К основному контенту

Урок русской литературы в 5 классе по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"


План урока
Предмет – русская литература
Класс -  5
Тема урока: «В гостях у сказки» (Ханс Христиан Андерсен «Снежная королева»).
Цель урока:
Обучающая:
 1. К концу урока учащиеся должны знать:
    а) некоторые сведения из жизни и творчества Х.К.Андерсена
  б)  теория литературы: сказка как жанр, отличие литературной сказки от народной
  в) особенности  авторского замысла в сказке «Снежная королева»
  г) два отношения героев к миру: способность видеть прекрасное и нравственная слепота
2. К концу урока учащиеся должны уметь:
а) воспроизводить некоторые ведения из жизни и творчества Х.К.Андерсена и применять их в процессе анализа сказки
б) характеризовать сказку как жанр и отличать литературную сказку от народной
в) определять особенности авторского замысла в сказке «Снежная королева
г) сопоставлять два отношения к миру в сказке: способность видеть прекрасное и нравственная слепота
Развивающая:
·        способствовать на уроке активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов (ставить и разрешать проблему, определять и объяснять понятия, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, , устанавливать причинно-следственные связи);
·        создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
·        содействовать развитию творческого мышления учащихся;
·        содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать полученные знания и умения в учебной деятельности);
·        организовать ситуацию для развития связной устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная:
·        создать условия для воспитания у учащихся культуры общения;
·        создать условия для воспитания у учащихся культуры умственного труда;
·        создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, метод проблемного изложения,  репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, классификационный, синтетический,  преобразовательный,  наглядный, практический, устный, словесный,  
Место урока – 1-ый урок по теме «Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева»  и 5-ый урок в системе уроков по теме «Устное народное творчество и литература»
Обеспечение урока: Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. Русская литература. Учебное пособие для 5-го класса общеобразовательных учреждений  с белорусским и русским языками обучения, Минск «НИО», 2009 часть 1; распечатки для рефлексии «Какое у вас настроение?» для каждого ученика;  план урока для каждого ученика; видеофильмы «В гостях у сказки», «Снежная королева»; литературные термины, напечатанные на отдельных листках: сказка, виды сказок, волшебная сказка, устное народное творчество (фольклор), литературная сказка; эпиграфы «Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает», «Моя жизнь - это прекрасная сказка» (Х.К.Андерсен)

Ход урока
1. Организационный этап.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? (шутит, улыбается, поет...). А с каким настроением вы пришли на урок? Покажите, пожалуйста, на своих листочках «Какое у вас настроение» свое настроение, с каким вы пришли на урок. А теперь давайте закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь. Подарите свою улыбку тому, кто находится рядом с вами. Молодцы! Нет ничего краше улыбающегося ученика! А теперь за работу, за новыми знаниями!
2. Этап изучения нового материала.
1) Мотивация учебной деятельности, подготовка к восприятию нового материала:
1. Фрагмент видеофильма «В гостях у сказки».
2. Учитель: итак, ребята, мы сегодня с вами побываем в гостях. В гостях каких? Правильно, мы сегодня с вами окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказки. Откройте тетради и запишите тему урока: «В гостях у сказки» (записывают первую часть темы) и эпиграф (записывают первый эпиграф): Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает»
3. Вопрос: посмотрите на эпиграф: «Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает». Как вы понимаете эти слова? (рассуждения учащихся).
4. Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Мы, зачастую уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчика расплавился в огне. Но через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, но и фантастический и реальный мир порой очень суров. И, конечно же,  нам нужны сказки, потому что сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.
2) Актуализация знаний.
1. Учитель: Мы сегодня с вами побываем в гостях одной очень известной сказки одного очень известного автора. С чем принято ходить в гости? Правильно, с подарками. Я думаю, что лучшим подарком нашему сказочнику будут наши знания. Давайте с вами подготовим этот подарок. Как вы думаете, какие понятия мы с вами должны повторить, чтобы уверенно отправиться в гости? (сказка, волшебная сказка, устное народное творчество (фольклор), отличие литературной сказки от народной.
2. На каждой парте лежат распечатки с теоретическими понятиями. Продолжите фразы и восстановите схемы (работа в парах, озвучивание ответов).
3) Этап подачи нового материала.
1. Учитель: а в гостях конкретно у какой сказки и у какого автора  мы сегодня с вами побываем, догадайтесь сами (видеофильм «Снежная королева»).
2. Учитель: ну что, догадались, о каком авторе и о какой сказке будет идти речь? Правильно, о сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». Допишите тему урока и 2- ой эпиграф:  «Моя жизнь - это прекрасная сказка» (Х.К.Андерсен).
3. Учитель: два урока мы будем работать над этой сказкой. Ставит цели данного урока.
4. Учитель: «Моя жизнь как сказка», - говорил Х.К.Андерсен. Но на самом деле это было не так. Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира, который подготовили наши ребята. Слушаем внимательно, потому что потом будем отвечать на  вопросы.
·        Где и в какой семье родился Андерсен?
·        Какими качествами он отличался в детстве?
·        От кого услышал мальчик первые сказки?
·        Что случилось с Андерсеном, когда ему исполнилось 14 лет?
·        Какое решение Андерсен принял в 20 лет?
·        В каком году вышел первый сборник стихов Андерсена и как он был воспринят читателями?
3. Физкультминутка.
4. Закрепление изученного материала.
1) Вопросы по выступлениям учащихся:
·        Где и в какой семье родился Андерсен?
·        Какими качествами он отличался в детстве?
·        От кого услышал мальчик первые сказки?
·        Что случилось с Андерсеном, когда ему исполнилось 14 лет?
·        Какое решение Андерсен принял в 20 лет?
·        В каком году вышел первый сборник стихов Андерсена и как он был воспринят читателями?
2) Вывод учителя: очень похожа биография Андерсена с сюжетом его сказки «Гадкий утенок». Так или иначе именно в детстве Андерсена – главные истоки его творчества: «Он очень медленно взрослел и с годами не отдалялся от того, чем живет детство».
3) Анализ сказки «Снежная королева»:
1. Выявление первичного впечатления от прочитанного:
·        Какие герои из сказки вам понравились и запомнились? Почему?
·        Какие эпизоды из сказки вам понравились и запомнились? Почему?
2. Зачитаем начало сказки (с. 49).
 Какой характер должен быть, по вашему мнению,  у человека, который так начинает сказку: «Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол…»?
Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем – нет?
3.          Кто такие тролли? Какими вы их представляете?
4.          Чему радовался тролль, смастеривший волшебное зеркало?
5.          Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
6.          Докажите, что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
7.          Зачитайте слова, которыми автор заканчивает первую сказку (с. 51).
     Мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердце людей превращается в куски льда. Это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что «лед» этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте и скажите, о ком из героев сказки Андерсена можно сказать, что их сердца – словно ледяные?
8.          Для чего две семьи устроили себе «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад?
9.          Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
10.      Как начинается рассказ о снежной королеве? (с. 52)
11.      Что говорит о ней бабушка? (с. 52)
12.      Какой видит ее Кай в первый раз? (с. 53)
13.      Как вы понимаете слова сказочника: «Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира»?
14.       Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике детей?
15.      Какой видит Кай Снежную королеву после ее второго появления? (с. 57)
5. Обобщение по уроку. Подведение итогов.
 1) Обобщающий вопрос: почему Снежная королева решила похитить именно Кая?  Как изменился мальчик?
2) Задание по группам (подобрать эпитеты):
     1 группа – Снежная королева
    2 группа – Кай
    3 группа – Герда
6. Этап информации о домашнем задании.
1) С. 58 – 59 (3- 7 вопрос)
2) творческое задание: с. 59 (рисуем) или мини-сочинение «Как бы я поступил(а) на месте Кая?»
6. Этап оценивания результатов учебной деятельности учащихся, выставление отметок.
7. Этап рефлексии.
1) Покажите, пожалуйста, на своих листочках «Какое у вас настроение» свое настроение, с каким вы уйдете из этого кабинета.
2) Мои пожелания вам я хочу высказать словами Х.К.Андерсена: «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят