К основному контенту

План-конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание н, нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глагола" (урок был разработан и проведен в рамках районного этапа конкурса профессионального мастерства "Столичный учитель - столичному образованию" в номинации "Учитель")


Урок по теме «Правописание -н- и -нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов», 7 класс.






Автор: Гетманова Оксана Геннадьевна, ГУО «Средняя школа № 177 г. Минска», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
















\
План урока
Предмет – русский язык
Класс -  7
Тема урока: Правописание –н- и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов.
Цель урока:
Обучающая:
 1. К концу урока учащиеся должны знать:
    а) условия выбора –н- , -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных:
  • -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • -н- и –нн- в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  б)  как отличить краткие страдательные причастия прошедшего времени и краткие прилагательные, образованные от глаголов.
2. К концу урока учащиеся должны уметь:
  • обнаруживать в словах орфограмму «-Н- и –нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов»;
  • правильно решать орфографические задачи по правописанию –н- и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов, применяя изученное правило ;
  • различать краткие страдательные причастия прошедшего времени и краткие прилагательные, образованные от глаголов;
  • различать орфограммы: «-Н- и –нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов» и «-Н- и –нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Развивающая:
  • способствовать на уроке активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов (ставить и разрешать проблему, определять и объяснять понятия, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, трансформировать языковые явления, устанавливать причинно-следственные связи);
  • предоставить учащимся возможность для развития критического мышления при усвоении информации;
  • содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать полученные знания и умения в учебной деятельности);
  • организовать ситуацию для развития связной устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная:
  • создать условия для воспитания у учащихся культуры общения;
  • создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, метод проблемного изложения,  репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, классификационный, синтетический,  преобразовательный,  наглядный, практический, устный, словесный,  
Место урока – 1-ый урок по теме «Правописание –н- и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов» и 9-ый урок в системе уроков по теме «Причастие» после прохождения тем: «Причастие как особая форма глагола. Склонение причастий», «Действительные и страдательные причастия», «Краткая форма страдательных причастий», «Понятие о причастном обороте»,  «Образование действительных причастий настоящего времени», «Образование действительных причастий прошедшего времени», «Образование страдательных причастий настоящего времени», «Образование страдательных причастий прошедшего времени. Переход причастий в прилагательные ».
Обеспечение урока: Л. А. Мурина и др. Учебник русского языка для 7-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения, Минск «Оракул», 2004; распечатки для рефлексии «Какое у вас настроение?» для каждого ученика;  план урока для каждого ученика; тексты отрывка из книги Л. Успенского «Слово о словах» для каждого ученика; схема «Кластер» для каждого ученика; тексты «Восстановление слепой схемы» для каждого ученика;  тексты грамматической сказки и вопросы к ней; слова-исключения из правила; алгоритм «Правописание –н- и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов» для каждого ученика; тексты для задания «Орфографический баскетбол», тексты проверочной работы; мультимедийная  презентация.









Ход урока
1. Организационный этап.
Продолжительность – 2 мин.
Цель: психологически подготовить учащихся к уроку:
  • проверить готовность учащихся к уроку;
  • побудить учащихся к активной деятельности;
  • сообщить тему урока;
  • ознакомить учащихся с ходом урока.
Прогнозируемый результат - психологическая готовность учащихся к уроку.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: устный, словесный, наглядный, аналитический.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Я хочу представиться: учитель средней школы № 177 Гетманова Оксана Геннадьевна. Скажите, ребята, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? (шутит, улыбается, поет...). А с каким настроением вы пришли на урок? Отметьте, пожалуйста, на своих листочках «Какое у вас настроение» знаком «+» свое настроение, с каким вы пришли на урок. А теперь давайте закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь. Подарите свою улыбку тому, кто находится рядом с вами. Молодцы! Нет ничего краше улыбающегося ученика! А теперь за работу, за новыми знаниями!
Сегодня мы изучим очень важную и интересную тему «Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов». (Учащиеся записывают тему в тетради). Работать мы будем по следующему плану (учитель обращает внимание учащихся на экран, а также указывает, что план у каждого на парте): 1. Выявим практическую значимость новой темы, поставим учебную проблему. 2. Определим цель урока. 3. Актуализируем свои знания, вспомним уже изученное. 4. Изучим новый материал. 5. Закрепим новый материал, сформируем умения. 6.Обобщим новый материал, выполним проверочную работу по теме. 7.Подведем итоги. 8. Получим домашнее задание.
2. Этап подготовки учащихся к восприятию нового материала.
Продолжительность – 11 мин.
Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала:
  • показать практическую значимость новой темы, мотивировать учащихся к ее усвоению;
  • поставить учебную проблему;
  • показать логическую взаимосвязь подаваемого учебного материала с ранее изученным материалом, четко разграничить основную и дополнительную информацию;
  • проверить объём и качество усвоения предыдущего взаимосвязанного материала;
  • сформулировать совместно с учащимися цели изучения нового материала;
Прогнозируемый результат - подготовка учащихся к усвоению нового материала:
  • умение активизировать свои знания;
  • интеллектуальная активность.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.
Методы: частично-поисковый, метод проблемного изложения учебного материала, репродуктивный, сравнительный, классификационный, словесный, наглядный.
1.УЧИТЕЛЬ ставит перед учащимися цели работы на этом этапе урока.
2.УЧИТЕЛЬ: ребята, скажите, если мы сегодня будем вести речь о правописании, то над каким разделом русского языка мы с вами будем работать? (орфография). Так что же изучает орфография? А теперь прочитаем отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах» (читает учитель или хорошо читающий  ученик). (3 мин.)
Задания для учащихся:
    - в чем смысл этого отрывка?
    - для чего нужно знать орфографические правила? (чтобы грамотно писать)
    - для чего нужно писать грамотно?
УЧИТЕЛЬ: так как тема нашего урока тоже связана с орфографией, то я надеюсь, вы понимаете, насколько важно хорошо усвоить сегодняшний материал.
3. УЧИТЕЛЬ: обратите внимание на доску (на доске записаны пары слов) (2 мин.)
      1) масля...ое пятно – промасле...ая бумага
      2) девочка воспита..а и прилежна – девочка воспита...а бабушкой
Задание для учащихся:
       - попробуем вставить –н- или  -нн- (ученики у доски пробуют вставить –н- или –нн- в словах))
      - одним и тем же орфографическим правило мы будем пользоваться, определяя, сколько –н- надо написать в словах первой пары?
     - одинаково ли будут писаться слова «воспитанна» и «воспитана» во второй паре слов? (правильный вариант дается на экране)
4. УЧИТЕЛЬ: итак, ребята, мы столкнулись с учебной проблемой, и для того чтобы ее решить, мы с вами поставим цели нашего урока: что мы должны узнать и чему должны научиться? (цели ставят учащиеся, учитель корректирует, цели выводятся на экран). ( 2 мин.)
5. УЧИТЕЛЬ: чтобы правильно писать, будем с вами повторять. Вспомним, что мы уже знаем по теме «Причастие». Результаты своей работы по повторению мы с вами отразим в кластере. Заполним  «гроздья». А чтобы направить вас на правильный путь, я предлагаю вам в качестве подсказки слова В. И. Даля, составителя первого русского толкового словаря: «Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (работа в группах: 1-ая группа – 1-я «гроздь», 2-я группа – 2-я «гроздь», 3-я группа – 3-я,  «гроздь», 4-я группа – 4-я «гроздь», 5-я группа – 5-я, 6-я «грозди». Ребята озвучивают свои заполненные «грозди», остальные записывают) (2 мин.)
6.УЧИТЕЛЬ: ребята, скажите, при изучении какой части речи (а изучали вы эту часть речи в 6-ом классе) вы уже встречались с орфограммой по правописанию одного и двух –н-? (при изучении имени прилагательного). Давайте вспомним с вами это орфографическое правило.
«Восстановление слепой схемы» (работа в парах). (2 мин).
(Схема  учащихся на столе и на доске ).
-н- и-нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
                                                                                                                                                   
от сущ.                при помощи     при помощи     при помощи   непроизводные
основой на –н     суффиксов        суффиксов       суффикса        имена прилагат.
                             -онн-. –енн-      -ан-, -ян-           -ин-
                                                                                                           
.........                           ..........             ...........            ..........                    ...........  
(...............)              (................)     (...............)       (..............)              (...............)
Задания для учащихся:
   - восстановите схему и обсудите в парах восстановленную  схему, в скобках запишите примеры)
   - ученики восстанавливает схему на доске.
3. Этап подачи нового материала (усвоение новых знаний).
Продолжительность –13 мин.
Цель: учащиеся должны знать и понимать новый материала – правописание –н- и-нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глагола:
  • погрузить учащихся в содержание темы;
  • обобщить и систематизировать новый учебный материал после погружения в содержание новой темы;
  • в ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению содержания, умениям рационально учиться.
Прогнозируемый результат - знание и понимание учащимися новой темы, интеллектуальная активность учащихся, анализ деятельности, синтез знаний.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, наглядный, словесный, классификационный. 
1. УЧИТЕЛЬ ставит перед учащимися цели работы на этом этапе урока.
Чтобы тайны все решить, будем правило учить.
2. УЧИТЕЛЬ: Рассмотрим мы с вами новый материал через чтение и анализ грамматической сказки (сказку читает учитель, тексты на парте у каждого ученика, затем идет коллективная работа по обсуждению сказки). (3 мин.)
Грамматическая сказка
Жили-были семья: папа – Глагол, мама – Прилагательное. У них было четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия настоящего и прошедшего времени и Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Как все дети, они одним свойством похожи на папу, другим – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами. Самым капризным ребенком растет Страдательное причастие прошедшего времени, у него больше всего суффиксов, оно может быть полным и кратким. Сегодня вы, ребята, узнаете ещё один «каприз» Страдательного причастия прошедшего времени: оно любит убегать из дома к маминой родне, то есть к имени Прилагательному, и надолго поселяться там. Оно натягивает «шапку» - приставку, берет с собой любимые «игрушки» - зависимые слова, надевает «калоши» - два –н- и бежит что есть силы.
Но так как оно торопится, сильно бежит, ветер срывает с него «шапку» - приставку. Еще дальше убегает и рассыпает все «игрушки» - зависимые слова. И наконец оно теряет одну «калошу», одно -н-.
Задания для учащихся:
   - в каком виде появилось Причастие в доме Прилагательных? (без приставок, без зависимых слов, с одним -н-)
   - следовательно, при каких условиях у прилагательных, образованных от глагола, пишется одно -н-?( если нет приставок и зависимых слов)
 - а при каких условиях в страдательных причастиях прошедшего времени будет писаться два -н-? (при наличии приставок или зависимых слов).
3. Работа со схемой-опорой (упр. 347) (индивидуальная работа) (2 мин.).
Задания для учащихся:
  - что нового вы узнали из этой схемы? ( два -н- пишется у причастий и отглагольных прилагательных без приставок, если они образованы от глаголов совершенного вида (искл. смышленый, названый брат) ; если они оканчиваются на  -ованный, -ёванный ( искл. жёваный, кованый).
4. Работа с информационным текстом (стр. 178 – 179). (коллективная работа или самостоятельная индивидуальная работа). ( 3 мин.).
Задания и вопросы для учащихся:
  - все ли понятно по данному материалу?
  - сформулируйте и задайте своим одноклассникам вопросы по данному материалу (класс отвечает, коллективная работа)
5. Составление алгоритма по теме (коллективная работа, учитель записывает алгоритм на доске) (5 мин.)
УЧИТЕЛЬ: ребята, знаете ли вы, что такое алгоритм? (алгоритм – это программа действий, четкое следовании которой приведет к определенному результату, в нашем случае к решению орфографической задачи)
Алгоритм
«Правописание -н-  и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов»

1. Определи, краткая это или полная форма
                                                         
полная                                               краткая
                                                                                             
                          2. Посмотри, не заканчивается   2. Определи, какая часть речи
                            ли на –ованный, -ёванный                                                 
                                                                            прилагательное     причастие 
                                нет                                да                                                    
                         3. Определи вид глагола,         3. Определи, сколько            -н-
                            от которого образовано   -нн-     -н- пишется в полной форме
                                                                  (искл.                                     
               несовершенный    совершенный жеваный,     -н-                        -нн-
                                                                   кованый)                                 
                       4. Посмотри, есть ли    -нн-
                          зависимые слово или приставка, кроме НЕ
                                                                                  
                         нет                                                     да
                                                                                   
                         -н-                                                     -нн-
                                               
4. Физкультминутка (проводится после работы с информационным текстом (стр. 178 – 179), перед составлением алгоритма)
Продолжительность – 1 мин.
Цель: эмоциональная и физическая разрядка учащихся.
Прогнозируемый результат – отдых учащихся перед сменой деятельности.
Формы организации деятельности: коллективная.
Методы: здоровьесберегающие технологии.

УЧИТЕЛЬ: Вы, ребята, наверное, немного устали. А идти дальше нам еще долго. Чтобы продолжить наш нелегкий путь, пора немного отдохнуть. Учащиеся под музыку выполняют комплекс упражнений, предложенных учителем.
5. Этап закрепления и применения полученных знаний в процессе формирования умений.
Продолжительность – 9 мин.
Цель:  закрепить у учащихся те знания, сформировать и закрепить те умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу:
  • закрепить знания на уровне репродукции;
  • углубить осмысление учащимися учебного материала, проверить понимание сущности нового материала;
  • закрепить знания и умения в нестандартных ситуациях.
Прогнозируемый результат - знание и понимание учащимися, как выполнять учебные задания по новому материалу;  умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. 
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый, преобразовательный, аналитический.
1. УЧИТЕЛЬ ставит перед учащимися цели работы на данном этапе урока.
Как проверить, как узнать, как ошибки избежать?
2. Упр. 352( устно, коллективно и комментировано по цепочке. Применяя алгоритм) (3  мин).
Задания для учащихся:
  - вставить вместо точек –н- или –нн-
  - сформулировать правило, которым будут пользоваться
3. Орфографический баскетбол (самостоятельная работа учащихся по вариантам с последующей проверкой, тексты на парте у каждого ученика). ( 3  мин)
Задания для учащихся:
   - забросьте мячи в корзину ( 1 вариант – в корзину с одним -н-, второй вариант – в корзину с двумя-–нн-), при этом не забывайте о написании -н-  и  -нн- в кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных (ребята в тексте вставляют -н- или –нн-, затем подсчитывают мячи)
4. Трансформация языкового явления (дифференцированная самостоятельная работа с последующей выборочной проверкой) (3 мин.)
Материал упражнения 356
Задания для учащихся:
1 группа – слова 1-го столбика
2 группа – слова 2-го столбика + задания внизу
6. Этап обобщения по уроку.
Продолжительность – 5 мин.
Цель:
·         обобщить полученные на уроке знания и умения;
·         проконтролировать степень усвоения учащимися знаниями, овладение ими определенными в цели урока умениями
Прогнозируемый результат – обобщение полученных на уроке знаний и умений, анализ деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: обобщающий, наглядный, контрольный.
1. Фронтальная беседа с классом (1 мин.)
УЧИТЕЛЬ:
  -  какими новыми знаниями вы пополнили сегодня свой багаж мудрости по русскому языку?
  - а теперь вы попытаетесь доказать то, что вы действительно пополнили багаж знаний, выполните, надеюсь успешно, проверочную работу по русскому языку.
2. Проверочная работа по теме «правописание -н- и-нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов» (самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой по ключу) ( 4 мин).
(Тексты на парте у каждого ученика, ключ на экране).
7.  Этап подведения итогов урока.
Продолжительность – 1 мин.
Цель: подвести итоги урока:
  • проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее;
  • оценить мотивацию учащихся на уроке, прилежание, знания, умения в целом на уроке.
Прогнозируемый результат – осмысление успешности своей деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.
Методы: словесный, устный.
1. УЧИТЕЛЬ: ребята, еще раз посмотрите на цели нашего урока. Как вы думаете, достигли ли мы данных целей, получили ли мы тот результат, который запланировали с вами?
2. УЧИТЕЛЬ оценивает деятельность учащихся на уроке, аргументирует и выставляет отметки, делает замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
8. Этап информирования о домашнем задании.
Продолжительность – 2 мин.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Прогнозируемый результат – развитие творческой активности, формирование ответственности за свою деятельность
Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная.
Методы: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный.
1.УЧИТЕЛЬ: откройте дневники и запишите домашнее задание (задание на экране):
1) Теоретический материал – параграф 32 учебника (уметь приводить свои примеры).
2) Выучить слова-исключения.
3) Практическое задание дается дифференцированно в зависимости от результатов теста:
    - упр. 353, кто ошибся в написании слов 1 –4,
   - упр.357, кто ошибся в написании слов 5 – 8 ,
   - упр. 360, кто ошибся в написании слов 9 - 10,
   - подготовить учебное сообщение «Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», для тех, у кого нет ошибок.
9. Этап рефлексии
Продолжительность –1 мин.
Цель: создать условия для оценки учащимися своей деятельности.
Предполагаемый результат – умение анализировать свою деятельность.
Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная.
Методы: аналитический, наглядный, словесный.
1. УЧИТЕЛЬ: а теперь на своих листочках «Какое у вас настроение» отметьте знаком «+» то настроение, с каким вы уходите с урока.
УЧИТЕЛЬ выполняет задание вместе с учениками.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Прогнозируемые результаты
Формы работы
Методы
Примечание
1
Организационный этап
2 мин.
Приветствие, знакомство с классом, начальная психологическая рефлексия, проверка готовности учащихся к уроку.
Рефлексия своего психологического состояния на начало урока, концентрация внимания, восприятие информации.
Психологическая готовность учащихся к уроку.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Устный, словесный, наглядный, аналитический.

2
Этап подготовки учащихся к восприятию нового материала
11 мин.
Обеспечение мотивации, руководство усмотрением трудностей учащимися, помощь в постановке проблемы, показ логической взаимосвязи подаваемого учебного материала с ранее изученным помощь в определении цели урока
Усмотрение трудностей в правописании -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, осознание проблемы, самоопределение на дальнейшую деятельность, определение цели урока.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.

Частично-поисковый, метод проблемного изложения учебного материала, репродуктивный, сравнительный, классификационный, словесный, наглядный.


3
Этап подачи нового материала (усвоение новых знаний)
13 мин.
Организация изучения нового материала, погружения в новую тему, помощь в процессе решения проблемы,  консультирование в процессе.
Выполнение заданий, работа с условными
обозначениями, обобщение и систематизация нового материала, формулировка вопросов.
Знание и понимание учащимися новой темы, интеллектуальная активность учащихся, анализ деятельности, синтез знаний.
Индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический, наглядный, словесный, классификационный.



4
Физкультминутка
1 мин.
Организация соблюдения санитарных норм
Эмоциональная и физическая разрядка
Отдых учащихся перед сменой деятельности
Коллективная
Здоровьесберегающие технологии.
Проводится после работы с информационным текстом (стр. 178 – 179) перед составлением алгоритма.
5
Этап применения полученных знаний в процессе формирования умений
9 мин.
Организация закрепления новых знаний, формирования и закрепления умений, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Выполнение заданий по правописанию -н- и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов; различению кратких и полных форм причастий и прилагательных, образованных от глаголов; различению орфограмм «Правописание -н- -и нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» «Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов». 
Знание и понимание учащимися, как выполнять учебные задания по новому материалу;  умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся
Индивидуальная, коллективная, групповая.

Словесный, частично-поисковый, преобразовательный, аналитический.


6
Этап обобщения по уроку
5 мин.
Организация  обобщение полученных знаний и сформированных умений, организация выполнения контролирующего теста, организация взаимопроверки в процессе выполнения
Обобщение полученных знаний и сформированных умений, выполнение контролирующей проверочной работы , взаимопроверка.
Обобщение полученных на уроке знаний и умений, анализ деятельности
Фронтальная, индивидуальная.
Обобщающий, наглядный, контрольный.

7
Этап подведения итогов урока
1 мин.
Подведение итогов урока, анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы на будущее, оценка мотивации, прилежания учащихся, знаний, умений в целом
Оценивают свою работу, высказывают мнение о полезности знаний
Осмысление успешности своей деятельности
Фронтальная
Словесный, устный

8
Этап информирования о домашнем задании
2 мин.
Сообщение домашнего задания, краткий инструктаж по его выполнению
Записывают домашнее задание, уточняют условия его выполнения
Развитие творческой активности, формирование ответственности за свою деятельность
Фронтальная.
Словесный, практический, объяснительно-иллюстративный

9
Этап рефлексии
1 мин.
Организация итоговой рефлексии совместной деятельности
Оценка своей деятельности, высказывание своего отношения к уроку
Умение анализировать свою деятельность
Индивидуальная
Аналитический, наглядный, словесный.








«Восстановление слепой схемы»  (2 мин).

-н- и-нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
                                                                                                                                                   
от сущ.                при помощи     при помощи     при помощи   непроизводные
основой на –н     суффиксов        суффиксов       суффикса        имена прилагат.
                             -онн-. –енн-      -ан-, -ян-           -ин-
                                                                                                           
.........                           ..........             ...........            ..........                    ...........  
(...............)              (................)     (...............)       (..............)              (...............)


Задания

   - восстановите схему (запишите, сколько -н- пишется в суффиксах, в скобках
-    запишите примеры), обсудите восстановленную схему в пара



   Грамматическая сказка
Жили-были семья: папа – Глагол, мама – Прилагательное. У них было четыре ребенка. Две пары близнецов: Действительные причастия настоящего и прошедшего времени и Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Как все дети, они одним свойством похожи на папу, другим – на маму, а друг от друга отличаются суффиксами. Самым капризным ребенком растет Страдательное причастие прошедшего времени, у него больше всего суффиксов, оно может быть полным и кратким. Сегодня вы, ребята, узнаете ещё один «каприз» Страдательного причастия прошедшего времени: оно любит убегать из дома к маминой родне, то есть к имени Прилагательному, и надолго поселяться там. Оно натягивает «шапку» - приставку, берет с собой любимые «игрушки» - зависимые слова, надевает «калоши» - два -н- и бежит что есть силы.
Но так как оно торопится, сильно бежит, ветер срывает с него «шапку» - приставку. Еще дальше убегает и рассыпает все «игрушки» - зависимые слова. И наконец оно теряет одну «калошу», одно -н-.

Задания для учащихся:
   - в каком виде появилось Причастие в доме Прилагательных? 
 - следовательно, при каких условиях у прилагательных, образованных от глагола, пишется одно -н-?
 - а при каких условиях в страдательных причастиях прошедшего времени будет писаться два -н-?
























Алгоритм

«Правописание -н-  и -нн- в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов»


1. Определи, краткая это или полная форма
                                                          
полная                                               краткая
                                                                                             
                          2. Посмотри, не заканчивается   2. Определи, какая часть речи
                            ли на –ованный, -ёванный                                                 
                                                                            прилагательное     причастие 
                                нет                                да                                                    
                         3. Определи вид глагола,         3. Определи, сколько            -н-
                            от которого образовано   -нн-     -н- пишется в полной форме
                                                                  (искл.                                     
               несовершенный    совершенный жеваный,     -н-                        -нн-
                                                                   кованый)                                 
                       4. Посмотри, есть ли    -нн-
                          зависимые слово или приставка, кроме НЕ
                                                                                   
                         нет                                                     да
                                                                                   
                         -н-                                                     -нн-






























Слова – исключения из правила
«Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

назваНый брат
                                                 желаННый            коваНый (но заковаННый,
посажёНый отец    
                                                 неждаННый          коваННый мастером)
прощёНое воскресенье
                                                 негадаННый         жёваНый (но пережёваННый)
смышлёНый         
                                                нечаяННый           клёваНый ( но заклёваННый)
                                                                               
                                                неслыхаННый

                                                невидаННый

                                                делаННый

                                                читаННый

                                                считаННый

                                                медлеННый

                                                свящеННый

                                                даННый

                                                отчаяННый

                                               окаяННый

                                                чекаННый
                                                    



















Отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах»

... Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «ОПТЕКА».
Я и ещё несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «АПТЕКА» - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могла остаться, бинты, йод. Всё это было нам очень нужно. Если же «ОПТИКА» - так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.
«И как только грамотный человек может такое написать?» – ворчал майор.
Задания и вопросы:
   - в чем смысл этого отрывка?
   - для чего нужно знать орфографические правила?
   - для чего нужно грамотно писать?


















Проверочная работа по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
1 вариант
Задание: вставьте на месте пропусков –н-  или –нн-
   1.Жаре.....ая рыба. 2.Печё.....ые пирожки. 3.Пережаре.....ая котлета. 4.Выпече.....ый торт. 5.Фарширова.....ые помидоры.   6.Рыба, жаре.....ая в тесте. 7.Нежда.....ый гость. 8.Свежемороже.....ое мясо. 9.Письмо отправле.....о. 10.Дети умны и образова.....ы.



НОРМЫ ОЦЕНОК
Без ошибок и без исправлений – 10 баллов
1 – 3 исправления – 9 баллов
1ошибка – 8 баллов
2 ошибки – 7 баллов
3 ошибки – 6 баллов
4 ошибки – 5 баллов
5 ошибок – 4 балла
6,7 ошибок – 3 балла
 8, 9 ошибок – 2 балла
10 ошибок – 1 балл















Проверочная работа по теме «Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
2 вариант
Задание: вставьте на месте пропусков –н-  или –нн-
   1.Солё.....ые огурцы. 2.Тушё.....ый картофель. 3. Засахаре.....ая вишня. 4.Поджаре.....ая крупа. 5.Газирова.....ый напиток. 6.Мясо, жаре.....ое в сухарях. 7.Жела.....ый ребёнок. 8. Свежезамороже.....ое мясо. 9.Книга напечата.....а. 10.Ученики невнимательны и рассея.....ы.


НОРМЫ ОЦЕНОК
Без ошибок и без исправлений – 10 баллов
1 – 3 исправления – 9 баллов
1ошибка – 8 баллов
2 ошибки – 7 баллов
3 ошибки – 6 баллов
4 ошибки – 5 баллов
5 ошибок – 4 балла
6,7 ошибок – 3 балла
 8, 9 ошибок – 2 балла
10 ошибок – 1 балл

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят