ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
Устный журнал
«Мы так говорим. Почему?»
I. Оформление
помещения, где будет
проводиться мероприятие.
1. Плакаты (высказывания о русском языке).
Оно хорошо, а даже и нужно знать соседскую речь, но
первонаперво нужно знать свою.
Ф. Богушевич
Слова имеют свою собственную душу.
Б. Брехт
Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не
зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
М. Горький
Язык по мере развития мышления народа обогащает
литературу новыми оборотами и оттенками речи.
Э. Дембовский
2. Стенные
газеты о русском
языке (был проведен
конкурс
между звеньями или классами — в зависимости от того, в каких
«масштабах» проводится устный журнал).
между звеньями или классами — в зависимости от того, в каких
«масштабах» проводится устный журнал).
3. Выставка работ учащихся (сочинения о языке, загадки, придуманные
учениками, «самодельные» ребусы и шарады).
II. Сценарий устного журнала.
Эпиграф
1-й ведущий.
В мире нет ничего, что не было бы названо,
наименовано.
2-й
ведущий.
Слово — одежда всех факторов, всех мыслей.
М.
Горький
СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ
1-й ведущий.
Сколько слов в русском языке? На этот вопрос не может
ответить никто. Почему?
2-й ведущий.
Да потому, что слов в русском языке слишком много.
1-й
ведущий.
Недаром его называют богатым, могучим.
2-й ведущий.
Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император,
говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с
неприятельми пталиянским—с женским полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен,
2-й ведущий,
то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми
оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нём великолепие ишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и
сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
1-й ведущий.
Словарный состав
русского языка огромен.
2-й ведущий.
И сегодня мы поговорим с вами о том, откуда приходят
к нам слова, как они рождаются, как изменяются со временем.
1-й ведущий.
Наш устный журнал приоткроет вам странички истории
слов.
2-й ведущий.
Поможет вам сделать шаги по Пути познания нашего
прекрасного русского языка.
1-й ведущий.
И не только русского, а языка вообще.
2-й ведущий.
Итак, страничка первая.
«Что
в имени твоём?..»
Ведущие уходят со сцены, а на сцене появляются
исполнители.
1-й исполнитель.
Раз уж мы заговорили о происхождении слов, так давайте
начнём с имён!
2-й исполнитель.
У каждого из нас есть имя, но далека не каждый знает,
что оно обозначает и как оно появилось.
Вместе.
А как появились имена?
Раздаётся «нестроевая» барабанная дробь (можно
заменить какими-либо другими сигналами), и на сцену выскакивает племя времён
каменного века. Появляется племя довольно шумно: «с улюлюканьем», присвистами
и т. д. Старейшина племени успокаивает их и рассаживает полукругом. Далее идёт
инсценировка следующего текста.
Я вас собрал сегодня у огня,
Чтоб, выслушав, вы поняли меня:
Нужны нам имена, чтобы в бою
Позвать друг друга мы могли с тобою!
Но! Имя можно выбрать не любое,
А то, что отражает суть твою:
Ты, чудный воин, получаешь имя Воин!
Ты ростом мал — и зваться будешь Мал.
Храбрее Храбра мужа я доселе не видал!
Ты добр. Поэтому и Добром быть достоин!
Друганом быть тому, с кем каждый дружит,
Будь, умный, — Умником! А глупый — будь Дурак!..
Отныне ж, братья, поведётся так:
Пусть имя человек себе заслужит!
Племя убегает со сцены. Исполнители читают отрывок из
книги В. А. Ивашко «Как выбирают имена».
1-й исполнитель.
Древние русские имена были своеобразными
характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно
было выделить его из семьи или рода.
2-й исполнитель.
В одних случаях человек характеризовался по
какому-либо внешнему признаку, в других — по моральным качествам, по положению
в племени или в семье, по отношению к нему родителей, сородичей, а иногда — по
роду его занятий.
1-й исполнитель.
Последнее было возможно потому, что имена в старину
давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом
«взрослое» имя часто жило наряду с «детским».
2-й исполнитель.
Вот несколько русских имён-характеристик по внешности
человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш; по черте характера: Добр,
Умник, Храбр, Горд, Молчан, Дурак, Баян; по месту в семье: Первый, Второй,
Ждан, Нечай, Старшой; по профессии: Кожемяка, Селянин, Воин.
Примечание.
«Иллюстрациями» к читаемому тексту может быть шуточный парад названных данными
именами.
1-й исполнитель.
Не только у русских, но и у многих других народов
«детское» имя менялось на взрослое.
2-й исполнитель.
В Китае, например, ребёнок при рождении получал
детское, домашнее имя, при поступлении в школу — школьное, чиновники на службе
имели свои служебные имена, служанки также получали от своих хозяев новые
имена.
3-й исполнитель.
И если еще в середине XVIII века можно было встретить
Дураков, Негодяев, Невеж, Дубин, Клопов, то теперь такие имена кажутся просто
немыслимыми.
4-й исполнитель.
Хотя в жизни бывает разное.
Идёт инсценированный отрывок стихотворения «Ярлычок»
(А. Барто).
1-й исполнитель.
Конечно, нам такие имена не нужны. И вообще, человек
издавна стремился к тому, чтобы имя обозначало что-то хорошее. Существует даже
поверье, что черты характера человека во многом определяются именем, которое
он носит.
2-й исполнитель.
А что обозначают имена, которые носим мы?
3-й исполнитель.
Давайте посмотрим.
Исполнители (поочередно).
Борис — нечто хорошее, мужественное, активное,
сильное, лёгкое, быстрое, величественное, громкое, храброе и могучее. Дмитрий —
нечто хорошее, безопасное, яркое. Тарас — нечто мужественное, могучее. Лариса —
нечто хорошее, красивое, величественное, яркое, радостное. Оксана — нечто
хорошее, слабое, быстрое, короткое. Юлия — нежное, женственное, красивое,
слабое, светлое, радостное.
Беседа исполнителей продолжается.
- Видите, как много хорошего «вбирает» в себя имя!
Столько
много значений в одном маленьком слове.
много значений в одном маленьком слове.
- Ты считаешь, что все имена — коротенькие? Как бы не
так!
Вот в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин
умер вождь одного индейского племени. Ни один мастер не смог
уместить в одну строчку имя на надгробном камне, так как оно состояло из 122 букв.
Вот в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин
умер вождь одного индейского племени. Ни один мастер не смог
уместить в одну строчку имя на надгробном камне, так как оно состояло из 122 букв.
- А в одной из школ Гонолулу училась дочь владельца
ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102
букв и звучало по-гавайски
примерно так: Напуамоха-
лоонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонкакехаалеке с а о-
нанайнананиакекеоао'гавайиикаванао, что значит: 'Многочисленные
прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину
и ширину своим благоуханием'.
лоонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонкакехаалеке с а о-
нанайнананиакекеоао'гавайиикаванао, что значит: 'Многочисленные
прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину
и ширину своим благоуханием'.
- Что вы смеетесь? По мне, так лучше длинное, но
хорошее, а
не такое, какое дал споим придворным в 1890 году король Сулук,
правивший на Гаити. Он решил окружить себя титулованными особами. Не очень утруждая себя изобретением новых титулов, он тут
же одного из своих приближённых назвал герцог Лимонад, а другого — граф фон Компот. Оказывается, эти слова попались ему в
каком-то европейском меню и очень понравились.
не такое, какое дал споим придворным в 1890 году король Сулук,
правивший на Гаити. Он решил окружить себя титулованными особами. Не очень утруждая себя изобретением новых титулов, он тут
же одного из своих приближённых назвал герцог Лимонад, а другого — граф фон Компот. Оказывается, эти слова попались ему в
каком-то европейском меню и очень понравились.
- Но
оставим в покое короля
Гаити, изобретавшего имена
таким образом!
таким образом!
Сколько необычно воспринимающихся имён принесло нам начало
нашего столетия! Приведём пример таких имен и дадим их «расшифровки».
- Роблен — родился быть ленинцем.
- Лорикэрик — Ленин, Октябрьская революция,
индустриализация.
- Вилора — В. И. Ленин — организатор революции.
- Замвил — заместитель В. И. Ленина.
- Вилиан — В. И. Ленин и Академия наук.
- Существовало и
имя Ленин, Ленина. Имя даже прочитали
наоборот и получили распространённое нынче имя Нинель.
наоборот и получили распространённое нынче имя Нинель.
- Об
одном человеке, носившем имя Ленин, и хочется рас
сказать.
сказать.
В день рождения сына у болгарина Миню Дончева пришла радостная
весть о Великой Октябрьской социалистической революции в России. Мальчика
назвали Лениным.
- Позже Ленин Дончев дал клятву быть достойным своего
имени. Он стал первым комсомольцем в селе, организовал первую комсомольскую
ячейку. В период фашистской оккупации Ленин Дончев
был брошен в тюрьму.
был брошен в тюрьму.
- Меня, конечно, можно убить, но имя это — никогда! —
говорил он.
Только приход советских войск спас его от смерти.
- Замечательные люди,
носившие и оправдавшие имя Ленин,
жили в Италии, Кубе, Болгарии, Греции, Португалии, Югославии,
США, Индии, Мексике, Гвинее-Бисау, Франции.
жили в Италии, Кубе, Болгарии, Греции, Португалии, Югославии,
США, Индии, Мексике, Гвинее-Бисау, Франции.
Ведущие.
Много можно говорить об истории имён. Но, к сожалению,
объём нашей журнальной странички нам этого сделать не позволяет.
1-й ведущий.
Кроме того, изучение истории имён вы сможете
продолжить самостоятельно.
2-й ведущий.
Помогут вам в этом следующие книги: «Русские имена»
(автор А. А. Угрюмов), «Ты и имя твое» (Л. Успенский), «Слова, имена, вещи»
(Л. М. Щетинин), его же книга «Русские имена».
Ведущие.
Желаем счастливого пути в Страну имён.
До встречи со второй страничкой нашего устного
журнала.
СТРАНИЧКА
ВТОРАЯ
«В честь и по поводу»
1-й ведущий.
Одним из распространённых путей пополнения лексики
является переход имён собственных в имена нарицательные. Как это происходит?
Инсценировка отрывка из очерка* В. А. Гиляровского.
На фоне негромкой весёлой музыки, звучащей по ходу
всего инсценирования, читает текст отрывка ведущий. Исполнители играют свои
роли молча — идёт «немой» спектакль при помощи жеста. Этот принцип нарушается
только в момент «рекламирования» торговцем своего товара и в заключительной
сцене — восхваления замечательных конфет.
«На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева работал
кустарь Федя. Делал он монпасье. Каждое утро, бывало, несёт он лоток монпасье.
Он по-особому его делал: половинки беленькая и красненькая, пёстренькая,— кроме
него никто так делать не умел,— и в бумажках.
После именин, что с похмелья, вскочил он товар
Елисееву нести. Видит, лоток накрытый приготовлен стоит. Схватил и бежит, чтобы
не опоздать. Приносит. Елисеев развязал лоток и закричал на него:
- Что ты принёс? Что?..
Увидел Федя, что забыл завернуть конфеты в бумажки,
схватил лоток, побежал. Устал, присел на тумбу около гимназии женской...
Бегут гимназистки, одна, другая...
- Почём конфеты?
Он не понимает
- По две копейки возьмёшь? Дай пяток.
Суёт одна гривенник, за ней другая... Тот деньги берёт
и сообразил, что выгодно. Потом их выбежало много, раскупили лоток и говорят:
- Ты завтра приходи во двор, к двенадцати часам, к
перемене... Как тебя зовут?
- Федором, по фамилии Ландрин...
Начал торговать сперва вразнос, потом по местам, а там
и фабрику открыл. Стали эти конфеты называться «ландрин». Слово показалось
французским... А он сам новгородский мужик и фамилию получил от речки Ландры,
на которой деревня стоит».
Исполнители отрывка уходят со сцены. На сцене
появляются ребята, между ними начинается беседа.
- Наполеон — пирожное; получило такое название не во
Франции, а в России, в год
столетнего юбилея Отечественной войны
1812 года. Одна из фирм выпустила в продажу многослойное пирожное в форме треугольника, напоминающего треуголку Наполеона.
1812 года. Одна из фирм выпустила в продажу многослойное пирожное в форме треугольника, напоминающего треуголку Наполеона.
- Название по месту получил пломбир — от французского
города Пломбьер, где впервые стали изготовлять сливочное мороженое
с добавлением цукатов, орехов, ягод.
с добавлением цукатов, орехов, ягод.
- Имя создателя — фламандского мастера
XIII века Батиста
де Шамбре носит ткань батист.
де Шамбре носит ткань батист.
- По имени физиков и математиков созданы научные
термины-
единицы: вольт, ампер, ом, ватт, кулон, фарада.
единицы: вольт, ампер, ом, ватт, кулон, фарада.
- Боржоми,
ессентуки и множество
других минеральных вод
окрещены именем соответствующих курортов.
окрещены именем соответствующих курортов.
Интересна
история слова хулиган.
Это слово английского
происхождения. Жил в XVIII веке близ Лондона содержатель постоялого двора некто Хулигэн, который со всем своим семейством
терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своими дикими выходками, что имя их не забылось, даже стало нарицательным. Хулиганами англичане в конце
XIX века стали именовать дерзких уличных озорников... А затем и вообще всех тех, кто грубо попирал общепринятые нормы поведения.
происхождения. Жил в XVIII веке близ Лондона содержатель постоялого двора некто Хулигэн, который со всем своим семейством
терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько прославились своими дикими выходками, что имя их не забылось, даже стало нарицательным. Хулиганами англичане в конце
XIX века стали именовать дерзких уличных озорников... А затем и вообще всех тех, кто грубо попирал общепринятые нормы поведения.
- А каковы же ещё способы появления слов в языке?
- Как какие?! И приставочный, и
приставочно-суффиксальный,
и безсуффиксальный, и многие другие. Только бери и образовывай!
и безсуффиксальный, и многие другие. Только бери и образовывай!
- Я-то образовывать их не буду, так как понимаю, что
слова
эти в язык не войдут. Но вот о подобных образованиях и их авторах нам расскажет со страниц журнала Корней Чуковский.
эти в язык не войдут. Но вот о подобных образованиях и их авторах нам расскажет со страниц журнала Корней Чуковский.
Ведущие.
До встречи с третьей страничкой.
СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ
«Весёлая словообразовательная лаборатория
„От двух до пяти"
Участники читают реплики и играют сценки, сменяя друг
друга (один за другим), почти не делая пауз между выступлениями.
- Смотри, как налужил дождь!
- Ой, какой пузырь я выпузырила!
- Дай мне распакетить пакеты!
- На тебе кочергу! Покочергай!
- Видишь, как я хорошо приудобился!
- Мама сердится, но быстро удобряется!
- Весь мост залошадило!
- На что это ты так углазилась?
- Когда Юрику не понравилось, что за ужином сто мать
посолила яйцо, он закричал: «Высоли обратно!»
- Бабушка
сказала Мите с горьким упрёком:
«Ах, какой ты
неряха!» — «Нет, я ряха, ряха!»— расплакался, обидевшись,
мальчик.
неряха!» — «Нет, я ряха, ряха!»— расплакался, обидевшись,
мальчик.
- Мама, барии — он?
- Он.
- Овца — она?
- Она.
- А почему папа — он? Надо бы пап, а не папа.
- Ой! У меня на пальце царап!
- Не царап, а царапина.
- Это у Муси если— царапина, я. я мальчик! У меня
царап.
- Пшеница — мама, а пшено — её деточка!
Вова играет в уголке:
- Бедный ты зайчонок! Тебя пьяниц сбил!
Ведущий.
Можно составить целый толковый словарь, созданный
детьми.
Два участника выходят со «Словарями» в руках и по
очереди читают.
- Червячее яблоко (червивое).
- Жмутные туфли (которые жмут).
- Взбесистая лошадь (которая взбесилась).
- Дочкастая мамаша (с несколькими дочерьми).
- Зоопарченный сторож (в зоопарке).
- Сверкастенький камушек (сверкающий).
- Крошкиная кровать (в крошках).
- Лучшевсехная мама (лучше всех).
- Я не покушанная (Я не позавтракала).
- Раздавитая
муха (погибшая страшной
смертью муха).
Читавшие уходят, их сменяют два других участника.
Читавшие уходят, их сменяют два других участника.
- Дети не только
создают новые слова, но и дают
старым
словам новые значения.
словам новые значения.
- Когда маленькой Тане сказали, что у нее на наволочке
ржавчина, она без смущения спросила: «Это мне лошадка наржала?»
- Кто такой грабитель?
- Крестьянин, несущий грабли.
- Ломовик — это мальчик, который ломает игрушки.
- Бабушка пытается расстегнуть пуговицы на
пальто. Внучка
возмущается: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
возмущается: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
- Наблюдения — то, что лежит на блюде.
- Владик, ты школьник?
- Нет, я садист. Я в садик хожу!
- Майя
кричит старшей сестре:
«Хватит секреты говорить!
Ишь, секретарша какая!»
Ишь, секретарша какая!»
- Насупились — наелись супу.
- Отравились — наелись травы.
Ведущие.
Только ли в детской весёлой лаборатории «От двух до
пяти» мы можем найти новые толкования старых понятий?
2-й ведущий.
Конечно, нет! И в литературном русском языке таких
слов довольно много.
1-й
ведущий.
И не только слов! Целые обороты и выражения приобрели
новую жизнь.
Ведущие.
Не верите? Так слушайте!
СТРАНИЧКА
ЧЕТВЕРТАЯ
«Заново рождённые»
Диалог ведущих.
- Жизнь слов удивительна!
- Одни из них живут очень мало. Другие же могут стать
долгожителями.
- Более того!
Они наполняются новым
содержанием, то есть
начинают заново жить среди слов современного русского языка.
начинают заново жить среди слов современного русского языка.
- О таких словах мы сейчас и поговорим! Но!
- Давайте наш разговор превратим в беседу-игру.
- Мы называем вам слово, даём его значение.
- А вы называете значение новое. Согласны?
- Тогда — в путь!
- Товарищ.
Это слово было
известно на Руси в XIV веке.
Произошло оно от слова товар; товарищами называли себя участники торгового путешествия или похода. Долгое время слово бытовало только среди купцов, которые, собираясь в торговые караваны, в
случае необходимости общими силами защищали свой товар от нападения разбойников.
Произошло оно от слова товар; товарищами называли себя участники торгового путешествия или похода. Долгое время слово бытовало только среди купцов, которые, собираясь в торговые караваны, в
случае необходимости общими силами защищали свой товар от нападения разбойников.
- С XV века товарищем стали называть человека,
который был
участником не только торговых путешествий. А с XIX века за ним
крепко закрепилось значение 'единомышленник'.
участником не только торговых путешествий. А с XIX века за ним
крепко закрепилось значение 'единомышленник'.
- На рубеже XIX—XX веков усиливается политический
смысл
слова. Оно «обновляется», приобретая новое значение, и становится
интернациональным.
слова. Оно «обновляется», приобретая новое значение, и становится
интернациональным.
- О каком значении слова товарищ мы говорим?
- Эстафета. В русский язык это слово
пришло в XVIII веке
из французского языка. Эстафетой первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма, донесения и т. п. специальными
посыльными, которые сменяли друг друга в определенных пунктах.
из французского языка. Эстафетой первоначально называли срочную почту, доставлявшую письма, донесения и т. п. специальными
посыльными, которые сменяли друг друга в определенных пунктах.
- Сейчас мы можем выделить еще два значения слова,
появившиеся позже, в
которых слово эстафета наиболее
часто употребляется.
- Назовите их!
- Конь. На
первый взгляд кажется, что слово существует толь
ко в одном значении. Но это не так!
ко в одном значении. Но это не так!
- Кроме животного конём называют шахматную фигуру, детскую игрушку,
сделанную в виде коня.
- Развивающийся спорт дарит слову еще одно значение.
Какое?
- Морж. До 60-х годов XIX века слово было
известно только в
одном значении — 'крупное ластоногие морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой'.
одном значении — 'крупное ластоногие морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой'.
- А с 60-х годов?
- Не только отдельные слова, но и словосочетания,
выражения
приобретают новые значения! И многие из них стали уже фразеологизмами.
приобретают новые значения! И многие из них стали уже фразеологизмами.
- Объясните
следующие фразеологизмы (определите
их значение и попробуйте объяснить происхождение).
Повесить голову.
Работать не покладая рук.
Молоть языком.
Камень ни сердце.
Сесть в лужу.
Чужими руками жар загребать.
- Спасибо за хорошие ответы! Мы тоже не останемся перед
вами в долгу.
вами в долгу.
- И расскажем вам о происхождении фразеологизмов,
которые
имеют наиболее интересную, на наш взгляд, историю.
имеют наиболее интересную, на наш взгляд, историю.
- Каково значение фразеологизма гол как сокол?
Знаете? Хорошо. Но как
появилось это выражение,
обозначающее 'очень
бедный'?
бедный'?
- Фразеологизм
никакого отношении к
названию известной
птицы не имеет. Сокол здесь — название металлического тарана,
употреблявшегося в древности в качестве стенобитного орудия. Этот
таран представлял собой совершенно гладкую (т. е. голую) чугунную болванку, подвешенную на цепях.
птицы не имеет. Сокол здесь — название металлического тарана,
употреблявшегося в древности в качестве стенобитного орудия. Этот
таран представлял собой совершенно гладкую (т. е. голую) чугунную болванку, подвешенную на цепях.
- Крокодиловы слёзы. Что означает этот
фразеологизм?
Оборот
возник в русском
языке в результате
буквального
перевода с немецкого. Появление его в немецком языке связано с
поверьем о том, что, когда крокодил пожирает человека, он плачет.
перевода с немецкого. Появление его в немецком языке связано с
поверьем о том, что, когда крокодил пожирает человека, он плачет.
- Вот как об этом говорит «Азбуковник» XVIII века:
«Крокодил зверь водный... Егда имат человека ясти, тогда плачет и рыдает,
а ясти не перестает».
а ясти не перестает».
- А когда вы употребляете фразеологизм лезть на
рожон? Что
он обозначает?
он обозначает?
- В старорусском языке слово рожон обозначало
заострённый
с одного конца кол, с этим орудием охотники шли на медведя. Напоровшись на рожон, зверь погибал.
с одного конца кол, с этим орудием охотники шли на медведя. Напоровшись на рожон, зверь погибал.
- Развязка, роковая для животного, и легла в основу
создания
фразеологизма.
фразеологизма.
- Теперь вам предоставляется возможность рассказать о
происхождении фразеологизмов.
- Начинаем конкурс сообщений!
Об этом конкурсе ребята были заранее предупреждены.
Условия конкурса: 1. От каждого класса, звена—по 3 представителя. 2. Победа
присуждается за самый интересный, содержательный и грамотный рассказ.
Победители награждаются сувенирами.
Чтобы наш устный журнал был всегда вам интересен и полезен,
редколлегия решила провести анкетирование.
На одном из стендов мы прикрепим небольшой ящичек:
«Что
интересно нам?»
интересно нам?»
— Ваши
пожелания, предложения мы ждём с благодарностью.
Все участники выступления. И тогда!
Все участники выступления. И тогда!
Встрече друг с другом
мы будем рады!
И после нес мы
станем богаче!
Язык свой —
любить!
Изучать!
Не иначе!
Нам знания крепкие
будут
наградой!
При подготовке внешкольных мероприятий по русскому
языку использованы произведения А. Барто, С. Михалкова, И. Т. Котлярова, А.
Шибае 1, К. Чуковского, работы о языке В. А. Ивашко, Э. А. Вартаньяна, В. Н.
Сергеева, Н. Т. Шанского.
Комментарии
Отправить комментарий