет пассивную роль.
Ученик не участвует в конструировании урока.
Акцент делается на память, заучивание и повторение.
Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.
Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.
Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.


Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.
Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.
Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.


Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. 

Проектируя современный урок учителю необходимо:

– четко и понятно определить тему, цель и задачи, тип урока и его место в учебной программе;

– отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, подобрать набор упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы);

– выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения для каждого конкретного класса;

– придумать разнообразные виды деятельности на всех этапах урока;

– определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся;

– предусмотреть оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап, заложив возможность изменений;

– продумать форму рефлексии и подведения итогов урока;

– продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современные методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. Расскажу о некоторых методах и приёмах обучения, которые использую я на своих уроках.

Приём “Вопрос к тексту”

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

·         умение содержательно формулировать вопросы;

·         умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих (Что чувствовал? Что представлял? О чем мечтал?) или развивающих (анализ ситуации). Слабые учащиеся составят репродуктивные вопросы, сильные - расширяющие или развивающие.

 

Пожалуй, нет ни одного учителя, который не примерил бы на себя технологию опорных конспектов. По ряду учебных предметов  вышли методические пособия, где весь учебный материал представлен в схемах и опорных конспектах. Однако часто учитель ловит себя на мысли, что ему хочется чуть ли не в каждой опоре хоть что-то изменить. И это естественно. У каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика – свой язык кодирования. На этом и строится приём «Своя опора», описанный Анатолием Гином. Ученик получает задание составить авторский опорный конспект изученной темы.

Можно это представить игровым конкурсом: например, составить «шифрограммы», поиграть в разведчиков, шпионов. В дальнейшем возможно предъявление таких шифрограмм и их «расшифровка» другими учениками.

Можно объявить конкурс на лучшую опору — шпаргалку.

Выбрать жюри конкурса, предъявить требования к размерам шпаргалки. Согласитесь, загнать на маленький клочок бумаги содержание двух – трёх параграфов – весьма сложно.

Составление удачной шпаргалки – это тоже творчество.

Кто-то будет выписывать основные слова, кто-то первые буквы слов, кто-то использует ручки разного цвета.

Данный прием можно использовать, если вы любите сами составлять схемы на уроках, т.е. учащиеся уже многократно видели, как могут выглядеть подобные шпаргалки.

 

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, их можно облачить в игровую оболочку.  Так возникают «Игры-тренинги» (Игра «Редактор» - исправление ошибок, «Археолог» - по скелету-схеме  восстановить слова или предложения. «Сортировщик» - распределить слова по своим контейнерам-столбикам и др.)

Игры «Цепочка» и «Ассоциации» м.б. использованы как на этапе проверки домашнего задания, так и при изучении новой темы или обобщении изученного (словарные слова: ананас-собака-археолог-гражданин; неизменяемые имена существительные – кто больше, можно сужать требования, например, неизменяемые только мужского рода и т.д.).

На уроках литературы часто использую игру «Да-нет», когда учащиеся стараются правильно формулировать вопросы для того, чтобы узнать загаданного персонажа, писателя. Эта же игра может быть использована на уроке русского языка (учащиеся угадывают правило, задуманное учителем).

 

Приём «Три уровня домашних заданий»

Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный минимум. Данное задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень – творческое задание, используется или нет учителем в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (составление кроссвордов, ассоциативных сканвордов, рисунки, эмблемы, реклама и др).

 

Как из стандартных кубиков ребенок складывает своё сооружение – замок принцессы или избушку для зайки, так и учитель может создать для себя конструктор для сборки урока.

Для этого можно переписать основные разделы урока (в произвольном порядке) и подобрать разные приёмы, которыми вы владеете. В приложении 1 я предлагаю вам таблицу, составленную А.Гином. На основе этой таблицы можно создать свой конструктор уроков.

Таким образом, проектирование современного урока должно строится на принципах личностной ориентированности, сознательности речевой коммуникации, продуктивности и деятельностном подходе при сбалансированности взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – другие ученики» и включать в себя все виды работы (индивидуальную, парную, работу в группах). Успешность учащегося, создание ситуации успеха в обучении, заинтересованность в процессе овладения предметом  выходят на первый план при подготовке к уроку. Коммуникативная направленность обучения должна прослеживаться в цели, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят