К основному контенту

Квест-технология на уроках русского языка и литературы


Квест-технология.

        Современный педагог - это прежде всего человек, который способен каждый раз увлекать, интересовать и, держа в руках одну краску, изобразить на белом полотне красочную радугу.
Проблема 21 века в том, что подростки мало читают художественную литературу. И учителю словесности приходится придумывать новые подходы для изучения художественного текста. Существует немало различных технологий, но одной из эффективных технологий является квест.
На основе интеграции лучших традиций отечественного образования и инновационных подходов данная технология формирует социально-активного и мобильного гражданина, компетентного специалиста, творческую личность, обладающую осознанной гражданской позицией, готовую к самореализации в условиях информационного общества и способную к самосовершенствованию в течение всей активной профессиональной деятельности.
        Теперь поговорим о том, что собой представляет квест как педагогическая технология несколько подробнее. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником.
         Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее. Ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? «Живой» квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. «Живые» квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей.
          С использованием квестов мы можем хотя бы частично уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.
          В педагогике квест-технология является сравнительно новой и ещё не прошла стадию достаточного теоретического обоснования. В современной образовательной практике она представляет собой модель, в которой сочетается продолжительный целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.
         По структуре образовательные квесты классифицируются на:
1) последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
2) квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;
3) квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.
         Базовая модель квеста представляет собой технологический цикл. На этом  этапе проектирования квеста, помимо выбора темы и формирования проблемной задачи, требуется разработка сюжетной линии из серии «путешествие». Определение этапов маршрута, выбора заданий, подчинённых единой цели, а также системы подсказок (помощников).
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.
         Итак, структура квест-технологии следующая:
1) постановка задачи (введение) и распределение ролей;
2) список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
3) порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
4) конечная цель (приз).
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата? Все просто. На финише должен быть приз! Это может быть хорошая оценка, поощрение или что-то еще.
         Квест «В мире литературы»
Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество не читающих людей.
           Детский читательский негативизм становится нормой наших дней: дети не хотят и не умеют читать, у них наблюдается потеря интереса к полноценной художественной литературе, классике, поэзии, сказкам.
         Негативное воздействие на чтение детей и подростков оказывает «электронная культура». Компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Молодежь стала читать меньше, им «некогда», но для компьютера и телевизора время всегда находится. Да, сейчас век новых технологий. Не будем, подобно страусам, прятать голову в песок и не замечать, что компьютеры вытесняют печатную продукцию, и Интернет подключен уже даже в домах жителей далеких сел.
        Как же вернуть тягу читателей к книге? Кто в нашем обществе вводит ребенка в мир книги? Это, прежде всего родители, потом школа и библиотека. Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.
Безусловно, проблема чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. А нам хотелось бы внести частицу своей помощи в решение данной проблемы.
          Цели и задачи квеста:
– сделать как можно больше наших студентов активными читателями, превратить чтение в привычку;
– способствовать становлению чтения средством самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
– приобщить студентов к чтению за счет формирования нового имиджа.
         Цель этого внеклассного мероприятия - повысить интерес старшеклассников к литературе, к чтению книг вообще.
         Суть квеста состоит в том, что от каждого класса  выбирается команда в количестве 6 человек, желательно наиболее начитанных и эрудированных по литературе. В школе заранее выбираются места, куда по запискам - "отправлялкам" будут приходить команды. Здесь команды ожидают заранее подготовленные люди (старшеклассники, учителя) с очередным для команды заданием - "отправлялкой", за ответ команды здесь же выставляются заработанные баллы в виде смайликов, и команда направляется дальше, до следующего пункта назначения, пока не придёт к финишу.
Каждой команде выдается маршрутный лист с заданиями. Маршрутные листы игры-поиска составляются так, чтобы школники могли вспомнить сюжеты художественных произведений, прочитанных по программе с 5 по 10 классы, их события и героев. Для правильного прохождения маршрута командам можно предложить презентацию или просто повторить список художественных произведений, которые могут встретиться на маршруте. В конце игры руководители игры подсчитывают баллы и объявляют команду-победителя.
Станция 1 « Поэтическая»
На этой станции школьникам предлагается несколько ребусов, в которых зашифрованы фамилии поэтов. Ученикам необходимо их расшифровать, затем из нескольких поэтических сборников, они выбирают любой, открывают на первой попавшейся странице и читают с выражением стихотворение.
Максимальная оценка – 5 смайликов
Станция 2 «Книжный бум»
На парте лежат карточки с именами авторов и отдельно – с названиями произведений.
Задача – за 2-3 минуты составить как можно больше правильных пар.
Каждая правильная пара – смайлик.
А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотая рыбка»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети», «Первая любовь», «Ася»
Н. А. Некрасов «Мороз. Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
А. Солженицын «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор»
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», «Золушка»
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Станция 3 «Литературная история»
Найдите в этой литературной истории названия 17 произведений русской литературы. Не забудьте указать авторов.
«Однажды накануне воскресенья братья Карамазовы в шинелях и три сестры Обломова: Светлана, Ася, Машенька – после бала отправились на Невский проспект встречать белые ночи. Но началась гроза. Что делать? Бедная Лиза простудилась и попала в палату №6. Кто виноват?»
Станция 4 «Вопросы на засыпку»
Задача школьников правильно ответить на вопросы. Если школьники отвечают правильно – команда получает смайлик.
1.Известнейшая фигура в мировой литературе – «Рыцарь Печального Образа». Кто это?
Дон Кихот Ламанчский
2.Какие материалы использовались человеком для напечатания книг? Папирус, пергамент, шелк, глиняные таблички, береста, липовые доски, бумага.
3.По повелению какого царя, в России основана первая типография? Ивана Грозного
4.Как называлась первая печатная книга на Руси? «Апостол»
5.Как звали российского первопечатника (Иван Федоров)
6.Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней (Книга)
7.Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай! (Библиотека)
8.Назовите автора поэтических строк:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье… (А. С. Пушкин)
9.Назовите автора поэтических строк:
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух…. Там Русью пахнет! (А. С. Пушкин)
10.Назовите автора строк:
«Сыр выпал – с ним была плутовка такова». (И. А. Крылов)
11.Назовите автора поэтических строк:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит. (А. С. Пушкин)
12Назовите автора поэтических строк:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, словно серебром… (С. Есенин)
13.Как звали главную героиню романа «Война и мир»?
Наташа Ростова
Станция 5 «Бюро находок»
Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки. За каждый правильный ответ смайлик.
Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен «Золушка»),.
Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш.Перро)
Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)
Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В.Гауфа)
Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)
Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)
Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)
Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)
За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 смайлик.
Станция 6 «Цифры в литературе»
Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.
За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ – 0,5 балла.
Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».
Станция 7 «Фоторобот»
Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого произведения герой и кто автор.
Станция 8. «Айболит» - мелкий ремонт книг
На парте разложены книги, которым требуется мелкий ремонт; ножницы, скотч, бумага, клей.
Задача – привести книжку в порядок.
Ремонт 1 книги – 2 смайлика
Станция 9 «Деловая книга» (Задание на умение работать со словарями, справочной литературой)
Команда вытягивает два билета с заданием, которое выполняется на время.
А) Какая страна больше – Вануату или Кирибати?
Б) Кто и когда изобрел акваланг?
В) Назовите официальный язык и религии Исландии.
Г) Где находится Того?
Д) Что такое Сунгари? Где ее можно увидеть?
Е) Дайте краткую справку о Гудзоне.
Ж) Дайте характеристику борею.
З) Кто и когда изобрел бинокль?
И) Кто и когда изобрел калейдоскоп?
К) Назовите главное занятие жителей мальдивских островов.
Л) Каким в был этнический состав Западного Приамурья в XVIIв.?
Станция 10 «Сказочный винегрет»
На этой станции раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов
Примеры станций могут быть самыми разнообразными.
После прохождения всех станций, команды отдают маршрутные листы руководителю квеста для подсчета баллов.
Подведение итогов и награждение.
Задания по станциям можно варьировать.
Хочу показать несколько примеров, которые использую на уроках русской литературы (элементы квест-технологии)
При изучении темы М.Горький «На дне» я даю задание: Найти (в холле висят высказывания героев из разных произведений) высказывания, которые относятся к героям пьесы «На дне». Как они характеризуют их?
«Каждый божий день... дайте хоть умереть спокойно!» (Анна), «А всё — люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь... И всё, гляжу я, умнее люди становятся, всё занятнее... и хоть живут — всё хуже, а хотят — всё лучше... упрямые!» (Лука), «Таланта нет... нет веры в себя... а без этого... никогда, ничего... я, брат, погиб... А почему — погиб? Веры у меня не было... Кончен я.» (Актер), «Я сказал — брошу воровство! Ей-богу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамотный... буду работать... Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я — не каюсь... в совесть я не верю... Но — я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» (Васька Пепел), «Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он - молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы...Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..» (Сатин).
Учащиеся делятся на 5 подгрупп и пишут характеристики героев, их образ жизни, мышление. В конце урока пишут свободное письмо: «Можно ли в наше время попасть на «дно жизни»? Помочь герою выбраться из «дна.».
На столе лежат рисунки, на которых изображены: топор, стакан, борода, береза, деревянный домик, тюрьма, женщина в голубом, советский паспорт, подвал, 12 красноармейцев, кот Бегемот, носовой платок, Дом скорби, трон царя, береза, рябина, волчата.
Задание: «приставить» эти рисунки к изученным произведениям.
Рассказать, как связан данный рисунок с персонажем или с произведением. Назвать автора.
В классе висят детские фотографии Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А.Блока, В.Маяковского, М.Горького, С.Есенина, М.Цветаевой, Раздаются учащимся листки о детских годах поэтов и писателей. Нужно дополнить рассказ, «прикрепив» фото.
…появился на свет в аристократической семье, 1828 году, 28 августа, в имении под Тулой, которое носило название Ясные Поляны. Его мать была из рода Волконских, а предок отца одним из первых получил когда-то звание графа. Мальчик рано стал сиротой. В 2 года он потерял мать, в 9 – отца. Он не был единственным ребенком, у него было три брата и сестра, которую звали Марией. Воспитанием сирот занимались родственники. (Л.Н.Толстой)
…родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом будущего писателя был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (кстати, участник Отечественной войны 1812 года), а матерью Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а … - вторым.
Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.
Кроме вышеперечисленных детей, в семье … росло ещё пятеро детей - Варенька, Андрей, Верочка, Николай, и самым младшим ребёнком была Александра. Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, что бы неукоснительно его соблюдали. (Ф.М.Достоевский)
…родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии. «Был абсолютно как все до тошноты одинаков — день моего сошествия к вам» — так будущий поэт написал о дне своего рождения. Отец, Владимир Константинович, происходил из дворянского рода, состоял в должности руководителя Багдадского лесничества. Предки но отцу — из казаков Запорожской Сечи. Мать, Александра Алексеевна, урождённая Павленко, происходила из семьи кубанских казаков.(В.В.Маяковский)
…родился 28 марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Отец — столяр, мать — дочь красильщика, владельца красильной мастерской. Оба — красивые, сильные, яркие люди. Когда …было 4 года, отец умер, спасая жену и сына от холеры, и мать с мальчиком поселилась в доме деда. Семья была большая и недружная. Мальчик с ужасом смотрел на ссоры, драки, страдал от грубости и жадности окружающих. И только бабушка, с ее добротой, мудростью, погружала Алешу в мир народных сказок и песен, была опорой для души.
( М. Горький)
16 ноября 1880 года в Петербурге Александра Андреевна, навсегда расставшись с мужем, родила сына. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, мать, тетки, няня. Безграничное, чрезмерное обожание, чуть ли не культ! Стоило ему заплакать — и сам профессор Бекетов брал его на руки, прохаживался с ним по всему дому, показывал кораблики на реке. На всю жизнь у него осталась необычайная тяга к кораблям. Дедушка стал его первым другом: с ним они играли в разбойников, переворачивая вверх дном всю квартиру, ходили на прогулки, из года в год все более продолжительные. Возвращались голодные, перепачканные, зато с трофеями: какой-нибудь необыкновенной фиалкой или неизвестной разновидностью папоротника. (А.А.Блок)
Родился … в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Кроме … в семье росли еще две его сестры - Екатерина и Александра. Когда он был совсем маленьким, между его отцом, Александром Никитичем, и матерью, Татьяной Феедоровноё, возникла ссора, и несколько лет родители жили отдельно... Отец уехал в Москву, устроился работать там приказчиком. Мама уехала в Рязань. А … отдали на воспитание в семью деда по матери, Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны. По воспоминаниям…, дед был "яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов". По настоянию деда читать … начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Среди сверстников … , имевший прозвище … Монах, был неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр и забав. (Сегрей Есенин)
Родилась будущая поэтесса в Москве 26 сентября 1892 года. Ее семья относилась к высшему обществу. Папа был знаменитый ученый, а мама пианисткой. Воспитание дочери легло на плечи матери. Отец часто бывал в командировках и поэтому редко виделся с детьми. … вместе с сестрой воспитывались очень строго. Уже с шести лет девочка начала сочинять стихи. Мама … всегда хотела, чтобы дочка стала музыкантом, но любовь к поэзии поборола это чувство. В детстве она вместе с матерью много времени жила за границей, в частности во Франции, Германии, Италии. Поэтому легко могла изъясняться и сочинять стихи на нескольких языках. Впоследствии эти знания ей очень пригодятся, когда она будет работать переводчицей. ( Марина Цветаева)
        Организовать работу по этой технологии гораздо сложнее, чем работу над проектом. Мы с ребятами 7 «Б» класса пробовали квест-технологию на обобщающем уроке по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Класс был в процессе полготовки к игре поделен на группы, у каждой группы было свое задание, которое выполнялось под руководством инструктора-учителя: сценаристы, режиссеры, костюмеры, декораторы. Не все получилось, но это только начало.
         Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании
Само собой разумеется, что роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне. А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать.
Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
          

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят