Обучение – это целенаправленный, планомерно
организованный процесс предъявления обучающимися новой учебной информации,
организации их на ее освоение, на выработку умений и навыков, развитие
познавательных способностей.
Основной результат обучения – знания,
умения и навыки, усвоенныеучащимися, познавательные потребности и способности
сформированные у них.
Многоплановость
и многогранность процесса обучения позволяют сформировать несколько групп
требований к нему:
- дидактические требования
- воспитательные требования
- психолого-педагогические требования
- организованные требования
- гигиенические требования.
К дидактическим требованиям относятся:
- реализация на уроке основных принципов дидактики
-
научности
-
доступности
-
систематичности и последовательности
-
сознательности и активности
-
единства обучения и воспитания
-
связи теории с практикой
-
наглядности
-
прочности знаний и умений
-
индивидуального подхода к обучающимся;
- четкое определение целей урока в целом и места
конкретного урока в общей системе учебных занятий;
- оптимальное содержание урока в соответствии с
требованиями образовательной программы по предмету и целями урока;
- педагогическое мастерство учителя, творческое
применение различных методов и приемов обучения, обеспечение высокой
познавательной активности студентов на уроке, оптимальное сочетание
изложения преподавателем материала с самостоятельным поиском студентов,
решением проблемных задач и выполнением заданий творческого характера;
- дифференцированный подход к обучающимся в соответствии
с их уровнем подготовленности к усвоению учебного материала;
- преемственность в обучении (связь данного урока с
предыдущими занятиями на основе внутри- и межпредметных связей с целью
формирования системы знаний и умений);
- применение рациональных методов контроля.
К воспитательным требованиям относятся:
- реализация воспитательных возможностей, заложенных в
содержании и методах обучения;
- воздействие на мотивационную сферу личности учащихся,
стимулирование и формирование положительного отношения к учению, развитие
самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- высокая требовательность учителя, сочетающаяся с
уважением к личности учащихся, соблюдение педагогического такта.
К психологическим требованиям относятся:
- направленность урока на развитие познавательных
психических процессов (внимания, представлений, памяти, мышления,
воображения и др.);
- учет психологических особенностей и психического
состояния учащихся на уроке;
- собранность учителя, его умение распределять свое
внимание между всеми обучающимися, самообладание и самоконтроль,
доброжелательность и справедливость.
К организационным требования относятся:
- четкая структура урока, соответствующая его цели,
содержанию, методам обучения;
- рациональное использование времени урока для полноценной
обучающей работы.
К гигиеническим требованиям относятся:
- предупреждение умственного и физического переутомления
(обеспечения чистого воздуха в аудитории, благоприятного для учебных
занятий, температурного режима, норм освещения, соответствие учебной мебели
физическим данным студентов).
В своей педагогической деятельности нужно руководствоваться
следующими принципами:
-
принцип личностного целеполагания (способность человека к постановке
целей своей деятельности. Здесь учитывается достижения учебных целей у3чащихся и целей личностного развития);
-
принцип межпредметных освязей;
-
принцип продуктивности учебного процесса (при определении продуктивности
деятельности учащихся учитывается уровень развития и его ориентации в полученных
новых знаниях);
-
принцип ситуативности (для организации деятельности учащихся при участии
педагога создается образовательная ситуация с помощью основополагающих и
проблемных вопросов. Её цель – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность учащегося
в направлении познания предмета. Любое проявление творчества поддерживается
учителем);
-
принцип рефлекции – осознания способов деятельности, которыми овладел учащийся в
ходе выполнения заданий (обучения).
Классификация современных подходов к обучению
и воспитанию
Аксиологический подход заключается в утверждении приоритета
общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде,
оказывающей влияние на формирование ценностных ориентаций личностишкольника.
При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культур
становятся специфическими потребностями формирующейся и развивающейся
личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в
субъективные ценностные ориентации. Это первый аспект, связанный с реализацией
данного подхода на практике.
Культурологический подход опосредуется
принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть
воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении учащимся ценностей
общечеловеческой и национальной культуры.
Онтологический подход рассматривает
проблемы воспитания и обучения с точки зрения логики бытия (со-бытия) учителя
и учащегося в бытийном пространстве.
Социальный подход в воспитании и
обучении обозначает единство и согласованность действий социальных институтов
воспитания школьника вне зависимости от их функционального предназначения в
целях гармонизации взаимодействия ребенка и социума. При этом социальный
подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с
переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми,
познанием и преобразованием окружающего мира. Как отмечает С. А. Козлова,
приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в
основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания,
приятия мира людей, что приводит к социальному развитию. Это является залогом
того, что в дальнейшем ребенок будет успешно жить в обществе, не теряя своей
индивидуальности, и адекватно оценивать и ценить других людей. В свою очередь,
от социальной среды, социального окружения зависит, что будет
актуализироваться в личности, носителем какой культуры он станет, какие
ценности усвоит.
Возрастной подход к воспитанию и
обучению предполагает ориентировку педагога в
процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности учащегося (физиологические,
психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности
групп восниту- емых, обусловленных их возрастным составом, что находит
отражение в возрастной периодизации развития детей
Индивидуальный подход к воспитанию и
обучению определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей учащихся.
Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и
укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического
воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что осуществление
педагогического процесса происходит с учетом индивидуальных особенностей
учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов,
интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных
жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое
использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью
достижения оптимальных результатов образовательного процесса по отношению к
каждому ребенку.
«Реализация личностного подхода к воспитанию и обучению предполагает
соблюдение следующих условий:
Деятельностный
подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В.
Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) предполагает
направленность всех педагогических мер на организацию разнообразных видов
деятельности..
Системный
подход к воспитанию и обучению позволяет педагогу
изучать и разрабатывать систему воспитания и обучения, характеризуя цель,
содержание, средства, методы во взаимосвязи друг с другом как целостный
процесс. При этом в качестве объективного закона воспитания и обучения педагог
ориентируется на закон гармоничного развития сущностных силучащегося, его
интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных
особенностей и возможностей.
«В основе системного подхода к
воспитанию лежит понятие “система”, в которой все элементы, составляющие
целостность, работают на конечную цель — формирование гармонической личности.
Теоретико-методологический анализ литературы позволяет выявить основные
компоненты любой педагогической системы:
Многосторонность обучения
Рассмотренные
комплексные подходы не противоречат друг другу, а характеризуют воспитание и
обучение с разных сторон. Их использование в образовательном процессе можно
рассматривать как комплексное средство, позволяющее раскрыть смысл основных
понятий, используемых в воспитательной практике и опыте обучения школьников,
т.е. связать теорию с практикой.
Руководитель
РМО
О.Г.Гетманова
русского
языка
и
литературы
|
Комментарии
Отправить комментарий