К основному контенту

Использование ЭСО на уроках русского языка и литературы

 

Преподавание русского языка и литературы с использованием ТСО

 

Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование технических средств обучения (ТСО) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.

Сегодня просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел:

обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения технических средств обучения я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

Владея техническими средствами обучения, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. технические средства обучения значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.

Раньше я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);

обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, а также электронные таблицы Microsoft Excel).

В последнее время использование мною технических средств обучения на уроках русского языка и литературы значительно расширилось.

Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Создание презентаций.

В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока.

В моей методической копилке имеются презентации по литературе:

«Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Футуризм», «М.А.Булгаков», «Бородино», «Капитанская дочка» и другие.

Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Вводные слова», «Фразеологизмы», «Синтаксис и пунктуация» и другие.

Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе помогают решить ряд проблем:

повысить интерес учащихся к предмету;

повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

сэкономить время на опрос учащихся;

дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

Метод проектов.

Важнейшим направлением использования технических средств обучения в учебном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение детских работ в виде презентации, докладов с помощью компьютерных программ - новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.

Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, школьники имеют максимальную возможность для самореализации. Обязательная задача педагога – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа над мультимедийным проектом состоит из четырех этапов:

Постановка проблемной ситуации и формирование группы.

Сбор и обработка материала.

Презентация проекта.

Обсуждение результатов.

Методы и приёмы использования технических средств обучения на уроке разные, но при их внедрении решается важная задача: сделать урок интересным.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. В последние годы на нашем рынке и в школах появилось множество программных продуктов на лазерных дисках по многим школьным дисциплинам. Несмотря на это дисков по русскому языку и литературе мало. Они больше подходят для индивидуального применения дома учениками старших классов. В классе на уроке их применить очень сложно.

Одним из наиболее удачных и применимых на уроках продуктов является CD «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», обучающая программа –тренажёр «Фраза», «Семейный наставник» и другие. На уроке их можно использовать в качестве дополнительного демонстрационного материала к объяснению учителя, урок проходит интереснее и разнообразнее, повышается качество усвоения нового материала. Мини-тесты позволяют лучше усвоить материал и проверить на уроке восприятие нового материала.

Подведем итог.

Что дает мне использование технических средств обучения?

экономию времени на уроке;

глубину погружения в материал;

повышенную мотивацию обучения;

интегративный подход в обучении;

возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят