К основному контенту

Элемент урока русской литературы в 8 классе с использованием приема "Ромашка Блума" по стихотворению Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка"

 

Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»

“Что есть красота?»

Николай Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

1) Знакомство с писателем

Преданность своему делу была характерной чертой Н.Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.
Рассмотрим пример, как можно работать с «Ромашкой Блума» на примере работы со стихотворением Заболоцкого «Некрасивая девочка».

2) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может говориться в стихотворении с таким названием?

3) Знакомство со стихотворением (аудиозапись)

Чей прогноз оказался правильным?

4) Разберемся в прочитанном. Работа с текстом

Разбиваемся на группы.

Белый лист – простые вопросы (Что? Где? Когда? Как?)

  • Найдите описание девочки. Какое возникло у вас впечатление о девочке? Что подчеркивает эпитет худая?
  • Чем привлекает вас девочка?
  • Какой она вам представляется?

Желтый лист – уточняющие вопросы

  • Если я вас правильно понял, то девочка совершенно спокойно реагировала на равнодушие окружающих по отношению к себе и искренне радовалась чужому счастью? Докажите эту мысль, используя цитаты из текста.
  • Если я правильно понял, то в стихотворении автор размышляем о красоте внешней и внутренней? Что значит выражение «внутренняя красота»?

Синий лист – интерпретационные

  • Почему мальчики забыли про свою подругу? (как любые маленькие дети – они немного эгоисты)
  • Почему девочка не завидовала чужому счастью?
  • Наступления какого дня боится автор? Почему? (в мире взрослых часто внешность играет большую роль в судьбах людей, люди не видят души в человеке)
  • Почему поэт надеется, что девочка сумеет преодолеть боль, которую ей неизбежно нанесут люди своим отношением?

Зеленый лист – творческий вопрос

  • Как вы думаете, как изменился бы мир, если бы люди начали ценить в первую очередь красоту внутреннюю?
  • Предположите, как, по вашему мнению, может сложиться судьба девочки в нашем мире?

Фиолетовый лист – практический вопрос

  • Где в обычной жизни вы могли сталкиваться с подобной ситуацией?
  • Что можно сделать, чтобы люди более терпимее относились друг к другу?
  • Испытывали вы те же чувства, что и героиня?

«Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся»

Красный лист – оценочные вопросы

  • Как вы думаете, к какой мысли хотел привести читателя автор?
  • Можно ли ответить на вопрос, поставленный Заболоцким: что есть красота (Сосуд она, в котором пустота // Или огонь, мерцающий в сосуде)?
  • Чем же человек может наполнить сосуд своей души, чтобы она была красива?

Перечислите те нравственные ценности, которыми каждый человек может наполнить свой сосуд души.

3. Вывод

«Ромашка вопросов» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?»

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, осмысления или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе. Таксономия Блума - одна из форм работы по развитию критического мышления.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят