К основному контенту

Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как способ формирования ключевых компетенций

 

Формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как способ формирования ключевых компетенций

Учить – это все равно, 
что бросать мысли в почтовый ящик 
человеческого подсознания. 
Вы знаете, когда они отправлены, 
но никогда не известно, 
когда они будут получены и в каком виде 
Э. Ловелл 

        

Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право

упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их

пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным.

Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев

 

В настоящее время привычной стала такая картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с плеером, телевизионной приставкой, учащийся у компьютера. Дети сегодня проводят с техникой 5-6 часов в день. Это время пролетает для них незаметно, когда они усаживаются поиграть один на один или группой возле «мыслящего», но бессловесного и бесчувственного игрока. Посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным фактором в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

Современное общество вступило в новую фазу развития, в которой широко используются информационные технологии. Этот факт требует изменений и в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам приходят новые, предполагающие использование компьютера, который становится средством расширения интеллекта обучаемых, их развития.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, у школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как коммуникативная компетенция, без которой невозможно развитие современной личности, готовой реализовать себя в профессиональной, социальной и других областях современной жизни.

Огромную роль в создании и воспитании такой личности играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. То есть, у ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Уроки русского языка предоставляют благодатную возможность для формирования этих компетентностей. И сейчас я немного поделюсь опытом своей работы в этой области.

В государственном стандарте по русскому языку определены три задачи курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковая компетенция — способность ученика употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности ребенка, развитие логического мышления, памяти, воображения ученика, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция — это способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, это умения и навыки с учетом того, с кем мы говорим, где мы говорим и с какой целью.

Так что же может сделать учитель русского языка и литературы в процессе преподавания своих предметов, чтобы сформировать у ученика нужные компетенции?
          Компетентностный подход к данной проблеме предполагает не только привычный для всех процесс передачи знаний от учителя ученику, но и создание условий для того, чтобы ребёнок получил навыки самостоятельной исследовательской деятельности, чтобы он «научился учиться». В соответствии с этим требованием необходимо  использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые помогали бы ученику в формировании необходимых ему компетенций.

В условиях компетентностного обучения и воспитания на первое место выдвигаются такие качества личности, как саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль, самоопределение, самоорганизация. 

По моему мнению, для успешной деятельности, направленной на развитие школьников, целесообразно использовать такие технологии, как:

-технология уровневой дифференциации;

-технология индивидуализации обучения и воспитания;

-коллективный способ обучения;

-технология групповой деятельности;

-исследовательская деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология развития критического мышления через чтение и письмо;

-технология проектного обучения;

-технология проблемного обучения;

-применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).

Очень важно сегодня, как мне кажется, использование КОЗ, т.к. они не только способствуют развитию учащихся, но и носят практико-ориентированный характер, и, следовательно, актуальны и целесообразны. Как узнать компетентностно-ориентированное задание?

Во-первых, это деятельностное задание;

Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)

Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

Практически в любом художественном произведении можно найти проблемы, актуальные сегодня. Например, даже в очень известной балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» можно найти замечательный стимул для интриги.

Стимул: « Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас в рождественские праздники гадал? Зачем вы это делали? Сбылись ли гадания? А откуда идет эта традиция? Древние греки считали, что судьба человеку даётся от рождения в виде клубочка. Мифы показывают нам, что все попытки бороться с судьбой оборачивались крахом. Люди, живущие через тысячи лет, изменили своё представление о судьбе и предопределении или до сих пор основываются на древних представлениях?

Задачная формулировка: можно ли изменить судьбу или она однозначно предопределена?

1.Опираясь на текст, сформулируйте 2 позиции, которые будут ответом на проблемный вопрос.

2.Подтвердите фактами из текста каждую позицию.

3.Какую из этих позиций вы считаете более верной? Приведите не менее 2 аргументов из жизненного опыта или истории, подтверждающих вашу точку зрения.

1.Судьбу изменить нельзя, она предопределена.

2.Судьбу изменить можно.

1 балл

1        балл

1.Как ни пытался Олег, умер он, согласно предсказанию, «от коня».

2.Изменив свою жизнь, Олег умер не «от коня», как предсказывалось, а от укуса змеи.

1 балл

 

1 балл

 

   2 и более    

   аргументов -2 

   балла,

1 аргумент – 1 балл

Итого:

6 баллов

Источник информации: произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Очень мне нравится составлять дефиниции (определения) из предложенных слов. Это работа с литературоведческими терминами. Например:

Составьте дефиниции (определения) из предложенных слов и запишите названия литературоведческих терминов, связанных с драматическими произведениями

Слова, входящие в состав дефиниции

Порядок следования слов в дефиниции

Название литературоведческого термина

1) часть; 2) пьесы; 3) закончен­ная; 4)спектакля

 

 

1) действие; 2) что; 3) то; 4) же

 

 

1) состав; 2) часть; 3) не; 4) акта; 5) в;

6) лиц; 7) которой; 8) меня­ется;

9) действующих

 

 

1) обстановки; 2) автора; 3) к; 4) лиц; 5) касающееся; 6) их; 7) вида;

8) пояснение; 9) по­ведения;

10) действующих; 11) внешнего;

12) тексту

 

 

1) произведений; 2) испол­нения;

3) род; 4) форме; 5) и; 6) литературных; 7) предназна­ченных;

8) написанных; 9) для; 10) на;

11) диалогической; 12) сцене;

13) актёрами; 14) в

 

 

1) представление; 2) театраль­ное

 

 

1) обмен; 2) между; 3) репли­ками; 4) разговор; 5) двумя; 6)лицами

 

 

1) произведение; 2) сцене; 3) литературное; 4) на; 5) пред­назначенное; 6) постановки; 7) для

 

 

1) слушателям; 2) речь; 3) к; 4) себе; 5) лица; 6) обращен­ная; 7) к; 8) самому; 9) одного; 10)или

 

 

 

Метод Реставрация.

 Вставьте нужные слова в высказывания и определите, кому из героев они принадлежат (по комедии Грибоедова «Горе от ума»).

1.Дома новы, но___________ стары.

2. Минуй нас пуще всех печалей

И______________ гнев, и_____________ любовь.

3.______________ не наблюдают.

4. Не человек,____________ .

5. Ах!_____________ страшнее пистолета.

6. А вы заметили, что он

В______________ серьёзно повреждён?

7. Шумим, братец,___________ .

8. В мои лета не должно сметь
Своё_____________ иметь.

 

Очень люблю такой прием, как облако слов, часто использую этот прием на уроках и литературы, и русского языка.

 

Использование КОЗ на литературе позволяет решить следующие задачи:

- мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;

- создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);

- понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;

- формировать нравственного человека с устоявшимися мировоззренческими установками.

Таким образом, компетентностно-ориентированные задания позволяют в комплексе развивать ключевые, межпредметные и предметные компетентности учащихся, что полностью соответствует новым стандартам образования.

Рассмотрим, как на русском языке формируем и ключевые, и предметные компетентности (языковую, лингвистическую).

Так как языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции взаимосвязаны, то на уроках используется принцип: «Обучаться нужно, общаясь». Причём, общение должно происходить на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Поэтому нередко использую работу в парах и групповую. Такая работа очень эффективна в процессе дискуссий и соревнований. Дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и получают навыки умения работы с одноклассниками. Главное – дети свободно говорят, спорят, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

 Хорошим приёмом формирования коммуникативной компетенции является написание учениками сочинений на темы, которые требуют мыслительной деятельности, сравнений, выводов. Интересны в этом плане такие темы: «Кого бы я выбрал себе в друзья: Онегина или Печорина? Почему?», «Современны ли произведения А.С.Пушкина?» и т.д. Такие задания побуждают перечитать текст, поработать со справочной литературой, увидеть ассоциации, а также учат выражать свои мысли в письменной форме. Таким образом, мы отказываемся от апелляции к мозгу как хранилищу знаний и оснащаем школьника способами самостоятельного управления познавательной деятельностью, преобразуем ученика как объекта воздействия в субъекта интеллектуального труда.

          В старших классах уместно предлагать детям задания следующего характера: подготовка сообщений, написание сочинений на лингвистическую тему, в предложенных отрывках из литературных произведений найти примеры языковых явлений и т.д.

Большое место на уроках отводится проблемному обучению.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной (что очень важно в развитии ключевых компетенций обучающихся), поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Коммуникативная компетентность - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

Приведу пример такой работы. Класс делится на группы. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаю учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.

При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.

На уроках русского языка, начиная с 5 класса, сообщая тему занятия, прошу ребят сформулировать задачи, которые будем решать. Кроме того, использую диалоговые ситуации, например: «Можно ли считать обращение членом предложения? Почему» Это задание обычно выступает как сочинение на лингвистическую тему, а его можно использовать в качестве дискуссии. Таким образом, дети учатся строить короткие высказывания и «открывают» для себя знания. А это и требуется при компетентностном подходе к процессу обучения.
        Приём семантизации (раскрытие смыслового значения слова) заинтересовывает детей, заставляет думать, искать, сопоставлять. Так, ученики обязательно запомнят, что слова «кольцо», «колодец» и «колобок» исторически родственные («коло» означало «круг»). А когда мы изучаем правописание слов «багряный», «багровый», ученикам интересно будет узнать, что на Руси красная краска называлась «багр», и поэтому слова надо писать с буквой А. Прием преемственности в обучении особенно эффективен в 5 классе, когда дети постепенно пополняют знания, полученные в начальной школе, новым материалом. Причём старый материал должен активно использоваться. Например, на уроке «Грамматическая основа предложения» ребята вспоминают, как они называли подлежащее и сказуемое (главные члены предложения), а затем узнают, что их можно назвать по-другому (грамматическая основа). В данном случае используется приём новизны. Перечисленные приёмы обучения позволяют детям не просто пассивно воспринимать информацию, а быть созидателями собственных знаний. Таким образом, на уроках я реализую проблемно-поисковый метод, который незаменим при компетентностном подходе к обучению.

Таким образом, на уроках русского языка и литературы формируются все ключевые компетенции. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха  в процессе коммуникации – вот те  характеристики личности, которые во многом определяют  достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Чтобы сделать в мире что-нибудь достойное,

нельзя стоять на берегу, дрожа,

и думая о холодной воде и опасностях,

подстерегающих пловцов.

Надо прыгать в воду и выплывать,

как получится.

С.Смит

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят