План – конспект урока русской литературы в 10-ом классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» с использованием технологии РКМЧП
План – конспект урока русской
литературы в 10-ом классе по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» с
использованием технологии РКМЧП.
Тема:
СИ, С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и его родители.
Цель:
-
проследить за чувствами Базарова, за его отношением к своим родителям; как
выдерживает проверку на человечность главный герой;
-
развивать умения работы с художественным текстом;
-
углубить уровень восприятия художественного произведения;
-
развивать мыслительную деятельность учащихся (умение анализировать полученную
информацию, сравнивать и обобщать);
-
воспитывать у учащихся чувство уважения и любви к своим родителям.
Применяемая технология:
технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Оформление доски:
-
тема урока, эпиграф к уроку: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем
с огнем не сыскать»;
-
выдержки из работ В. Ю. Троицкого, Е. А. Бялого об отношении Базарова к
родителям (на обратной стороне доски);
Портрет И. С. Тургенева.
Материалы к уроку:
-
текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;
-
критическая статья Д. И. Писарева «Базаров»;
-
учебник. Русская литература. 10 класс.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Стадия вызова.
Мы
продолжаем разговор о главном герое романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С
каждым уроком для нас открываются все новые и новые стороны характера Базарова.
Для кого-то из вас он становится все ближе и понятнее, для кого-то, наоборот,
отодвигается все дальше. Базаров испытывает сопротивление отовсюду. Но пока
достойных соперников мы не увидели. Тургенев готовит для своего героя
противника посильнее – саму жизнь. Именно она испытывает силу убеждений
Базарова через любовь, дружбу, одиночество и смерть. А сегодняшний урок – это
проверка Базарова на человечность.
Итак,
тема урока «Базаров и его родители». Готовясь к уроку, вы перечитывали главы
20, 21, 27, у вас сложилось свое мнение о взаимоотношениях сына с родителями.
Но, очевидно, возникли и вопросы, на которые пока нет ответа. И мне бы
хотелось, чтобы эти вопросы стали главными на уроке, и в конце занятия мы
постарались бы на них ответить.
(вопросы
учащихся)
А
мне как учителю-исследователю хотелось бы узнать мнение современных
10-классников по этому вопросу: оправдываете ли вы такое отношение главного
героя к родителям, осуждаете или просто с пониманием относитесь.
Чтобы
перейти к основной части урока, вспомним необходимый для дальнейшей работы
материал, изученный на прошлых уроках и подготовленный в качестве домашнего
задания. Опрос проведем приемом «Верных
– неверных суждений».
2.
Проверка домашнего задания приемом
«Верные – неверные суждения»: учащиеся на листах бумаги дают ответы
«верно», «неверно». Затем идет самопроверка работы по ключам, выставляются
отметки, которые учитываются при подведении итогов в конце урока.
·
В романе Базаров трижды появляется в
родительском доме (неверно);
·
В первый раз Базаров приезжает к
родителям после пятилетней разлуки (неверно);
·
Мать Базарова: «Настоящая русская
дворяночка, очень мила, играла на клавикордах и изъяснялась немного
по-французски; но в течение многолетних странствий с мужем, за которого вышла
против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она
любила и боялась несказанно» (верно);
·
Отец Базарова: «На вид ему было лет
сорок 45, его коротко стриженные седые волосы отливали темным блеском; особенно
хороши были светлые, черные, продолговатые глаза; весь облик его сохранил
юношескую стройность» неверно);
·
Василий Иванович Аркадию: «Я должен вам
сказать, что я боготворю моего сына: о моей старухе я уже не говорю: известно –
мать! Но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не
любит» (верно);
·
В следующий раз Базаров появляется в
родительском доме после посещения Одинцовой
и разрыва отношений между ними (верно);
·
Слова эпиграфа к уроку Базаров обращает
к Аркадию в момент первого приезда в родительский дом (неверно).
3. Основная часть урока. Стадия
осмысления.
Итак,
в романе «Отцы и дети» три главы посвящены встрече, общению и взаимодействию
Базарова с родителями. Тургенев показывает нам, с какой большой любовью
родители относятся к сыну. Прочитаем по ролям момент приезда Базарова в
родительский дом и встречи с отцом и матерью.
(чтение
по ролям 4 человека)
Найдите
в тексте слова, словосочетания, с помощью которых Тургенев подчеркивает душевное
состояние отца и матери Базарова.
Мать:
ласково называет сына «Енюшкой», от волнения она «пошатнулась и наверно упала
бы», если бы Базаров ее не поддержал и др.
Отец:
«глубоко дышал и щурился сильнее прежнего», «чубук так и прыгал у него между
пальцами» и др.).
Благодаря
мастерству Тургенева, мастеру «точной детали2. мы тонко чувствуем настроение и
переживания героев.
Что же это были за люди? Как жили,
чем занимались?
(индивидуальные
задания: рассказ о жизни отца и матери Базарова, 2 человека)
Отношение
родителей к сыну понятно. А вот каково
отношение сына к родителям? Какое у вас сложилось мнение?
(ответы
учащихся)
В
русской критике тоже существуют разные точки зрения по этому вопросу. Вот
мнение современных исследователей творчества И. С. Тургенева:
(открываю
обратную сторону доски с высказываниями критиков)
В.Ю. Троицкий:
«Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость,
которая не может быть оправдана?»
Г. Я. Бялый:
«Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с
родителями, он нежно любит их».
К какому мнению вы склоняетесь
больше?
(деление
класса на группы:
1
группа – склоняются к мнению Троицкого,
2
группа – к мнению Бялого).
А
теперь докажите правильность своих суждений текстом.
(прием
«Перекрестная дискуссия»)
Примерные ответы учащихся 1 группы:
·
«…заняты и не беспокоятся о собственном
ничтожестве, оно им не смердит…а я…я чувствую только скуку и злость»;
·
«Базарову было бы не до того, чтобы
разбирать, что именно выражали глаза его матери, он редко обращался к ней, и то
с коротеньким вопросом».
Примерные ответы учащихся 2 группы:
·
«Коли может женщина получасовую беседу
поддержать, это уж знак хороший»;
·
- Ты их любишь, Евгений?
-
Люблю, Аркадий.
Почему
же Базаров, который искренне любит своих родителей (мнение 2 группы), так
небрежно и даже грубо с ними обращается (мнение 1 группы)?
(ответы
учащихся)
А
теперь сравним свой вывод с выводом, который делает критик Д. И. Писарев, автор
статьи «Базаров». Работа с этой статьей у нас впереди, но отрывок, касающийся
темы урока, рассмотрим сейчас. Ваша задача:
1.
Прочитать отрывок и найти ответ на вопрос: какова причина столь неоднозначных
отношений между сыном и родителями?
2.
Как сам Тургенев, по мнению Писарева, относится к своему герою: осуждает или
оправдывает?
(самостоятельная
работа с отрывком из критической статьи Д. И. Писарева «Базаров»)
Итак, насколько вы были
далеки от истины? Как Тургенев описал своего героя?
(ответы
учащихся)
Выводы
запишем в тетрадь: «Базаров не доставляет своим родителям тех удовольствий,
которые эти добрые старики ожидают от его пребывания с ними, но между ним и его
родителями нет ни одной точки соприкосновения… Изображая отношения Базарова к
старикам, Тургенев остался искренним художником и показывает явление как оно
есть, не дослащая и не скрашивая его по своему произволу…» (Д. И. Писарев).
4. Рефлексия.
1.
Ответили мы на ваши вопросы? Удовлетворены ли вы остались уроком? Может быть,
кто-нибудь изменил свое отношение и герою?
(ответы
учащихся)
2.
Прием «Синквейн».
Заключительное слово учителя:
Отцы
когда-то были детьми, дети будут отцами. Дети будут покидать «родительское
гнездо», но всегда и везде их будет сопровождать материнская и отцовская,
доходящая до самопожертвования любовь. Вечный сюжет о «Блудном сыне»
превращается под пером Тургенева в гимн родительской любви, непобедимой,
несмотря на все конфликты отцов и детей.
Базаров
умирает. Но память любви удерживает образ безвременно ушедшего человека.
Поэтому так выделяется своей ухоженностью могила Базарова на заброшенном кладбище.
И
в заключение хочется обратиться к вам, детям, у которых тоже есть родители.
Помните, что они нуждаются в вашем внимании, заботе, любви. У одних эта любовь
эмоциональная, яркая, у других, как у Базарова, скрыта в глубине сердца. Но
пусть она будет искренней, неподдельной и бескорыстной, ведь «только любовью
держится и движется жизнь».
5.
Оценки за урок.
6. Домашнее задание:
написать эссе «Базаров – сын. Каков он?»
Комментарии
Отправить комментарий