Прием
«Шесть шляп мышления»
Этот приём создал Эдвард де
Боно
Для того чтобы научиться решать
творческие задачи, проблемы, Эдвард де Боно предлагает не пытаться сделать все
сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего
предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует
определенный тип мышления.
Почему используются именно шляпы? Да, потому что головной убор — это то,
что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите
сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку
медсестры — и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную
роль. В бейсболке мы хулиганим, в пилотке живём по уставу, а в косынке
медсестры -помогаем людям.
Шляпа в какой – то мере изменит
наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является
чем-то фундаментальным.
«Шесть
шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает
рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить
разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм
работы с приемом
1.
Задается
проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально
должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
2.
Класс
делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы
определяет направление развития мысли:
- Белая — самая нейтральная.
Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть
доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
- Желтая — солнечная, радостная,
позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения,
обрисовывают только положительные моменты.
- Черная — негативная, мрачная,
отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
- Красная — эмоции, страсть. Эта
группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без
обоснования своих выводов.
- Зеленая — творческая,
креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной
ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
- Синяя — нейтральная,
оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые
оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Это
эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию,
исходя из собственных планов и темы урока.
Примеры использования приема
Русская литература. М.Ю.Лермонтов. «Парус»
Предмет: Русский
язык.
Тема: Лексика
и развитие речи.
Заданная
ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку
по-новому, в зависимости от цвета шляп.
- Белая
—
деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке
Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную
способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его
супруга Иванова Антонина Семеновна…».
- Желтая — в сказке должно быть
много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная,
образная.
- Черная — вполне возможно
предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации
в жанре триллера.
- Красная — чувственная сказка.
Это может быть сказка в стихах.
- Зеленая — креатив. Сказка
должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с
использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы.
- Синяя — нейтральная.
Участники этой группы будут представлять жюри.
Предмет:
литература.
После
изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для
групп следующие задания:
- Белая — факты из истории
создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура,
такой жанр.
- Желтая — найти аргументы,
почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.
- Черная — обосновать негативное
восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши
дни.
- Красная
—
рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения
произведения.
- Зеленая — доказать, что роман
актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.
- Синяя — эксперты.
Это лишь
два варианта использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии
можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо,
что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при
известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.
Третья стадия работы по технологии развития критического мышления
через чтение и письмо - стадия рефлексии («Рефлексия»). Проблема
недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания
материала, собственных действий и мыслей. И эта третья стадия необходима не
только для тог, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы
они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и
решить возникшие в прессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение
дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо
узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т. д.). Но подобный
анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму.
Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в
процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое
знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в
процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один
и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по
содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне
приемлемыми для понятия как своих собственных. Другие суждения вызывают
потребность в дискуссии. В любом случае, этап рефлексии активно способствует
развитию мыслительной деятельности учащихся. На этой стадии ученики
систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них
представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного
ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание
индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее
целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе,
ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной
стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути
изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее
индивидуальных целей. С другой стороны, они выражают новые идеи, информацию
собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает
возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с
различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает
возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же
вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда
ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации
приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более
эффективно и целенаправленно.
Проблему невозможности личного осознания материала, собственных
действий и мыслей устраняют приемы устной и письменной рефлексии по технологии
РКМЧП. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение
к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
·
Что на
уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
·
Какие
предположения подтвердились?
·
Над чем
стоит поразмышлять в дальнейшем? и т. д.
Комментарии
Отправить комментарий