К основному контенту

Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция "Женщина есть любовь" (образ женщины в русской литературе)


Тема: женщина есть любовь (образ женщины в русской литературе)
Цель и задачи:
  • обобщить знания о женских образах в русской литературе XIX-XX веков (роль женщины в семье и обществе), развитие женского образа в литературе,
  • пробудить интерес к раскрытию образов женщины в русской литературе,
  • показать умения учащихся анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: компьютер с выведенной системой на экран, песни о женщинах
Тип: литературно-музыкальная композиция
Ход
Заставка. Звучит песня В.Егоровой «Я Женщина»
На экране композиция «Почему женщина плачет?»
1 ведущий. Любую глупость ради Вас
Легко свершали наши предки
Из-за прекрасных ваших глаз.
Безумства и у нас нередки…
Ах, женщины, вся ваша слава
Вам покоряется сама…
О, восхитительное право
Пленять нас и сводить с ума.
 Такие прекрасные слова о женщинах сказал французский писатель и поэт Д.Дидро.
2 ведущий. Испокон веков женская тайна, женское очарование, загадочность и прелесть были предметом восхищения и величайшего преклонения перед женщиной. С любви и уважения к женщине начинается Человек. Ведь недаром даны ей природой и необъяснимая разумом сила, огромное обаяние, и возможность дарить на земле небесное блаженство. 
1 ведущий. Каждое время во все эпохи имело своих  любимых героинь. История доказывает великие способности женщин во всех сферах человеческой деятельности. 
Женщины всюду - в мифах и истории, в политике и науке, в литературе и живописи.
 2 ведущий. Все они отличаются удивительной гармонией внешнего и внутреннего облика, вызывают не только восторженное преклонение, но и желание беседовать с ними, разгадывать их, они несут в себе свет, радость, романтику.
 Великий гений Фёдор Иванович Шаляпин сказал: «Всё лучшее, что я сделал, - во имя и ради женщины».
1 ведущий. А великий педагог В.Сухомлинский написал: «Отношение к женщине - тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости».
Образ женщины во все века вдохновлял поэтов и художников, певцов и композиторов и даже учёных. Наша встреча посвящена прекрасным женским образам в русской литературе.
2 ведущий: Женщину ценили, любили и уважали во все времена. С ней связаны такие словосочетания: любимая жена, хранительница очага, любимая мать, уважаемая жена, скромная нежная сестра.
Тютчев говорил: “Нет ничего прекраснее на свете женщины”.
1 ведущий: Женщине во все времена посвящали стихи, дарили цветы, рисовали портреты, носили на руках, сочиняли в их честь романсы.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной.
Ты – в наших безднах образ божества!

3 ведущий. Женщина – это начала начал. Ее красота и обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтическую Музу, волновали сердца читателей.
Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, обаятельные образы Л.Н.Толстого, героини И.С.Тургенева, а также образ простой крестьянки Н.А.Некрасова. Поэты и писатели ХХ века, следуя традициям предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэтические образы В.Я.Брюсова, А.А. Ахматовой, М.Цветаевой  создают незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота. Они не способны на предательство и подлость, коварство и ложь, на низменные человеческие страсти.
4 ведущий: Но в то же время: женщины… кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили и презирали. Но не понимали! Никто не мог понять логики их поступков. Думаете, словосочетание “женская логика” появилась просто так?
3 ведущий: А какие же все-таки они в семье?
4 ведущий: Все героини разные, у каждой своя жизнь, свои переживания, по всех их объединяет любовь и желание быть счастливыми.
В художественной литературе встречается образ любящей преданной жены.
3 ведущий: Давайте вспомним “Слово о полку Игореве” - произведение, в котором впервые познакомились с образом русской женщины – женщины с большим пламенным сердцем, любящей, волнующейся, переживающей, готовой на великие незабываемые подвиги. Это Ярославна плачет по своему мужу и зовет силы на спасение.
4 ведущий: Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов “Слова…”. На городском забрале в Путивле Ярославна плачет: “полечю зегзицею ) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны”. Она обращается к ветру, к Дунаю – Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичи жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им Тулы с стрелами заткнуло.
 1 ведущий: ХIХ век. 1825 год. Петербург. (Показ фрагмента из Фильма “Женщины России”. Отрывок о декабристах)
2 ведущий: Ночь после восстания 14 декабря супружеская пара Трубецких провела у сестры Екатерины Ивановны Зинаиды и ее мужа австрийского дипломата в здании посольства. Явившиеся жандармы объявили, что имеют предписание арестовать князя Трубецкого. Его доставили во Дворец на допрос к царю Николаю I. “Ваша участь ужасна! Какая милая жена, вы погубили ее!” - кричал император.
1 ведущий: Екатерина Ивановна решила просить императора о свидании с мужем, возможности переписываться с ним. От волнения она сама была не в состоянии составить письмо и просила об этом графа Любцельтерна. Когда он прочел написанное, там была фраза; “Мой муж ни в чем не виновен, призываю в том небо в свидетели!”.
 2 ведущий: Трубецкой был осужден по первому разряду к смертной казни, замененной пожизненной каторгой. Только мысль о любимой женщине удерживала его от отчаяния.
Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа. Разрешение получено. На следующий день после отправки Трубецкого на каторгу семья Лавалей прощается с любимой дочерью.
Через много лет Н.А.Некрасов в своей поэме “Русские женщины” напишет прощание навсегда отца и дочери:
Ученик читает наизусть:
Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что больше делать нам?
Один, кто мог бы нам помочь
Теперь…Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!
Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! Надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне…
Не плачу я, но нелегко
С тобой расстаться мне!
О, видит Бог! Но долг другой,
И выше, и трудней
Меня зовет… Прости, родной!


Звучит или исполняется романс «Эта женщина в окне
1 ведущий: В суровые военные годы (1941-1945) любое слово, письмо, любая весточка о себе, семье помогала бойцу идти в бой, переживать страдания, а иногда и спасала мужа.
Ученик читает стихотворение К.Симонова “Жди меня…”.
2 ведущий: Разве нужно суровое, тяжелое, военное время, чтобы спасти любимого, щедро одарить его любовью? Нет! Женщина готова ради любви совершать ежедневный подвиг, жертвенность.
Роман “Игрок” Ф.М.Достоевский писал со знанием дела. Нельзя сказать, что роман автобиографичен, но письма Достоевского Анне Сниткиной, на которой он женился в 1866 году, рисуют страшную картину падения Ф.М.Достоевского в пропасть, именуемую азартной игрой.
1 ведущий: Ф.М.Достоевский – Анне Сниткиной (Гамбург, 1867 г.
Ученик читает письмо
“Здравствуй, Ангел мой, Аня!
… Прости меня, ангел мой, но я войду в некоторые подробности насчет моего предприятия, насчет игры, чтоб тебе ясно было, в чем дело. Я сделал опыт, что, если играть хладнокровно, спокойно и с расчетом, то нет никакой возможности проиграть.
… А главное, Аня, спеши послать. Завтра подадут в отеле счет, и если не будет денег от тебя, надо идти к хозяину извиняться. Пожалуй, он пойдет в полицию, избавь меня от этого мучения, то есть высылай поскорее.
… Ради Бога, торопись с деньгами. Поскорее бы отсюда уехать!
… Милый мой ангел Нюта, я все проиграл, как приехал, в полчаса все проиграл. Прости меня, я тебе жизнь отравил!
… Пришли мне как можно больше денег. Не для игры”.
2 ведущий: Ответ Анны Сниткиной Достоевскому
“Я уже приготовилась к содержанию письма, именно, что все проиграно и что надо послать деньги, так что оно меня нисколько не удивило. Но я была очень рада и счастлива, что Федя так меня любит, что он испугался, когда не получил моего письма”.
Так жена спасала своего мужа от долгов и не только. Вселяла в него надежду и уверенность в удаче.
3-ий ведущий: Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся любящим и верным сердцем, а также неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается внимание на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
4-ый ведущий: Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах ХIХ века принято говорить “пленительные”. И это правда. Женщина - источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в груди»
3-ий ведущий: А.С.Пушкин посвящал своей жене стихи, она вдохновляла его на творческие поиски, была его Музой.
Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Мадонна»
4-ый ведущий: ХХ век, обновленный, с новыми традициями и достижениями, революционными бурями и военными событиями. Но чувства остаются те же: любовь, страсть, преданность, смятение, спасение.
Много о любви к женщине написал поэт С.Есении
Ученик читает стихотворение С.Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» (фон - нежная музыка)
3-ий ведущий: Женщина - вдохновительница, женщина – Муза, женщина-мать. Многие поэты-барды пели и поют ей славу. Среди них Б. Окуджава
Исполняется песня Б. Окуджавы «Слава женщине моей»
1-ый ведущий:  Отрывок из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». «Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…»
2-ой ведущий: Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.
Учитель: Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви, нашей женщины».
Звучит или исполняется песня  «Вы – женщина, красивая с лица»





































Прекрасных женщин имена…»
- игровая литературно-познавательная программа
для обучающихся 9-11 классов(к 8Марта)
Цель: в игровой форме вспомнить прекрасные  женские образы, встречающиеся в литературе( и не только);
-познакомить с фактами из жизни этих женщин;
-развивать творческие способности, мыслительную деятельность, фантазию.
Оформление: репродукции женских портретов, плакаты с высказываниями о женщинах; грамзапись песни « Мне нравится, что вы больны не мной».
                                                              Всё лучшее, что я сделал,-
                          Во имя и ради женщины.        
Ф.И.Шаляпин
1 ведущий.Любую глупость ради Вас
Легко свершали наши предки
Из-за прекрасных ваших глаз.
Безумства и у нас нередки…
Ах, женщины, вся ваша слава
Вам покоряется сама…
О, восхитительное право
Пленять нас и сводить с ума.
2 ведущий. Такие прекрасные слова о женщинах сказал французский писатель и поэт Д.Дидро.
3 ведущий.Испокон веков женская тайна, женское очарование, загадочность и прелесть были предметом восхищения и величайшего преклонения перед женщиной. С любви и уважения к женщине начинается Человек. Ведь недаром даны ей природой и необъяснимая разумом сила, огромное обаяние, и возможность дарить на земле небесное блаженство. 
1 ведущий.Каждое время во все эпохи имело своих  любимых героинь. История доказывает великие способности женщин во всех сферах человеческой деятельности. 
2 ведущий.Женщины всюду- в мифах и истории, в политике и науке, в литературе и живописи.
 3 ведущий. Все они отличаются удивительной гармонией внешнего и внутреннего облика, вызывают не только восторженное преклонение, но и желание беседовать с ними, разгадывать их, они несут в себе свет, радость, романтику.
1 ведущий. Великий гений Фёдор Иванович Шаляпин сказал: « Всё лучшее, что я сделал, - во имя и ради женщины».
2 ведущий.А великий педагог В.Сухомлинский написал: « отношение к женщине- тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости».
3 ведущий.Образ женщины во все века вдохновлял поэтов и художников, певцов и композиторов и даже учёных. Наша встреча посвящена прекрасным женским именам.
Учитель: Сначала мы проведём игру-викторину, ответить на вопросы вам помогут найти портреты женщин.
1.Каким женским именем названа одна из повестей романа М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени»? ( Бэла) ( учащиеся читают отрывок из романа от слов « У князя в сакле…» до « …огненные».
2.Как звали первую жену графа Пьера Безухова из романа Л.Н.Толстого « Война и мир»? ( Элен) ( отрывок от слов «Вернувшись домой… до …Через полтора месяца он был обвенчан…»).
3.Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье
Как …( уч-ся продолжают).
- Кому посвятил эти строки Пушкин? ( А.П.Керн).
( читают стихотворение наизусть.)
4. Какое женское имя было самым любимым у Пушкина? Чаще всего он давал его героиням своих произведений. Докажите, назовите произведения.
( Чит « Самое любимое у Пушкина женское  имя – Мария! Именно его он чаще всего давал героиням своих произведений. Мария – в поэме « Бахчисарайский фонтан», Мария Кочубей – в поэме « Полтава», Машенька – в неоконченном « романсе в письмах», Марья Кирилловна – в повести « Метель», маша Томская – в « Романсе на Кавказских водах», Марья Ивановна – в « Капитанской дочке».)
5. Такое же имя было  у дочери прославленного героя Отечественной войны 1812 года, жены декабриста, правнучке Ломоносова, одной из замечательных женщин своего времени. А.С.Пушкин был дружен с их семьёй, знал её совсем юной девочкой. Яркая индивидуальность молодой девушки, пылкость и естественность характера, незаурядность натуры пленяли Пушкина. Некрасов написал о ней поэму « русские женщины» ( княгиня Мария Николаевна Волконская).
Рассказ уч-ся о М. Волконской:
1 уч-ся.Осенью 1824 года в Михайловском Пушкин узнал  о предстоящем замужестве Марии Николаевны. « Любезный Александр Сергеевич, писал ему С.Г Волконский, - имев опыты вашей ко мне дружбы и уверен будучи, что всякое доброе обо мне известие будет вам приятным, уведомляю вас о помолвке моей с Марией Николаевной Раевской – не буду говорить вам о моём счастье, будущая моя жена была вам известна» счастье молодой женщины было недолгим: через год после свадьбы Сергей Волконский был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и следовать за мужем, приговорённым к 20-ти годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина, преклонение перед её мужеством, самоотверженностью, её гражданским подвигом. В последний раз поэт видел Марию Николаевну в Москве на прощальном вечере, устроенном в её честь Зинаидой Волконской.( портрет)
2 уч-ся. Княгиня Зинаида Александровна Волконская – жена Николая  Волконского( брата декабриста). Обаятельная, красивая и талантливая женщина – поэтесса, певица, композитор. Она блистала в лучших литературных салонах, в Москве организовала свой, где собирался весь свет московской интеллигенции. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли.
6. Летом 1823 года Пушкин был назначен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора в Одессу. Здесь он познакомился с его женой, одарённой , культурной женщиной, которая к тому же была хороша собой. Этой женщине поэт посвятил стихотворение « Сожжённое письмо». Есть мнение, что удаление Пушкина из Одессы было вызвано ревностью генерала. В «грозный час разлуки» она подарила Александру Сергеевичу на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил. В свой смертный час он подарил свой заветный талисман В.А.Жуковскому, другу, учителю. Дорогое завещают дорогим.( Елизавета Ксаверьевна Воронцова).
Рассказ уч-ся
1 уч-ся Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такой мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и многие другие без памяти влюблялись в неё. « принцесса Бельветриль» ,- так поэт называл Елизавету. Она оставила в его жизни большой и глубокий след.
7. Агния Александровна Кузнецова посвятила ей свою книгу « Моя Мадонна»,. Книга состоит из двух повестей « Под бурями судьбы жестокой» и « Я душу твою люблю». Эпиграфом взяты строки « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я более твоего лица».Пушкин её назвал « Чистейшей прелести чистейший образец».( Наталья Николаевна Гончарова). Рассказ уч-ся.
1.Самый близкий человек для поэта- его жена, Наталья Николаевна Гончарова. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года на одном из московских балов. « Когда я увидел её в первый раз, - писал он будущей своей тёще, Наталье Ивановне Гончаровой, - красоту её едва ли начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение…»
Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни.
( Чит. Стих. « Мадонна»)
8.Из длинного списка имён, желанных сердцу поэта, нам известно только четыре: Амалия, Элеонора, Эрнестина и Елена. Три иностранных имени и только одно русское. Но то единственное русское имя стало роковым для поэта. Им  определилось всё  самое значительное в его любовной лирике. Этим самым значительным стал целый цикл стихов. Кто поэт? Как называется цикл стихов? И кто Елена? ( Ф.И.Тютчев, цикл « Денисьевский», Елена Александровна Денисьева).
( рассказываю,  что о ней знают).
9. ( Звучит песня « Мне нравится, что вы больны не мной»
- Назовите поэтессу, перу которой принадлежат эти строки? ( Марина Цветаева.)
( рассказ о Марине Цветаевой)
Учитель: Мы продолжаем наш вечер.
Интеллектуальный поединок. ( две команды девушек 9-11 классов)
Представление команд. Девиз.
Мужчины утверждают: « Без женщин жить нельзя на свете, нет!»
Так мы назовём 1 конкурс « Кто быстрее?»
- Назовите год, когда впервые стали праздновать 8 Марта? ( 1910г. В Дании, в городе Копенгагене на  съезде женщин- социалисток было принято решение отмечать этот праздник.)
- назовите цветок – символ 8 Марта. ( мимоза).
- Самая прекрасная женщина на земле? ( мама)
- Сумма средств и приёмов, при помощи которых из Бабы Яги можно сделать Василису прекрасную? ( косметика).
- Назовите три библейские добродетели, названные женскими именами.( Вера, надежда, Любовь).
- Райское местечко для влюблённых. ( шалаш).
- Обращение к женщине во франкоязычных странах? ( мадам).
- Какое  шутливое пожелание существует в народе для супружеской пары, чтобы они прожили долгую семейную жизнь? Каким должен быть муж, а какой жена? С какими «достоинствами»? ( глухой муж и слепая жена).- Обращение к женщине в Италии? ( Синьора).
3.Нет ни одной области, в которой бы не трудились и не добивались успеха наши женщины.
2 конкурс « Среди героев наши имена».
1 этап Блиц вопросы:
- Назовите имена женщин-космонавтов.( Светлана Савицкая, Валентина Терешкова, Елена Кондакова).
- Как зовут актрису, сыгравшую главную роль в фильме « Гусарская баллада?»( Лариса Голубкина)
- Детская поэтесса, автор стихов « Мячик», про Таню? ( Агния Барто).
- Назовите солистку ансамбля « золотое кольцо»? ( Надежда Кадышева)
- Назовите самую известную египетскую царицу? ( Клеопатра)
- Назовите женщин – политических деятелей разных стран.
Женщинам посвящали свои вдохновенные строки мыслители, писатели, поэты
всех времён и народов.
3 конкурс « Образ женщины в литературе» будет включать 3 этапа:
Блиц вопросы
1. Самая популярная героиня Булгакова .( Маргарита)
Назовите героинь повести Бориса Васильева « А зори здесь тихие» ( Рита Осянина, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Женя Комелькова, Лиза Бричкина)
Как звали няню А.С.Пушкина?
Как звали царевну –лягушку?
Девушка с кудрявыми голубыми волосами из кукольного театра Карабаса Барабаса.
Повесть Тургенева, названная женским именем.
Баллада Жуковского, названная женским именем.
Как звали жену князя Игоря, воспетую в « Слове о полку Игореве»?
2. Работа с карточками. ( карточки разрезаны)(Выстроить цепочку : автор- название произведения- герои.
9 кл А. Грин – « Алые паруса»- Грей, Ассоль
А.Пушкин – « Евгений Онегин»- Владимир.- Ольга.
М.Лермонтов – « герой нашего времени» - Печорин, Бэла
10 класс. Л толстой « Война и мир» , Пьер, Наташа
А.Пушкин « Дубровский», Владимир, Маша
М.Достоевский – « Преступление и наказание», Родион, Соня.
11 класс. А.Куприн.» Гранатовый браслет», Желтков, Вера Николаевна
М.Шолохов « Тихий Дон» , Григорий, Аксинья.
С.Есенин « Анна Снегина, Сергей, Анна.
3 тур Назовите автора стих-ия.
« Я вас любил: любовь ещё быть может,
В душе моей угасла не совсем.( А. Пушкин)
Она сидела на полу и груду писем разбирала ( Ф.Тютчев.)
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты.( А.К.толстой)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты. ( А.Пушкин)
На заре ты ей не буди,
На заре она сладко так спит.
( А.Фет)
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
( С.Есенин)
Игра со зрителями « Знаете ли вы какие качества присуще вашим мамам?»
1. Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мама.( Доброта)
2.Таким удивительным словом обозначено это качество Оно всегда в маминой душе.( Забота)
3. Это свойство можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе? ( Нежность)
4.Умение разумно решать сложные вопросы, давать советы ( Мудрость).
5. А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит.( юмор).
Цветы, женщины и любовь… Они всегда являются спутниками и союзниками. Следующий конкурс связан с цветами. « Кто быстрее?»
В названии какого романа упоминается цветок тюльпан и кто автор романа» ( А.Дюма.» Чёрный тюльпан»)
Букет каких цветов дарил Наполеон Бонапарт своей жене Жозефине Богарне, возвращаясь из походов? ( Фиалки)
Какой цветок «украшал» плечо известной героини известного романа французского писателя, по роману снят фильм? ( лилия. А Дюма « три мушкетёра». Миледи.)
Какую кличку носил Ален Делон в одном из кинофильмов? ( Чёрный тюльпан»)
Какого цвета были цветы в руках Маргариты во время первого свидания с Мастером в романе Булгакова? ( жёлтые)
Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве писатель С.Т.Аксаков? ( Аленький цветок)
6.Конкурс « Творческий»
1 этап. Рисуют букет цветов + дом задание ( Чтение поздравления)
2 этап конкурс скороговорок
А) Паша Маше дала шашки,
    А Наташе – шахматы.
          В) Ткачи ткали ткани
               На платье Тане.
3 этап Придумай продолжение
А)Твои глаза, как два алмаза,
Твои уста, как розы лепестки.
………………………………..
( Твоё лицо прекрасно, как фиалка,
Ты хороша, как звёздочка в ночи.
……………………………………
4 этап Конкурс пословиц.
( Назовите похожую по смыслу русскую пословицу)
Тот не заблудится, кто спрашивает( финская).( Язык до Киева доведёт)
Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец( вьетнамская) ( Тише едешь, дальше будешь).
Женщина – хранительница домашнего очага. Это заложено природой.
  Следующий конкурс  « Хозяюшка и рукодельница».( участвую и мамы)
1.Необходимо вырезать салфетку.
2.Кто быстрее наденет косынку, фартук и сказать: « Ах, какая я красивая!»
3.Дом задание: рассказать рецепт любимого блюда.
Блицопрос  с болельщиками:
- Какая из нот не нужна для компота? ( Соль)
- Кто говорит на всех языках? ( Эхо)
- Украшение в виде  кольца из металла, кости, носимое на запястье? ( Браслет)
- Женское платье без рукавов? ( сарафан)
- Садовое луковичное растение с узкими листьями крупными белыми или жёлтыми цветами? ( нарцисс).
- Старинный русский головной убор замужней женщины, в основном – праздничный ? ( Кокошник)
- Вышитый узор на ткани? ( вышивка)
8. Наш конкурс называется « Прекрасных  женщин имена». Последнее задание, которое было домашним, назвать женские имена, встречающиеся на географической карте. Кто больше? (Бухта  Анастасия, остров Генриетты, пролив Дианы, пролив Екатерины, остров Елены, мыс Елизаветы, остров Жанетты, земля Александры, река Лена, бухта Марии Прошинцевой).
Конкурс для болельщиков « Самое оригинальное поздравление девочкам».Мальчики  могут принести дополнительные очки девочкам. Им слово.
Слово жюри. Награждение.
Учитель. Дорогие ребята! Наш вечер подошёл к концу Сегодня вы доставили радость своей молодостью, красотой и прекрасными знаниями. Уважаемые мамы, спасибо за участие и поддержку. Ещё раз всех Вас  с прекрасным праздником Весны. Спасибо!.

По теме:

Образ матери в русской литературе

Разделы: Преподавание литературы

Цели урока:
  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.
Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.
С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.
По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

II. Определение цели занятия.

Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины ,,- матери.

III. Образ м3атери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.
Выступления учащихся (инсценирование, пение) по народным сказкам и народным песням.

IV. Образ матери в печатной литературе

Слово учителя. В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.
Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».
Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова
Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.
Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.
По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:
Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?
Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).
Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.
Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»
Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»
Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…
Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.
Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!
Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина
(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))
Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.
Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»
Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».
Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».
Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.
Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!
17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.
(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.
Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.
X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.
Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.
Слово учителя
Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Выступления учащихся
1.     по «Повести о сыне » Е. Кошевой
2.     по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр отрывков из фильма «Молодая гвардия»)
3.     по «Повести о Зое и Шуре» Космодемьянской
Ученик читает отрывок из стихотворения Я. Смелякова
Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.
Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.
Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.
Вопрос классу
Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?
(Ответы-выступления, размышления учащихся)
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»
В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.
Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.
Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)
Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.
Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.
Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.
Живи, живи, живи вечно!»
Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!
Слово учителя
Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.
В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.
«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)
И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.
«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.
Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.
В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…
Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.
Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.
«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.
Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».
Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!

VI. Домашнее задание (дифференцированное):

1.     подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
2.     сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
3.     сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
4.     монолог «Мать»
5.     киносценарий «Баллада о матери»













Ученица.
Я верю, что все женщины прекрасны -
И добротой своею и умом,
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский -
Нас покоряет женская душа
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
А. Дементьев

- Спасибо всем женщинам, матерям, сестрам, подругам за их
беззаветную любовь, доброту, за руки, которые творят на земле
добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом.

Ученики (все).
  • Спасибо вам, мамы, за ваш материнский подвиг!
  • Спасибо вам, наши мамы, сестры, подруги, за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.
  • Спасибо вам за то, что несете свет и тепло детям, окружающим людям.
  • Спасибо вам за ваш самоотверженный труд.
  • Спасибо вам -душе семьи, хранительницам очага семейного.
  • Спасибо вам, стоящим на страже мира и счастья рода человеческого. Мир дому вашему, семье вашей, женщины!
Низко кланяемся вам, женщины, чье имя Мать!


























Литературная композиция "У российских женщин особенное сердце"

Разделы: Преподавание литературы

Фоновая музыка (James Lest “Night in white satin”).
Чтец 1:
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

(В.Я.Брюсов.)
Ведущий: Сегодня мы посвятим наш вечер образу женщины в русской литературе XX века.
Чтец 2:
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –
Сколько ей счастья и горя досталось!

Ведущий: А на испытания XX век был щедр.
Чтец 1:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

(О. Мандельштам.)
Ведущий: В годы революции и гражданской войны многие искренне верили, что воюют за светлое и прекрасное будущее. Во имя грядущего всеобщего счастья жертвовали своей жизнью.
Попурри Паровоз. “Хор Турецкого”. (Уходит на фон).
Чтец 2:
Наши девушки ремешком
Подпоясывали шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели…

Фоновая музыка (“Серебряная гитара в исполнении ретро-бэнда “Граммофон”).
Ведущий: В двадцатые годы в стране постепенно налаживалась мирная жизнь – новая, непонятная. И женщины плечом к плечу с мужчинами восстанавливали разрушенную гражданской войной страну, а в выходные дни девушки надевали красивые платья, изящные шляпки и, цокая каблучками, полные надежд и мечтаний, устремляются в новую жизнь.
Чтец 1:
Ей восемнадцать лет, не боле.
Вишневый рот,
Лучистый взгляд.
Как у березки в чистом поле,
Красив и прост ее наряд.
В зеленой кофточке из ситца
На круг выходит не спеша.
Вздыхают женщины:
— Царица… —
Бледнеют парни: Хороша!

(Л.Татьяничева “Русская девушка”).
Ведущий: Они мечтают о спокойном семейном счастье, окунаются в быт, возносятся к материнству.
Чтец 2:
Наперекор изменчивой молве,
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Девичья красота незавершенна:
В ней нет еще душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна.
В ее чертах — миры отражены.

(Л.Татьяничева “Мадонна”).
Фоновая музыка (Альбинони “Адажио”).
Ведущий: Но черные крылья сталинщины погрузили во мрак страну.
К 37 году сотни тысяч женщин, выстаивали многочасовую очередь, чтобы узнать о судьбе арестованных мужей, братьев, сыновей, слышали страшный приговор: “ 10 лет без права переписки”, что означало “Расстрел”.С 1935 по 1940 год Анна Ахматова пишет цикл стихотворений “Реквием” – это и отражение судьбы поэтессы, сына которой трижды арестовывали, и документ трагической эпохи, эпохи репрессий и насилия, когда железный каток сталинизма прошелся по судьбам сотен тысяч людей, эпохи скорби и траура. В нем Ахматова ведет диалог со временем о себе, о беде матери и о трагедии народа.
Чтец 2:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

Чтец 1:
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла.
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

Чтец 2:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

(А.А.Ахматова “Реквием”).
Ведущий: А на пороге истории уже стоял жестокий 1941 год.
Иосиф Кобзон. “Темная ночь”. (Уходит на фон).
Чтец 1:
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

(С.Щипачев)
Ведущий: Да, у войны не женское лицо, но в дни тяжелых испытаний святой долг по защите родной земли исполняли и женщины: медсестры, связисты, зенитчицы…
Финал. (Из кинофильма “Красная палатка”) – лейтмотив.
А зори здесь тихие…
(По мотивам повести Б.Васильева.)
Сцена 1.
Автор, Васков, Мария Никифоровна.
Васков, Мария Никифоровна пьют чай.
Автор: На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверёнки.
Шел май 1942 года. На востоке немцы день и ночь бомбили канал на Мурманскую дорогу; на юге только-только приходил в себя блокадный Ленинград.
Комендант разъезда хмурый старшина Васков писал рапорты по команде.
Васков: Так вот, майор-то мне и говорит: “Чепушиной занимаетесь! Не комендант, а писатель какой-то!”. Ну так вот я ему и говорю: “А вы шлите непьющих и это… Что, значит, насчет женского пола.” А он мне: “Ладно, Васков, будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты с ними не справишься…”. Так вот я думаю, разве найдешь сейчас на фронте, кто будет нос воротить и от юбок, и от самогона.
Мария Никифоровна: (глядя за дверь, язвительно) Гляди-ка, Федот Евграфыч, похоже, твои зенитчики прибыли.
Сцена 2.
Заходят Рита, Соня, Лиза, Галя, Кирьянова.
Кирьянова: Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.
Васков: Та-ак, нашли, значит, непьющих. Из расположения без моего слова ни ногой. Пока обустраиваться приказываю.
Сцена 3.
За столом с полотенцем на голове сидят Рита Осянина и Женя Комелькова, пьют чай.
Осянина: Знаешь, Женька, из довоенного времени я ярче всего запомнила школьный вечер, на котором познакомилась с пограничником лейтенантом Осяниным. Я была первой из класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть. Через год родила мальчика, Аликом назвали, Альбертом, а еще через год началась война. Хорошо, сына еще весной отправила к своим родителям.
Меня хотели отправить в тыл, но я настырная, взяли санитаркой, а через полгода послали в зенитную школу. Что муж погиб на второй день войны, я узнала только в июле.
Комелькова: Значит, и у тебя личный счет имеется.
Осянина: И у тебя тоже?
Комелькова: А я одна теперь. Маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили.
Осянина: Обстрел был?
Комелькова: Расстрел. Семьи комсостава захватили – и под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все!.. Сестренка последней упала: специально добивали…
Заходит Галя.
Комелькова: Смотри, Рита, какая у нас Четвертак теперь красавица.
Четвертак: Вот и мама мне так говорит, она у меня медик.
Осянина: Галя, хватит врать! Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! Подкидыш ты, и нечего тут выдумывать!
Комелькова: Ну зачем же так, ну зачем? Нам без злобы надо, а то остервенеем. Как немцы остервенеем…
Четвертак: Да, я всю жизнь жила в детском доме, потом в библиотечный техникум поступила, но так и не закончила, с последнего курса ушла вместе со всей группой на фронт. Брать не хотели, говорили, что не подхожу под армейские стандарты ни возрастом, ни ростом. А я врала, врала беззастенчиво. Взяли. Направили в зенитчицы. А теперь сама верю и в то, что возрастом старше, и в то, что мама - медицинский работник.
Осянина: Прости, Галя. Поздно уже, пошли спать.
Уходят.
Сцена 4.
Васков в доме. Забегает Осянина. Ищет Васкова.
Осянина: Товарищ комендант! Товарищ старшина!
Васков: Что?
Осянина: Немцы в лесу!
Васков: Так… Откуда известно?
Осянина: Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках.
Васков: (Рите) Команду – в ружье: боевая тревога. Кирьянову – ко мне. Бегом! (по телефону) “Сосна”, “Сосна”!.. Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно. ЧП!..
Товарищ Третий, немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня младшим сержантом Осяниной в количестве двух…
… Гурвич, Осянина, Комелькова, Четвертак, Бричкина – ко мне.
Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм. Подзаправиться…Ну, поесть значит плотно. Обуться по-человечески. На все – сорок минут. Р-разойдись!
Все уходят.
Автор: Немцев оказалось не двое, а шестнадцать. За подмогой Васков отправляет Лизу Бричкину.
Васков: Лиза, человек ты лесной, все понимаешь. Дорогу назад хорошо помнишь?
Бричкина: Ага, товарищ старшина.
Васков: Доложишь старшему обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.
Бричкина: Значит, мне сейчас идти?
Васков: Слегу перед болотом не позабудь.
Бричкина: Ага, побежала я.
Бричкина уходит, за ней уходит Васков.
Автор: Бричкина бежала в сторону 171-го разъезда, стараясь как можно быстрее вызвать подмогу. До болота добралась быстро. Перед тем, как лезть в дряблую жижу, она затаенно прислушалась. Страшным было одиночество, мертвая загробная тишина, повисшая над бурым болотом.
Огромный бурый пузырь гулко вспучивался перед нею. Это было так неожиданно, что Лиза инстинктивно рванула в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в гулкой пустоте. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула. Земли не было. Ноги медленно тащили вниз, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом, шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать.
Сцена 5.
Соня Гурвич читает стихи, незаметно подходит Васков.
Гурвич:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.

Васков: Кому читаешь-то?
Гурвич: Никому. Себе.
Васков: А чего ж – в голос?
Гурвич: Так ведь – стихи.
Васков: А-а… Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?
Гурвич: Пожалуй, знаете, сиротствую.
Васков: Сама, что ль, не уверенна?
Гурвич: А кто теперь в этом уверен, товарищ старшина?
Васков: Курить до тоски хочется, да кисет девчата забыли.
Гурвич: Я принесу, я знаю, где лежит!..
Гурвич уходит.
Васков: Куда, боец Гурвич?.. Переводчик!.. Лишь бы не попалась… Это случайно не Гурвич крикнула?
Автор: Далекий, слабый, как воздух, голос больше не слышался, но Васков все ловил его, медленно каменея лицом.
Васков: Значит, нет больше Гурвич, убили ее фрицы…
Васков уходит.
Автор: Галя Четвертак уже ни о чем не думала, кроме Сони. Они шли молча… Хрустнула впереди ветка под тяжелой ногой. Васков только успел прошептать: “В кусты”. Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю.
Сцена 6.
Осянина, Комелькова, Васков с перевязанной рукой.
Васков: Погибли наши товарищи смертью храбрых. Не зря погибли: сутки выиграли. Теперь мой черед сутки выигрывать. И помощи не будет, а немцы сюда идут. Так давайте помянем сестренок наших, а там – бой надо принимать. Последний, по всей видимости.
Автор: Все-таки сутки эти даром для немцев не прошли. Девчат Федот Евграфыч оставил у широкого плеса, указав ориентиры. А на себя взял мысок, где чаще всего немцы показывали себя. Но первый выстрел сделать ему не довелось. И даже когда гранаты начали рваться, он не испугался. Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют – значит живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!..
Осянина сидит в одной стороне сцены. Васков выходит с другой. Комелькова бежит от Риты к Васкову.
Комелькова: Скорее! Рита!
Васков: Чем?
Комелькова: Гранатами…
Женя уходит.
Васков: Ничего, Рита, ничего… Он поверху прошел… Заживет.
Осянина: Иди туда. Женька там.
Васков: Сейчас спрячу тебя. Уводит она их от нас, в лес уводит.
Васков уходит.
Автор: Женя верила в себя всегда, и даже сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все кончится благополучно, и даже когда первые пули ударили ее вбок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и нелепо было умирать в 19 лет… Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо.
Васков понуро идет к Рите.
Осянина: Женя погибла? Женя сразу… умерла?
Васков: Сразу. Они ушли. За взрывчаткой, видно… когда я по лесу ходил, видел, где они ее прячут. Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо.
Осянина: (на руку) Болит?
Васков: (на сердце) Здесь у меня болит. Так болит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
Осянина: Ну зачем так… Все понятно, война…
Васков: Пока война, понятно… А потом, когда мир будет? Что ответить, когда спросят, ведь всех я вас со смертью оженил.
Осянина: Не надо, мы Родину защищали.
Васков уходит.
Автор: Смертельно раненая Осянина не захотела быть обузой для своего командира.
Скорее Васков почувствовал, чем услышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. Рита выстрелила в висок, но крови почти не было. Схоронил он ее и пошел навстречу немцам.
Ведущий: Женщина и война… Что может быть более несовместимым? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь.
Чтец:
Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему читала,
Тревожилась, гордилась, тосковала,
Готовая и штопать и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!

(Н.Бурова.)
Ведущий: Прошли годы… А матери вновь скромно изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей, отправляют сыновей в армию, не думая, что исполнение интернационального долга может обернуться цинковым гробом.
Афганская война, одна из трагических страниц нашей истории, оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная. Не дождавшиеся невесты, вдовы, матери, убитые горем потери.
Песня Шведовой “Белый вальс” в исполнении ученицы школы.
Ведущий: “Цинковые мальчики” - так назвала свою повесть Светлана Алексеевич.
Мать: “ Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:
- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:
- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает. – Ты мое солнышко.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты. Нацепит на себя и марширует по дому.
Я солдат… Я солдат..
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой не купи – он в нем тонет.
- Мое ты солнышко.
Забирали в армию. Я молила не о том, чтобы не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и белье чужое стирать. Я этого боялась. Попросил: “ Пришлите все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю…”
Куда уезжает, не написал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: “Ты, мама, не плачь, наша броня надежная”.
- Мое ты солнышко… Наша броня надежная… Уж домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть.. Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата:
- Крепитесь, мать…
- Где мой сын?
- Здесь, в Минске. Сейчас привезут.

Я осела на пол:
- Мое ты солнышко!!.. – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб:
- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
- Мое ты солнышко!..”

Ведущий: Афганистан, Приднестровье, Чечня…Сколько горя принесли эти войны матерям, потерявшим сыновей. Материнская любовь безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Материнство на Руси всегда было святым.
Фоновая музыка (James Lest “Night in white satin”)
Чтец:
Матери бессонны, когда дети маленькие.
Матери бессонны, когда дети большие…
О, святая бессонность!
Чем отблагодарить матерей?
Как солнце не отблагодарим за свет.
Как землю не отблагодарим за зелень.
Не отблагодарим!
Надо просто что-то хорошее делать,
что-то доброе,
что-то великое делать, -
тогда улыбнутся и заплачут от счастья матери.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят