К основному контенту

План – конспект урока русской литературы в 10-ом классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» с использованием технологии РКМЧП


План – конспект урока русской литературы в 10-ом классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» с использованием технологии РКМЧП.


Тема: СИ, С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и его родители.

Цель:
- проследить за чувствами Базарова, за его отношением к своим родителям; как выдерживает проверку на человечность главный герой;
- развивать умения работы с художественным текстом;
- углубить уровень восприятия художественного произведения;
- развивать мыслительную деятельность учащихся (умение анализировать полученную информацию, сравнивать и обобщать);
- воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к своим родителям.

Применяемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оформление доски:
- тема урока, эпиграф к уроку: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»;
- выдержки из работ В. Ю. Троицкого, Е. А. Бялого об отношении Базарова к родителям (на обратной стороне доски);
 Портрет И. С. Тургенева.

Материалы к уроку:
- текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;
- критическая статья Д. И. Писарева «Базаров»;
- учебник. Русская литература. 10 класс.
Ход урока.

1. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.
Мы продолжаем разговор о главном герое романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С каждым уроком для нас открываются все новые и новые стороны характера Базарова. Для кого-то из вас он становится все ближе и понятнее, для кого-то, наоборот, отодвигается все дальше. Базаров испытывает сопротивление отовсюду. Но пока достойных соперников мы не увидели. Тургенев готовит для своего героя противника посильнее – саму жизнь. Именно она испытывает силу убеждений Базарова через любовь, дружбу, одиночество и смерть. А сегодняшний урок – это проверка Базарова на человечность.
Итак, тема урока «Базаров и его родители». Готовясь к уроку, вы перечитывали главы 20, 21, 27, у вас сложилось свое мнение о взаимоотношениях сына с родителями. Но, очевидно, возникли и вопросы, на которые пока нет ответа. И мне бы хотелось, чтобы эти вопросы стали главными на уроке, и в конце занятия мы постарались бы на них ответить.
(вопросы учащихся)
А мне как учителю-исследователю хотелось бы узнать мнение современных 10-классников по этому вопросу: оправдываете ли вы такое отношение главного героя к родителям, осуждаете или просто с пониманием относитесь.
Чтобы перейти к основной части урока, вспомним необходимый для дальнейшей работы материал, изученный на прошлых уроках и подготовленный в качестве домашнего задания. Опрос проведем приемом «Верных – неверных суждений».

2. Проверка домашнего задания приемом «Верные – неверные суждения»: учащиеся на листах бумаги дают ответы «верно», «неверно». Затем идет самопроверка работы по ключам, выставляются отметки, которые учитываются при подведении итогов в конце урока.
·        В романе Базаров трижды появляется в родительском доме (неверно);
·        В первый раз Базаров приезжает к родителям после пятилетней разлуки (неверно);
·        Мать Базарова: «Настоящая русская дворяночка, очень мила, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с мужем, за которого вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно» (верно);
·        Отец Базарова: «На вид ему было лет сорок 45, его коротко стриженные седые волосы отливали темным блеском; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза; весь облик его сохранил юношескую стройность» неверно);
·        Василий Иванович Аркадию: «Я должен вам сказать, что я боготворю моего сына: о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! Но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит» (верно);
·        В следующий раз Базаров появляется в родительском доме после посещения Одинцовой  и разрыва отношений между ними (верно);
·        Слова эпиграфа к уроку Базаров обращает к Аркадию в момент первого приезда в родительский дом (неверно).

3. Основная часть урока. Стадия осмысления.
Итак, в романе «Отцы и дети» три главы посвящены встрече, общению и взаимодействию Базарова с родителями. Тургенев показывает нам, с какой большой любовью родители относятся к сыну. Прочитаем по ролям момент приезда Базарова в родительский дом и встречи с отцом и матерью.
(чтение по ролям 4 человека)
Найдите в тексте слова, словосочетания, с помощью которых Тургенев подчеркивает душевное состояние отца и матери Базарова.
Мать: ласково называет сына «Енюшкой», от волнения она «пошатнулась и наверно упала бы», если бы Базаров ее не поддержал и др.
Отец: «глубоко дышал и щурился сильнее прежнего», «чубук так и прыгал у него между пальцами» и др.).
Благодаря мастерству Тургенева, мастеру «точной детали2. мы тонко чувствуем настроение и переживания героев.
Что же это были за люди? Как жили, чем занимались?
(индивидуальные задания: рассказ о жизни отца и матери Базарова, 2 человека)
Отношение родителей к сыну понятно. А вот каково отношение сына к родителям? Какое у вас сложилось мнение?
(ответы учащихся)
В русской критике тоже существуют разные точки зрения по этому вопросу. Вот мнение современных исследователей творчества И. С. Тургенева:
(открываю обратную сторону доски с высказываниями критиков)
В.Ю. Троицкий: «Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не может быть оправдана?»
Г. Я. Бялый: «Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их».
К какому мнению вы склоняетесь больше?
(деление класса на группы:
1 группа – склоняются к мнению Троицкого,
2 группа – к мнению Бялого).
А теперь докажите правильность своих суждений текстом.
(прием «Перекрестная дискуссия»)
Примерные ответы учащихся 1 группы:
·        «…заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит…а я…я чувствую только скуку и злость»;
·        «Базарову было бы не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери, он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом».

Примерные ответы учащихся 2 группы:
·        «Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший»;
·        - Ты их любишь, Евгений?

- Люблю, Аркадий.
Почему же Базаров, который искренне любит своих родителей (мнение 2 группы), так небрежно и даже грубо с ними обращается (мнение 1 группы)?
(ответы учащихся)
А теперь сравним свой вывод с выводом, который делает критик Д. И. Писарев, автор статьи «Базаров». Работа с этой статьей у нас впереди, но отрывок, касающийся темы урока, рассмотрим сейчас. Ваша задача:
1. Прочитать отрывок и найти ответ на вопрос: какова причина столь неоднозначных отношений между сыном и родителями?
2. Как сам Тургенев, по мнению Писарева, относится к своему герою: осуждает или оправдывает?
(самостоятельная работа с отрывком из критической статьи Д. И. Писарева «Базаров»)
  Итак, насколько вы были далеки от истины? Как Тургенев описал своего героя?
(ответы учащихся)
Выводы запишем в тетрадь: «Базаров не доставляет своим родителям тех удовольствий, которые эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, но между ним и его родителями нет ни одной точки соприкосновения… Изображая отношения Базарова к старикам, Тургенев остался искренним художником и показывает явление как оно есть, не дослащая и не скрашивая его по своему произволу…» (Д. И. Писарев).

4. Рефлексия.
1. Ответили мы на ваши вопросы? Удовлетворены ли вы остались уроком? Может быть, кто-нибудь изменил свое отношение и герою?
(ответы учащихся)
2. Прием «Синквейн».

Заключительное слово учителя:
Отцы когда-то были детьми, дети будут отцами. Дети будут покидать «родительское гнездо», но всегда и везде их будет сопровождать материнская и отцовская, доходящая до самопожертвования любовь. Вечный сюжет о «Блудном сыне» превращается под пером Тургенева в гимн родительской любви, непобедимой, несмотря на все конфликты отцов и детей.
Базаров умирает. Но память любви удерживает образ безвременно ушедшего человека. Поэтому так выделяется своей ухоженностью могила Базарова на заброшенном кладбище.
И в заключение хочется обратиться к вам, детям, у которых тоже есть родители. Помните, что они нуждаются в вашем внимании, заботе, любви. У одних эта любовь эмоциональная, яркая, у других, как у Базарова, скрыта в глубине сердца. Но пусть она будет искренней, неподдельной и бескорыстной, ведь «только любовью держится и движется жизнь».

5. Оценки за урок.
6. Домашнее задание: написать эссе «Базаров – сын. Каков он?»









Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят