План урока
Предмет
– русская литература
Класс - 5
Тема урока:
«В гостях у сказки» (Ханс Христиан Андерсен «Снежная королева»).
Цель урока:
Обучающая:
1. К концу урока учащиеся должны знать:
а) некоторые сведения из жизни и творчества
Х.К.Андерсена
б) теория литературы: сказка как жанр, отличие
литературной сказки от народной
в) особенности авторского замысла в сказке «Снежная
королева»
г) два отношения героев к миру: способность
видеть прекрасное и нравственная слепота
2.
К концу урока учащиеся должны уметь:
а)
воспроизводить некоторые ведения из жизни и творчества Х.К.Андерсена и
применять их в процессе анализа сказки
б)
характеризовать сказку как жанр и отличать литературную сказку от народной
в)
определять особенности авторского замысла в сказке «Снежная королева
г)
сопоставлять два отношения к миру в сказке: способность видеть прекрасное и
нравственная слепота
Развивающая:
·
способствовать на уроке активизации
познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных
процессов (ставить и разрешать проблему, определять и объяснять понятия, умение
анализировать, сравнивать, выделять главное, , устанавливать причинно-следственные
связи);
·
создать условия для развития у
школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и
аргументировать ее;
·
содействовать развитию творческого
мышления учащихся;
·
содействовать развитию у школьников
общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать,
находить главное в теоретических сведениях, использовать полученные знания и
умения в учебной деятельности);
·
организовать ситуацию для развития
связной устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная:
·
создать условия для воспитания у
учащихся культуры общения;
·
создать условия для воспитания у учащихся
культуры умственного труда;
·
создать условия для формирования
жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и
взаимовыручке.
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений.
Формы организации познавательной
деятельности: индивидуальная, фронтальная,
коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый,
метод проблемного изложения,
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
аналитический, сравнительный,
классификационный, синтетический, преобразовательный, наглядный, практический, устный, словесный,
Место урока
– 1-ый урок по теме «Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева» и 5-ый урок в системе уроков по теме «Устное народное творчество и литература»
Обеспечение урока: Т.Ф.Мушинская,
Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. Русская литература. Учебное пособие для 5-го
класса общеобразовательных учреждений с
белорусским и русским языками обучения, Минск «НИО», 2009 часть 1; распечатки
для рефлексии «Какое у вас настроение?» для каждого ученика; план урока для каждого ученика; видеофильмы «В
гостях у сказки», «Снежная королева»; литературные термины, напечатанные на
отдельных листках: сказка, виды сказок, волшебная сказка, устное народное
творчество (фольклор), литературная сказка; эпиграфы «Сказка – светлячок и для
малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает», «Моя жизнь - это
прекрасная сказка» (Х.К.Андерсен)
Ход урока
1. Организационный этап.
УЧИТЕЛЬ:
Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно судить, что
человек находится в хорошем настроении? (шутит, улыбается, поет...). А с каким
настроением вы пришли на урок? Покажите, пожалуйста, на своих листочках «Какое
у вас настроение» свое настроение, с каким вы пришли на урок. А теперь давайте
закроем глаза и подумаем о чем-нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь.
Подарите свою улыбку тому, кто находится рядом с вами. Молодцы! Нет ничего
краше улыбающегося ученика! А теперь за работу, за новыми знаниями!
2. Этап изучения нового материала.
1)
Мотивация учебной деятельности, подготовка к восприятию нового материала:
1.
Фрагмент видеофильма «В гостях у сказки».
2.
Учитель: итак, ребята, мы сегодня с
вами побываем в гостях. В гостях каких? Правильно, мы сегодня с вами окунемся в
волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказки. Откройте тетради и запишите тему урока:
«В гостях у сказки» (записывают первую часть темы) и эпиграф (записывают первый эпиграф): Сказка – светлячок и для
малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает»
3.
Вопрос: посмотрите на эпиграф:
«Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто
рассказывает». Как вы понимаете эти слова? (рассуждения учащихся).
4.
Учитель: Все мы, люди, родом из
детства. Мы, зачастую уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И,
наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на
твоем месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, у которых
есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки.
Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно
сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика,
который по шалости злого мальчика расплавился в огне. Но через сказки мы
постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в
фантастический мир, но и фантастический и реальный мир порой очень суров. И,
конечно же, нам нужны сказки, потому что
сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.
2)
Актуализация знаний.
1. Учитель: Мы сегодня с вами побываем в
гостях одной очень известной сказки одного очень известного автора. С чем принято ходить в гости? Правильно,
с подарками. Я думаю, что лучшим подарком нашему сказочнику будут наши знания.
Давайте с вами подготовим этот подарок. Как
вы думаете, какие понятия мы с вами должны повторить, чтобы уверенно
отправиться в гости? (сказка, волшебная сказка, устное народное творчество
(фольклор), отличие литературной сказки от народной.
2.
На каждой парте лежат распечатки с
теоретическими понятиями. Продолжите фразы и восстановите схемы (работа в парах, озвучивание ответов).
3)
Этап подачи нового материала.
1. Учитель:
а в гостях конкретно у какой сказки и у какого автора мы сегодня с вами побываем, догадайтесь сами
(видеофильм «Снежная королева»).
2.
Учитель: ну что, догадались, о каком авторе и о какой сказке будет идти
речь? Правильно, о сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». Допишите тему
урока и 2- ой эпиграф: «Моя жизнь - это
прекрасная сказка» (Х.К.Андерсен).
3.
Учитель: два урока мы будем работать
над этой сказкой. Ставит цели данного урока.
4.
Учитель: «Моя жизнь как сказка», -
говорил Х.К.Андерсен. Но на самом деле это было не так. Итак, послушаем рассказ
о лучшем сказочнике мира, который подготовили наши ребята. Слушаем внимательно,
потому что потом будем отвечать на вопросы.
·
Где и в какой семье родился Андерсен?
·
Какими качествами он отличался в
детстве?
·
От кого услышал мальчик первые сказки?
·
Что случилось с Андерсеном, когда ему
исполнилось 14 лет?
·
Какое решение Андерсен принял в 20 лет?
·
В каком году вышел первый сборник стихов
Андерсена и как он был воспринят читателями?
3. Физкультминутка.
4. Закрепление изученного
материала.
1) Вопросы
по выступлениям учащихся:
·
Где и в какой семье родился Андерсен?
·
Какими качествами он отличался в
детстве?
·
От кого услышал мальчик первые сказки?
·
Что случилось с Андерсеном, когда ему
исполнилось 14 лет?
·
Какое решение Андерсен принял в 20 лет?
·
В каком году вышел первый сборник стихов
Андерсена и как он был воспринят читателями?
2)
Вывод учителя: очень похожа биография Андерсена с
сюжетом его сказки «Гадкий утенок». Так или иначе именно в детстве Андерсена –
главные истоки его творчества: «Он очень медленно взрослел и с годами не
отдалялся от того, чем живет детство».
3)
Анализ сказки «Снежная королева»:
1.
Выявление первичного впечатления от прочитанного:
·
Какие герои из сказки вам понравились и
запомнились? Почему?
·
Какие эпизоды из сказки вам понравились
и запомнились? Почему?
2.
Зачитаем
начало сказки (с. 49).
Какой характер должен быть, по
вашему мнению, у человека, который так
начинает сказку: «Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать
больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол…»?
Чем
похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем –
нет?
3.
Кто такие тролли?
Какими вы их представляете?
4.
Чему радовался
тролль, смастеривший волшебное зеркало?
5.
Какое зло
причиняли людям осколки волшебного зеркала?
6.
Докажите,
что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
7.
Зачитайте слова,
которыми автор заканчивает первую сказку (с. 51).
Мы уже знаем, что от этих осколков
приходит беда: сердце людей превращается в куски льда. Это, конечно, сказочное
выражение, и мы понимаем, что «лед» этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте
и скажите, о ком из героев сказки Андерсена можно сказать, что их сердца –
словно ледяные?
8.
Для чего две
семьи устроили себе «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад?
9.
Понятно,
почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
10.
Как начинается
рассказ о снежной королеве? (с. 52)
11.
Что говорит
о ней бабушка? (с. 52)
12.
Какой видит
ее Кай в первый раз? (с. 53)
13.
Как вы понимаете
слова сказочника: «Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни
мира»?
14.
Похожи
ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в
садике детей?
15.
Какой видит
Кай Снежную королеву после ее второго появления? (с. 57)
5. Обобщение по уроку. Подведение
итогов.
1) Обобщающий вопрос: почему
Снежная королева решила похитить именно Кая?
Как изменился мальчик?
2)
Задание по группам (подобрать эпитеты):
1 группа – Снежная королева
2 группа – Кай
3 группа – Герда
6. Этап информации о домашнем
задании.
1)
С. 58 – 59 (3- 7 вопрос)
2)
творческое задание: с. 59 (рисуем) или мини-сочинение «Как
бы я поступил(а) на месте Кая?»
6. Этап оценивания результатов
учебной деятельности учащихся, выставление отметок.
7. Этап рефлексии.
1)
Покажите, пожалуйста, на своих листочках «Какое у вас настроение» свое
настроение, с каким вы уйдете из этого кабинета.
2)
Мои пожелания вам я хочу высказать словами Х.К.Андерсена: «Мир прекрасен!
Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!»
Комментарии
Отправить комментарий