К основному контенту

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Первомайского района


       Обучение – это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления обучающимися новой учебной информации, организации их на ее освоение, на выработку умений и навыков, развитие познавательных способностей.
   Основной результат обучения – знания, умения и навыки, усвоенныеучащимися, познавательные потребности и способности сформированные у них.
   Многоплановость и многогранность процесса обучения позволяют сформировать несколько групп требований к нему:
- дидактические требования
- воспитательные требования
- психолого-педагогические требования
- организованные требования
- гигиенические требования.
К дидактическим требованиям относятся:
  • реализация на уроке основных принципов дидактики
- научности
- доступности
- систематичности и последовательности
- сознательности и активности
- единства обучения и воспитания
- связи теории с практикой
- наглядности
- прочности знаний и умений
- индивидуального подхода к обучающимся;
  • четкое определение целей урока в целом и места конкретного урока в общей системе учебных занятий;
  • оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями образовательной программы по предмету и целями урока;
  • педагогическое мастерство учителя, творческое применение различных методов и приемов обучения, обеспечение высокой познавательной активности студентов на уроке, оптимальное сочетание изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач и выполнением заданий творческого характера;
  • дифференцированный подход к обучающимся в соответствии с их уровнем подготовленности к усвоению учебного материала;
  • преемственность в обучении (связь данного урока с предыдущими занятиями на основе внутри- и межпредметных связей с целью формирования системы знаний и умений);
  • применение рациональных методов контроля.
К воспитательным требованиям относятся:
  • реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;
  • воздействие на мотивационную сферу личности учащихся, стимулирование и формирование положительного отношения к учению, развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся;
  • высокая требовательность учителя, сочетающаяся с уважением к личности учащихся, соблюдение педагогического такта.
К психологическим требованиям относятся:
  • направленность урока на развитие познавательных психических процессов (внимания, представлений, памяти, мышления, воображения и др.);
  • учет психологических особенностей и психического состояния учащихся на уроке;
  • собранность учителя, его умение распределять свое внимание между всеми обучающимися, самообладание и самоконтроль, доброжелательность и справедливость.
К организационным требования относятся:
  • четкая структура урока, соответствующая его цели, содержанию, методам обучения;
  • рациональное использование времени урока для полноценной обучающей работы.
К гигиеническим требованиям относятся:
  • предупреждение умственного и физического переутомления (обеспечения чистого воздуха в аудитории, благоприятного для учебных занятий, температурного режима, норм освещения, соответствие учебной мебели физическим данным студентов).
    В своей педагогической деятельности нужно руководствоваться следующими принципами:
-  принцип личностного целеполагания (способность человека к постановке целей своей деятельности. Здесь учитывается достижения учебных целей у3чащихся  и целей личностного развития);
- принцип межпредметных освязей;
- принцип продуктивности учебного процесса (при определении продуктивности деятельности учащихся учитывается уровень развития и его ориентации в полученных новых знаниях);
- принцип ситуативности (для организации деятельности учащихся при участии педагога создается образовательная ситуация с помощью основополагающих и проблемных вопросов. Её цель – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность учащегося в направлении познания предмета. Любое проявление творчества поддерживается учителем);
- принцип рефлекции – осознания способов деятельности, которыми овладел учащийся в ходе выполнения заданий (обучения).     
Классификация современных подходов к обучению и воспитанию
Аксиологический подход  заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентаций личностишкольника. При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации. Это первый аспект, связанный с реализацией данного подхода на практике.
Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении учащимся ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Онтологический подход рассматривает проблемы воспитания и обучения с точки зрения логики бытия (со-бытия) учителя и учащегося в бытийном пространстве.
Социальный подход в воспитании и обучении обозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания школьника вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и социума. При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира. Как отмечает С. А. Козлова, приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, приятия мира людей, что приводит к социальному развитию. Это является залогом того, что в дальнейшем ребенок будет успешно жить в обществе, не теряя своей индивидуальности, и адекватно оценивать и ценить других людей. В свою очередь, от социальной среды, социального окружения зависит, что будет актуализироваться в личности, носителем какой культуры он станет, какие ценности усвоит.
Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности учащегося (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп восниту- емых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей учащихся. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что осуществление педагогического процесса происходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса по отношению к каждому ребенку.
 «Реализация личностного подхода к воспитанию и обучению предполагает соблюдение следующих условий:
  • 1) в центре процесса находится личность учащегося, т.е. процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
  • 2) организация процесса обучения и воспитания основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и учащихся на основе диалогового общения;
  • 3) процесс обучения и воспитания  подразумевает сотрудничество и самих учащихся в решении  задач воспитания и обучения;
  • 4) процесс обучения и воспитания обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
  • 5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности».
         Деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) предполагает направленность всех педагогических мер на организацию разнообразных видов деятельности..
         Системный подход к воспитанию и обучению позволяет педагогу изучать и разрабатывать систему воспитания и обучения, характеризуя цель, содержание, средства, методы во взаимосвязи друг с другом как целостный процесс. При этом в качестве объективного закона воспитания и обучения педагог ориентируется на закон гармоничного развития сущностных силучащегося, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей.
        «В основе системного подхода к воспитанию лежит понятие “система”, в которой все элементы, составляющие целостность, работают на конечную цель — формирование гармонической личности. Теоретико-методологический анализ литературы позволяет выявить основные компоненты любой педагогической системы:
  • 1) цели педагогической деятельности;
  • 2)учащиеся, выступающие в роли субъект-объектов;
  • 3) педагоги и другие лица, участвующие в процессе обучения и воспитания;
  • 4) содержание процесса обучения и воспитания;
  • 5) педагогические технологии;
  • 6) результаты педагогической деятельности.
Многосторонность обучения
Способ
учения
Метод
преподавания
Составные
части
содержания
Позиция
учащегося
Стратегия
деятельности
Усвоение
Подающий
Описательные
Рецептивная
Информационная
Открытие
Проблемный
Объясняющие
Исследовательская
Проблемная
Переживание
Экспонирующий
Оценивающие
Аффективная
Эмоциональная
Деятельность
Практический
Нормативные
Активная
Оперативная
      Рассмотренные комплексные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание и обучение с разных сторон. Их использование в образовательном процессе можно рассматривать как комплексное средство, позволяющее раскрыть смысл основных понятий, используемых в воспитательной практике и опыте обучения школьников, т.е. связать теорию с практикой.
Руководитель РМО                                                              О.Г.Гетманова
русского языка                                         
и литературы  


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят