План – конспект урока русского
языка в 7-ом классе по теме «Понятие причастия как особой формы глагола» с
использованием технологии РКМЧП.
Тема: причастие
как особая форма глагола.
Цель:
-
сформировать у учащихся такое понятие, как причастие;
-
определить, чем отличается и что общего у причастия и глагола, у причастия и
прилагательного;
-
Выделить основные признаки причастия;
-
развивать у учащихся следующие мыслительные умения:
·
умение устанавливать
причинно-следственные связи;
·
умение систематизировать материал;
·
умение классифицировать материал;
·
умение обобщать;
-
воспитывать у учащихся ответственное
отношении к учебе.
Тип урока:
урок первичного усвоения знаний, умений и навыков.
На
уроке предполагается организовать групповую работу. В каждой группе – 4 человека.
Это оптимальное число. Такая команда работоспособна, мобильна, всем находится
дело. Разбивка на группы может быть любая: по жребию, по партам, по классному
журналу. Главное – стараться не учитывать личные привязанности ребят («с ним
хочу сидеть, а с ним не хочу). В подобных группах работают все и учатся
общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, приходить к единому
мнению. Более того, ребята ищут и вырабатывают собственное мнение. Каждой
группе предлагается маршрутный лист, в котором даны алгоритм действий и вопросы
для анализа полученной информации.
Правила работы в
группе:
·
любые идеи, предложенные в группе, имеют
ценность. Абсолютно неправильных высказываний быть не может!
·
Человек сам вправе решать, в какой мере
он участвует в общей работе.
·
Нужно учиться слушать собеседника и
уважать его мнение. Запрещается перебивать говорящего или разговаривать на посторонние
темы.
·
Необходимо внимательно относиться к
любому вопросу, который возникает во время обсуждения.
·
Во время работы желательно избегать
прямых указаний или нравоучений.
Ход урока
1. Стадия «Вызов».
Учащимся
для наблюдении предлагается содержащий проблему материал (текст). Это
стихотворение Н. М. Минского «Волна», написанное в 1986 году.
Нежно-
бесстрастная, В
бездне рожденная,
Нежно-холодная, Смертью
грозящая,
Вечно
подвластная,
В небо влюбленная,
Вечно
свободная.
Тайной манящая.
К
берегу льнущая,
Лживая, ясная,
Томно-ревнивая,
Звучно-печальная,
В
море бегущая,
Чуждо прекрасная,
Вольнолюбивая. Близкая, дальняя.
Вопросы для обсуждения:
·
Какая особенность строения стихотворения
позволяет поэту создать образ волны?
·
В стихотворении нет глаголов в той
форме, в какой вы привыкли их видеть. Какими же словами обозначены действие,
движение?
Прием
«Таблиц «толстых» и «тонких» вопросов». После первого знакомства с понятием
причастия ребятам предлагается придумать по три «Толстых» и «тонких» вопроса по
теме и записать их в таблицу. При этом «толстый» вопрос предполагает
развернутый, обстоятельный ответ в описательной форме, а «тонкий» – ответ
односложный, «фактический».
?
|
?
|
Заполнение
таблицы проходит в группе. После заполнения учащимися таблицы идет обсуждение
ее содержания.
2. Стадия «Осмысление
содержания».
Здесь
используем прием «Кластер» («гроздь»). В центре или вверху схемы записывается основное понятие
(причастие). Ниже или по сторонам располагаются идеи или понятия, связанные с
ним по смыслу, но в определенном порядке - по категориям. Работа над кластером
индивидуальная. Единого образца записи нет, так как ход мыслей у каждого
ученика разный.
После
этого, по мере изучения нового материала, составляется сводная таблица.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЙ
Общие
Глагол
|
Линии
сравнения
|
Прилагательное
|
Признак по действию
|
Лексическое значение (какой?)
|
Признак
|
Время
Вид
возвратность
|
Морфологические
признаки
|
Род
Число
Падеж
Согласование
с сущ.
Полная
и краткая форма
|
Сказуемое
|
Синтаксическая
роль
|
Определение
Сказуемое
|
…
|
|
|
3. Стадия «Рефлексия».
3.1
Обобщающие вопросы по теме.
3.2
Прием «Синквейн».
·
Причастие.
·
Действительное, страдательное.
·
Определяет, дополняет, уточняет.
·
Речь становится богаче и образнее.
·
Движение.
4. Домашнее задание.
4.1.
Составить эссе на тему:
·
Причастие – это украшение языка или
речевое излишество?
·
В чем «сила» и «слабость» причастия?
·
Следует ли потакать «капризам»
причастных оборотов?
(
по выбору учащихся).
Комментарии
Отправить комментарий