К основному контенту

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе "Причастие как особая форма глагола"


План – конспект урока русского языка в 7-ом классе по теме «Понятие причастия как особой формы глагола» с использованием технологии РКМЧП.

Тема: причастие как особая форма глагола.
Цель:
- сформировать у учащихся такое понятие, как причастие;
- определить, чем отличается и что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного;
- Выделить основные признаки причастия;
- развивать у учащихся следующие мыслительные умения:
·        умение устанавливать причинно-следственные связи;
·        умение систематизировать материал;
·        умение классифицировать материал;
·        умение обобщать;
- воспитывать у учащихся ответственное  отношении к учебе.
Тип урока: урок первичного усвоения знаний, умений и навыков.

На уроке предполагается организовать групповую работу. В каждой группе – 4 человека. Это оптимальное число. Такая команда работоспособна, мобильна, всем находится дело. Разбивка на группы может быть любая: по жребию, по партам, по классному журналу. Главное – стараться не учитывать личные привязанности ребят («с ним хочу сидеть, а с ним не хочу). В подобных группах работают все и учатся общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, приходить к единому мнению. Более того, ребята ищут и вырабатывают собственное мнение. Каждой группе предлагается маршрутный лист, в котором даны алгоритм действий и вопросы для анализа полученной информации.
Правила работы в группе:
·        любые идеи, предложенные в группе, имеют ценность. Абсолютно неправильных высказываний быть не может!
·        Человек сам вправе решать, в какой мере он участвует в общей работе.
·        Нужно учиться слушать собеседника и уважать его мнение. Запрещается перебивать говорящего или разговаривать на посторонние темы.
·        Необходимо внимательно относиться к любому вопросу, который возникает во время обсуждения.
·        Во время работы желательно избегать прямых указаний или нравоучений.

Ход урока
1. Стадия «Вызов».
Учащимся для наблюдении предлагается содержащий проблему материал (текст). Это стихотворение Н. М. Минского «Волна», написанное в 1986 году.
Нежно- бесстрастная,                          В бездне рожденная,
Нежно-холодная,                                 Смертью грозящая,
Вечно подвластная,                             В небо влюбленная,
Вечно свободная.                                 Тайной манящая.

К берегу льнущая,                               Лживая, ясная,
Томно-ревнивая,                                 Звучно-печальная,
В море бегущая,                                  Чуждо прекрасная,
Вольнолюбивая.                                  Близкая, дальняя.
Вопросы для обсуждения:
·        Какая особенность строения стихотворения позволяет поэту создать образ волны?
·        В стихотворении нет глаголов в той форме, в какой вы привыкли их видеть. Какими же словами обозначены действие, движение?
Прием «Таблиц «толстых» и «тонких» вопросов». После первого знакомства с понятием причастия ребятам предлагается придумать по три «Толстых» и «тонких» вопроса по теме и записать их в таблицу. При этом «толстый» вопрос предполагает развернутый, обстоятельный ответ в описательной форме, а «тонкий» – ответ односложный, «фактический».
?
?

Заполнение таблицы проходит в группе. После заполнения учащимися таблицы идет обсуждение ее содержания.

2. Стадия «Осмысление содержания».
Здесь используем прием «Кластер» («гроздь»). В центре или  вверху схемы записывается основное понятие (причастие). Ниже или по сторонам располагаются идеи или понятия, связанные с ним по смыслу, но в определенном порядке - по категориям. Работа над кластером индивидуальная. Единого образца записи нет, так как ход мыслей у каждого ученика разный.
После этого, по мере изучения нового материала, составляется сводная таблица.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЙ
Общие
Глагол
Линии сравнения
Прилагательное
Признак по действию
Лексическое значение (какой?)
Признак
Время
Вид
возвратность
Морфологические признаки
Род
Число
Падеж
Согласование с сущ.
Полная и краткая форма
Сказуемое
Синтаксическая роль
Определение
Сказуемое



3. Стадия «Рефлексия».
3.1 Обобщающие вопросы по теме.
3.2 Прием «Синквейн».
·        Причастие.
·        Действительное, страдательное.
·        Определяет, дополняет, уточняет.
·        Речь становится богаче и образнее.
·        Движение.

4. Домашнее задание.
4.1. Составить эссе на тему:
·        Причастие – это украшение языка или речевое излишество?
·        В чем «сила» и «слабость» причастия?
·        Следует ли потакать «капризам» причастных оборотов?
( по выбору учащихся).


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят