К основному контенту

План-конспект интегрированного урока истории и русской литературы в 11-ом классе на тему "Истоки и уроки победы в Сталинградской битве в исторических документах и художественных произведениях"


Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему:
«Истоки и уроки победы в Сталинградской битве
 в исторических документах и художественных произведениях».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Цели урока.
Учащиеся должны:
 знать
-       понятийный минимум:  коренной перелом,  операция “Уран”, “Кольцо”, оксюморон, абсурд, антигуманный;
-       истоки победы в Сталинградской битве;
-       итоги битвы под Сталинградом;
понимать
-       значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне;
-       мотивацию боевого подвига советского солдата;
уметь
-       анализировать  исторические документы и  ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву;
-       раскрывать причины победы советского народа в битве на Волге;
-       формулировать экономические, политические, нравственные, философские выводы, свидетельствующие об осмыслении историками и писателями разных эпох истоков победы в  Сталинградской битве.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне, документы.
Ход урока.
I Организационный момент

1.Чтение стихотворения учащимся на фоне  картинки  «Руины города Сталинграда».(20 сек)

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
                             Сергей Орлов
Учитель литературы: как вы думаете о каком событии Второй Мировой войны мы сегодня будем говорить? (Сталинградская битва)
Учитель истории: Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах.  К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве  Второй Мировой войны, решалась судьба не только советского государства. Здесь решалась судьба всего человечества. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? На этот вопрос должны были ответить сражения, развернувшиеся у Дона и Волги.
Попытаемся ответить на этот вопрос и мы.
Учитель литературы: Эпиграфом к уроку будет выдержка из очерка  Василия Гроссмана «Направление главного удара»:
  «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
- О ком говорил известный писатель? (О советских солдатах)
- Почему страх охватывал противника? (Дети говорят о героизме советских солдат и граждан)
Вывод учителя литературы:
- Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Именно этому посвящён наш сегодняшний урок. Итак, тема урока «Истоки и уроки победы в Сталинградской битве: исторические факты и их художественное отображение».
 Урок у нас сегодня не совсем обычный. Это интегрированный урок истории и литературы и проходит он в эти весенние дни, когда по всему миру проходят торжества в честь Дня Победы. Познакомимся  с планом изучения темы:
1.1-й этап Сталинградской битвы в истории и литературе;
2.2 -й этап Сталинградской битвы в истории и литературе;
3. Значение Сталинградской битвы;
4.Увековечивание памяти о героях Сталинградской битвы.
Учитель истории: исходя из темы и плана урока, давайте определим задачи урока: что мы должны узнать, выяснить, с какими источниками мы будем сегодня работать?
Вывод учитель истории: (подведение итога после ответов учащихся).
- Задачами нашего урока являются:
- рассмотреть ход Сталинградской битвы, определить её результаты, показать значимость Сталинградской битвы;
- вспомнить её героев,  на конкретных примерах рассмотреть  героизм советских солдат и его  отображение в художественных произведениях;
- показать, как увековечена память о героях Сталинграда;
- выяснить сущность исторического термина «коренной перелом»;
- поскольку мы будем работать  и с историческими документами, и с художественными произведениями, нужно будет определить отличие изображения событий в документах и художественных произведениях.

Учитель литературы:
-  Исходя из этих задач,  мы ставим проблему урока: «Из чего же складывается победа?»
-  Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. Сегодня мы вместе, работая с выдержками из документального материала и художественных произведений,  рассмотрим  поднятые вопросы, и выясним истоки победы  советской армии в Сталинградской битве.  В течение урока вы накопите материал, необходимый для выполнения домашнего задания: написание эссе по теме урока и выполнения тестового задания по истории.
Т.к. урок у нас сегодня не совсем обычный, что вы ожидаете от занятия? Напишите на листах, в конце урока обсудим, оправдались ли ваши ожидания?

II Основная часть урока.

Учитель литературы: В битве на Волге принимали непосредственное участие те поэты и писатели - фронтовики, которые на протяжении всей послевоенной истории продолжали обращаться в своём творчестве к важнейшим событиям Великой Отечественной войны. «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне?» - задавал себе вопрос В.П. Астафьев, и сам на него отвечал: «Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумным». Такую правду о Сталинградской битве показали в своих произведениях Виктор Некрасов, Юрий Бондарев.
Учитель истории:
Сейчас мы вспомним обстановку на фронте в 1941 году. А вот как развивались события далее, вы узнаете из сегодняшнего урока, в процессе которого мы должны определить, стала ли Сталинградская битва переломным событием в ходе войны?
Основное понятие – коренной перелом, определение которому вы дадите в конце урока.
Итак, давайте вспомним: (вопросы к учащимся)
 1.Как назывался план войны против СССР, подписанный в декабре 1941 года? (Барбаросса);
2. Что предусматривал это план? (Разгром СССР в непродолжительной компании – «блицкриг» и выход германских войск ещё до наступления зимы на линию реки Волги;) 3. В каких направления были запланированы удары немецко-фашистских войск? (Группа армий «Север» - Прибалтика, Ленинград; группа армий «Центр» - Москва; группа армий «Юг» - Киев, Чёрное море).  
4.В результате какого сражения советским войскам удалось остановить наступление фашистской армии на центральном направлении? (Битва под Москвой);
5.Когда произошла битва за Москву?(30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года)
6.Каковы её результаты? (Первое крупное поражение немецко–фашистских войск, крах гитлеровской стратегии молниеносной войн, развеян миф о непобедимости германской армии, укрепился международный авторитет СССР).

Подведение итога учителем истории
 С одной стороны, советскому командованию удалось остановить победоносное шествие немецких войск на центральном направлении. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря. Однако дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград. 17 июля 1942 года началась Сталинградская битва – одна из самых величайших ожесточённых битв Второй мировой войны, которая продолжалась 200 дней и ночей.
Продолжает учитель истории
- Сталинградская битва состоит из двух этапов. 1-й этап оборонительный – с 17 июля 1942 г. по 18 ноября 1942 г. Поработайте сейчас с выдержкой из документального материала о Сталинградской битве, и определите планы немецкого командования и планы советского командования на первом этапе битвы.
Текст
Планы сторон на первом  этапе Сталинградской битвы: немецкое командование намеревалось в ходе наступления выйти на Кавказ, чтобы захватить его нефтяные районы, прорваться к Сталинграду, взять его с ходу, перерезать Волгу, и прервать доставку бакинской нефти в Центр. Сталинград должен был потерять своё значение центра военной промышленности. Немецкое командование рассчитывало на лёгкий успех, но, первые два месяца кровопролитных сражений заставили немецкое командование бросить на Сталинградское направление огромные силы: 6-ю армию под командованием генерала Ф. Паулюса, покорившую в своё время Францию, а затем и 4-ю танковую армию и другие соединения, крупные силы авиации. По мере развёртывания боёв под Сталинград направлялись всё новые и новые силы  войск, в их числе 8-я итальянская и 3-я румынская армии.
   Планы советского командования предусматривали измотать противника в оборонительных сражениях, нанеся ему наибольший урон, и подготовить силы для контрнаступления. На Сталинградском направлении 12 июля 1942 года, накануне начала оборонительной операции, был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 км, остановить продвижение противника, который превосходил наши войска в людях в 1,4 раза, танках и САУ - в 2 раза, в самолетах - в 3,5 раза.
 Основные усилия фронта были сосредоточены в большой излучине Дона, где заняли оборону 62-я армия генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова и 64-я армия генерал-майора М.С. Шумилова. Перед ними стояла задача не допустить форсирования противником реки и прорыва его кратчайшим путем к Сталинграду.
Ответы учащихся, сверка с таблицей.
Учитель истории.
Советские войска с трудом сдерживали натиск врага и, чтобы избежать окружения, отходили на заранее подготовленные позиции.  Неудачи в летних сражениях отрицательным образом сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе, поэтому 28 июля 1942 г. был издан приказ № 227, который вошел в историю под названием “Ни шагу назад!”
Работа с выдержкой из документа ( учебник с 155). Вопросы к учащимся:
1.      Сформулируйте главную идею Приказа № 227? (Опасность падения Сталинграда и выхода фашистов за Волгу грозили поражением Советского Союза в войне. И, как всегда, Сталин принимает решение: обеспечить победу любой ценой.)
2.      Что послужило причиной появления приказа?
3.      Каково его основное требование?

Учитель истории: итог по документу.
- Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости.

   Однако после ожесточённых боёв 6-й немецкой армии под командованием Паулюса удалось прорвать оборону на узком участке советских войск на реке Дон и 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда.
 Один из самых страшных дней первого периода сражения был день 23 августа, когда город подвергся массированному  бомбовому удару немецкой авиации. В этот день фашистские самолёты совершили более 2 тысяч боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Видеоролик «23 августа».
В этот день противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда, после чего немцы попытались захватить город ударом с севера вдоль Волги, но их попытка с ходу ворваться в город была сорвана. Город было решено удержать любой ценой. Приказ И.В.Сталина гласил: «Сталинград не должен быть сдан противнику».  Немецкие войска были остановлены на северо-западных окраинах города и только 12 сентября вплотную подошли к Сталинграду с запада и юго-запада, и в городе развернулись ожесточенные уличные бои. К исходу дня 13 сентября немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом.
Выступление учащегося
В период Великой Отечественной войны Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье, а так же переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах.  Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений Второй мировой войны. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства памятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы.
Учитель истории
Бои за город, за каждую улицу, каждый дом, продолжались беспрерывно более двух месяцев. Удивительный подвиг совершило подразделение Павлова.
Выступление учащегося
В конце сентября 1942 года командир отделения сержант Я. Ф. Павлов, выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами. Гвардейцы выбили врага, и превратила здание в опорный пункт. Ночью 2 октября со стороны мельницы пришло подкрепление - пулеметный взвод лейтенанта И. Ф. Афанасьева и группа бронебойщиков. Вскоре туда прибыло и несколько минометчиков. Гарнизон «Дома Павлова» состоял из 25 человек. Они прорыли от мельницы к дому траншею, по которой им доставляли вооружение и пищу. Территорию вокруг осажденного врагом дома бойцы заминировали. 58 суток — срок больший, чем Германия затратила на захват целых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовала фашисты развалины дома, который стал для них неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.
Учитель истории:
история сохранила имена героев, чей подвиг породил современников и стал назиданием для потомков, вот несколько примеров.
Выступления учащихся:
Матвей Путилов — связист штаба 208-й стрелковой дивизии. В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.
Михаил Паникахи — боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Охваченный пламенем, он бросился к немецкой машине, разбил о её броню вторую бутылку и лёг на броню танка. Умирая, Михаил уничтожил танк врага с его экипажем.
Василий Зайцев — снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашистов, а обученные им снайперскому делу солдаты уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Чтобы обезвредить Зайцева, немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня и он был убит известным снайпером.
Учитель истории:
ребята, у вас на столах лежат выдержки из документов – это воспоминания очевидцев и участников этой битвы.
Прочитайте, затем ответим на вопросы

Документы
Из дневника немецкого солдата, убитого под Сталинградом:
« Нам надо пройти до Волги ещё один километр, но мы никак его не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем  войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы».
Из воспоминаний немецкого генерала Г. Дёрра:
«… За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, наконец, за кучу развалин велась ожесточённая борьба, которая не имеет себе равных даже в период первой мировой войны с её гигантским расходом боеприпасов».

Выдержка из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова (командующего 62 –й армией).
« …Я никогда не забуду 14 сентября. Для Сталинграда оно стало одновременно одним из тяжёлых и в то же время счастливых дней. В этот день враг вклинился в город большими силами западнее вокзала. Фашистские головорезы выскакивали из машин, веселились, врывались в жилые квартиры с целью поживиться тем, что ещё уцелело от пожара.
А наши солдаты и офицеры, спрятавшись за углы зданий, в подвалах, на чердаках домов, расстреливали зарвавшихся захватчиков. Врагов наши снайперы заставили бояться их огня. Это, на мой взгляд, и явилось началом того долгожданного перелома, который следовало закрепить в дальнейшем успешными боевыми действиями»
Учитель истории: как вы думаете, каковы причины такого поведения защитников Сталинграда?
Ответы учащихся
Учитель литературы: (Мамаев курган)
Это исторические факты и документы, а теперь рассмотрим эти события с художественной точки зрения.  Вы прочитали произведения писателей-фронтовиков Виктора Платоновича Некрасова  «В окопах Сталинграда» и Юрия Васильевича  Бондарева «Горячий снег». Авторы  не понаслышке знали, что такое война, оба участвовали в Сталинградской битве. Их произведения  называют «окопной правдой». Сама Сталинградская битва, согласно авторской задаче, видится читателю из окопа. Когда наблюдаешь величайшую битву не с высоты птичьего полета, а из окопа, то лучше виден человек.

- Скажите, как отражены в литературе события I-го этапа Сталинградской битвы?
«В окопах Сталинграда»: главы 9, 10.

(«В окопах Сталинграда». Начало повести – это картина отступления от Воронежа к Сталинграду. Здесь и описание отступления, и дожди, и женщины с кринками молока и печальными взорами… Это повесть о том, как мы умели и не умели воевать. Бомбежки, жара, неразбериха, всеобщее смятение - наши войска отступают. Керженцев испытывает стыд от того, что он, командир, “не знает, где его взвод, полк, дивизия”, от того, что чувствует свою вину за отступление, за то, что мирные жители “завтра проснутся и увидят немцев”: “Я не могу смотреть на эти лица, на эти вопросительные, недоумевающие глаза. На воротнике у меня два кубика, на боку пистолет. Почему же я не там, почему я здесь?.. Где мой взвод, мой полк, дивизия? Ведь я же командир… Что я на это отвечу? Что война — это война, что вся она построена на неожиданности и хитрости, что у немцев сейчас больше самолётов и танков... А мы хотя и вынуждены отступать, но отступление — ещё не поражение...” В мыслях героя постоянно звучит живая речь других людей: женщин, которые провожают солдат, однополчан. Герой вбирает в себя ощущения и чувства многих тысяч русских людей, переживающих  трагедию отступления. У героев повести возникает вечный вопрос русской интеллигенции: кто виноват  в  неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Герои повести чувствуют и тяжесть положения своего полка, и общее фронтовое неблагополучие. Однако не дают воли чувствам. В их разговорах ощутима лишь едва уловимая недосказанность, эмоциональные вспышки приглушаются. Смутно сознавая неполноту своего понимания сущего, они не спешат с умозаключениями. «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится», словно бы оправдывается Керженцев.  Но и того, что творится под носом, хватает с лихвой.
Описывается бомбёжка Сталинграда)

  - Какая задача стояла перед  бойцами в  повести “ В окопах Сталинграда»?
(Для героев данного произведения задачей было отстоять “главную высоту” - Мамаев курган.)

Учитель истории:
 К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Расстановка сил на советско-германском фронте постепенно стала меняться  в пользу Красной Армии. Противник понёс к этому времени огромные  потери на  сталинградском  и северокавказском направлениях и был вынужден перейти к обороне. В четырёхмесячных сражениях на подступах к Сталинграду и в самом городе не только была сокрушена наступательная мощь врага и обескровлена главная ударная группировка немецкой армии на южном крыле советско-германского фронта, но и подготовлены условия для перехода советских войск в решительное контрнаступление. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.  Наши войска потеряли свыше 640 тыс. человек.
  Переходим к рассмотрению II этапа Сталинградской битвы – наступательного, который продолжался с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года. Ещё шли оборонительные бои, а советское командование уже приступило к разработке плана разгрома врага на юге страны. В район боевых действий на Волге были направлены представители Ставки: Генерал армии Г.К.Жуков, генерал-полковник А.М. Василевский, генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов для изучения на месте вопросов, связанных с предстоящим контрнаступлением. 
Ребята,  опираясь на кадры кинохроники, объясните, в чём заключался  план советского командования на втором этапе Сталинградской битвы? И каковы были планы немецкого командования? Работа с выдержкой из документального материала
Текст
План предполагал силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником.
Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Её разгром должен был привести к крушению южного фронта противника и к перелому в ходе войны.
Учитель истории
(Видеоролик «Операция «Уран»).
 (Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.)
Документ (читается учителем)
Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 года об окружении армии советскими войсками под Сталинградом « Армия окружена… Запасы горючего скоро кончаться, танки и тяжёлое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…
Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…»
В середине декабря на помощь окружённым армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизия Манштейна приблизилась к окружённым армиям с юго-запада на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Р.Я. Малиновского не только остановила врага, но нанесла ему сокрушительное поражение. Во избежание напрасного кровопролития командующий Донским фронтом генерал К.К. Рокоссовский 8 января 1943 года предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией генерал Паулюс отказался принять ультиматум.
Вопрос учителя классу: Как вы думаете, почему Паулюс поступил именно так?
В результате самоотверженной борьбы войск Красной Армии в окружение очутились главные силы немецких войск общей численностью 330 тыс. солдат и офицеров. 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к выполнению операции «Кольцо». 31 января основные силы окружённых немецких войск во главе с произведённым накануне в фельдмаршалы Паулюсом сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя немецкая часть. Так завершился второй этап Сталинградской битвы - одного из крупнейших сражений ВМВ.

Учитель литературы:
- Ребята, а как показаны события II этапа Сталинградской битвы  в романе Ю.Бондарева «Горячий снег»?

(«Горячий снег». Декабрь 1942 года, т. е. контрнаступление. В основу произведения легла Сталинградская битва, в частности битва батареи лейтенанта Дроздовского в ста километрах от Сталинграда на реке Мышкова, вступившей в бой с танками армии Манштейна, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.)

Учитель истории.
Завершилась Сталинградская битва. По продолжительности и ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники она превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков. Более 2 тысяч самолётов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Общие потери вермахта за время Сталинградской битвы составили около 1,5 млн. человек. В связи с событиями под Сталинградом в Германии был объявлен трёхдневный траур.  Тяжёлые потери понесла и Красна Армия. С 17 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года общее количество убитых и раненых составило свыше 1 129000 солдат и офицеров.
А теперь определим значение Сталинградской битвы.
-Работа с текстом дополнительного материала.
-Выводы учащихся.
- Работа с понятием коренной перелом (учащиеся формулируют определение самостоятельно, затем сверяются со словарём)
(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.)
Учитель истории: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,  разгром немецких войск под Сталинградом перерос в мощное наступление Красной Армии на многих участках фронта. Опасаясь нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа.
Закрепление.
Вопросы к учащимся:
1.Вспомним дату сталинградской битвы?
2.На какие этапы делится Сталинградская битва?
3.Чем завершился первый этап?
4. Чем завершился второй этап?
5. Вспомните примеры мужества и героизма советских солдат в ходе сталинградской битвы.
6. Какие примеры самоотверженности вы нашли на страницах художественных произведений?
Учитель литературы:
- В чем отличие изображения событий в документах и художественных произведениях?
(В документах отражены факты, достоверные события, стиль деловой, отсутствие изобразительных средств языка.
В художественных произведениях вымышленные лица, не указываются конкретные даты. Писатели размышляют о нравственной сущности человека на войне, которая проявляется в выборе им для себя того или иного поступка. Писатели стремились показать судьбу человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на неё глазами простого солдата, офицера. Долг и эгоизм, жестокость и сострадание, душевное оскудение и совестливость, доверие и недоверие к человеку, самопожертвование и шкурничество, боевое мужество и гражданская трусость, ответственность перед людьми и бездумность… Об этом и многом другом говорит военная проза, показывая ярко ту или иную грань проблемы.)
Учитель истории.
   Вернёмся к названию темы и эпиграфу урока и ответим на проблемный вопрос: Каковы же истоки победы (ответы учащихся).
Учитель истории.
За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, более 120 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда». К 20-летию победы советского народа в ВОВ город-герой Волгоград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Учитель литературы: по произведению Ю. Бондарева «Горячий снег» режиссёром  снят фильм,  в заключительном моменте которого герои Сталинграда получают свои награды.
Фрагмент из фильма «Горячий снег».
Учитель истории.
Самоотверженность советских людей вызвала уважение во всём мире. В ноябре 1943 года на конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании У. Черчилль передал советской делегации почётный меч – дар короля Георга 6 гражданам Сталинграда в ознаменование победы над фашистами. На обеих сторонах лезвия меча надпись на русском и английском языках: « Гражданам Сталинграда – крепким как сталь, в знак глубокого восхищения британского народа».
- Как увековечена память о павших героях?
Выступления учащихся (виртуальная экскурсия на Мамаев курган)
Учитель литературы.
Какой мы видим Сталинградскую битву в поэзии? В стихах каких поэтов? Выступление учащихся
Учитель истории.
Актуальна ли тема войны сегодня? Почему?  Почему должны помнить (ответы учащихся).
Учитель литературы. Чтение стихотворения.
Учитель истории.
Пройдёт много лет, сменятся поколения… Но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то. Что мы победили в самой жестокой из войн – во Второй мировой войне! Победили ради всего мира как часть великой коалиции. Победили. Отомстив за погибших в окружениях под Киевом, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за сожжённых в Хатыни!
Учитель литературы.
И пока мы помним себя, мы просто не имеем права забыть тех, кто дал нам свободу жить. Мы должны помнить, что на наших полях и кровью наших воинов была остановлена неудержимая прежде машина вермахта. Мы должны помнить о тех, кто выстоял и победил. Память наша должна быть действенной: это не только открытки ветеранам ко Дню Победы, это не только забота о воинских захоронениях, это не только поисковая работа. А это и отпор новоявленным нацистам всех мастей!
Учащиеся пишут под музыку призывы к людям и прикрепляют к доске белых голубей.
Учитель литературы.
Оправдались ли ожидания? (ответы учащихся)
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Дом. задание:
1. Тест по истории;
2.Эссе на тему «Герои Сталинграда в истории и литературе»

























Литература

1.     Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, II полугодие. – М.: ВАКО, 2009.
2.     Произведения о Великой Отечественной войне на уроках/Сост. Е. П. Пронина. – М.: Просвещение,  1985.
3.     Савина Л.Н., Шмидт Е.А. Интеграция как сущность образования: Примерное планирование интегрированных занятий по курсам «История России» и «Русская литература» XX века в 11 классе. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 116 с. – (Приложение к журналу «Учебный год», № 37. Серия «Педагогические технологии». Вып. 2).
4.     Самсонов А.М. Сталинградская битва. –  М., 1989, с. 597.
5.     http://battle.volgadmin

 






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят