К основному контенту

Выступление на педсовете


Эффективная организация контроля на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности учащихся
                                                                 Тот, кого я учу, это, прежде всего,
                                         живой человек, ребенок,
                          а потом ученик.
                                                     Оценка, которую я ставлю ему,
                                                                 это не только измеритель его знаний,
                                                     но, прежде всего, мое отношение
                                     к нему как к человеку.
                                     В.А.Сухомлинский


       Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе
обучения является важнейшим условием успешности образовательного
процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель,
контроль остаётся обязательным элементом в методической структуре урока. Несмотря на достаточно большой опыт педагогической деятельности, я постоянно задаю себе вопрос: как сделать интереснее и эффективнее ту часть урока, которую не все дети любят, - контроль и диагностику знаний.
       К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. И поэтому традиционные и нетрадиционные формы и методы  контроля знаний учащихся должны разнообразить урок, сделать его интересным, насыщенным, эффективным.
       В связи с понятием «оценка» мне вспоминаются слова известных ученых Фишмана И.С. и Голуб Г.Б. о том, что ученика можно сравнить с растением, а «внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».       Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. Оно обычно весьма предсказуемо и традиционно. При этом существует масса вариантов оценивания, которые удовлетворяют потребностям учителей и учеников. И я хочу поделиться с вами опытом вот такого, так называемого, формирующего оценивания, которое, с одной стороны, помогает эффективно и объективно оценить уровень знаний учащихся, а с другой стороны, формирует необходимые ключевые компетенции у учащихся, в том числе их познавательную активность.
       Положительную динамику имеет контроль, который проводится в непринужденной обстановке, когда учащиеся не чувствуют стресса. Этого можно достичь, используя в своей практике нетрадиционные формы и методы контроля знаний и умений учащихся.
      Сегодня наиболее актуальны такие методы контроля, которые включают в себя комплексно-дифференцированный контроль – возможность проверить умения и навыки учащихся сразу по нескольким параметрам: знание теории, умение применять на практике, выполнение заданий творческого характера. Необходимо отметить, что, когда контроль преподносится в непринужденной и творческой обстановке, результативность его повышается. Именно поэтому, планируя уроки, я наряду с традиционными формами и методами
, которые все мы используем и которые великолепно описаны в дидактике: всевозможные тестовые задания, различные виды диктантов, сочинения, изложения и т.д. и т.п.,  применяю нетрадиционные формы опроса учащихся.  Именно они, на мой взгляд, являются результативными, так как вызывают интерес у самих учащихся, тем самым повышая их мотивацию, позволяют их включить в активную оценочную деятельность, развивают познавательную  активность, творческие способности.     
        Большой интерес у учащихся как метод контроля их знаний и умений вызвал такой метод, как  лэпбук:  англ. lapbook (lap - колени, book - книга) -
«наколенная книга» или «книга на коленях».  Этот метод  целесообразно использовать при тематическом контроле по определенной теме, так как  лэпбук очень действенный способ обобщения и систематизации знаний. При подготовке лэпбука учащиеся самостоятельно обобщают и систематизируют свои знания.  Очень удачными были у меня уроки с использованием этого метода по русскому языку в 7-м классе по теме «Наречие», по русской литературе в 9-м классе по теме «Оды М.В.Ломоносова», «Жизнь и творчество Д. И.Фонвизина», «Лирика В.А.Жуковского». Использование этого метода позволяет оценить работу учащихся, которые готовили и презентовали свои лэпбуки, а также работу учащихся, отвечающих на вопросы.
       Буклет франц.«bouclette»    «скручивание, складывание» - еще один эффективный прием проверки  знаний и умений учащихся, который повышает познавательную активность учащихся.  Этот прием я чаще всего использую  при контроле уровня усвоения теоретических знаний учащихся. Но целесообразно его использовать и при обобщении и систематизации изученного материала. Так, в 10-м классе при обобщении и систематизации знаний по теме «Фразеологизмы» ребята с удовольствием готовили и презентовали свои буклеты. А в 7-м классе при и обобщении и систематизации  темы «Наречие как часть речи» одна группа ребят готовила лэпбуки,  а другая – буклеты.
        Совсем недавно через интернет я открыла для себя такой прием, который также можно использовать для  контрольно-оценочной деятельности, как  печа-куча. Этот прием расширяет возможности использования электронных средств обучения на уроках. Pecha-kucha на японском обозначает звук беседы, «бла-бла-бла».  20 слайдов X 20 секунд = 6 минут 40 секунд. Слайды должны быть яркими, запоминающимися. Этот прием основан на использовании так развитого у школьников  в современных условиях клипового мышления. Суть приема состоит в том, что учащийся должен в двадцати слайдах, каждый из которых комментируется не более 20 секунд (общее время 6 минут 60 секунд), вместить и представить изучаемый или уже изученный материал. Такой прием позволяет учителю сэкономить время на уроке, эффективен при поурочном и тематическом контроле. Я использую его на уроках русской литературы в старших классах при изучении жизни и творчества поэтов и писателей.
          Интересен такой вид контроля, как «шляпная дискуссия». Класс делится на группы по пять человек. Определяются границы темы, по которой будут составляться вопросы. Выбирается «совет мудрейших». Команды пишут пять вопросов, заранее обсудив и проверив правильность ответов. На уроке все вопросы складываются в шляпу (у каждой группы своя шляпа). Шляпами обмениваются, каждый из участников достаёт по одному вопросу и даёт ответ. Игра длится 8-10 минут, за это время можно опросить около 10 человек+3 человека из «совета мудрейших». Эта игра развивает коммуникативные отношения между участниками, привлекает всех повторить изученный материал, найти дополнительные сведения по теме, развивает лингвистическую компетентность.
          Удачной находкой считаю проведение уроков литературы в форме урока-пресс-конференции (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Дубровский», «Отцы и дети» и т.д.).
      Во время проведения этого урока осуществляется возможность всесторонне проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работу над развитием речи и мышления учащихся
       Для проведения пресс-конференции распределяются роли:
 1. 2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;
2. «журналисты», которые готовят и задают вопросы «героям литературных произведений»;
3. «герои литературных произведений», которые отвечают на предполагаемые вопросы «журналистов».
       Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «героев произведения» и работу ведущих.
       Вопросы задаются не только по содержанию текста, но и на осмысление идеи произведения.
        К современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя -  это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.
       В чем я вижу преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Очень удачно прошли уроки с использованием метода проектов в 7 «Б» классе по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Проводились мною такие уроки в 9-х классах по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
         В последнее время я очень заинтересовалась такой технологией, как квест-технология, в основу которой положен метод проектов. Организовать работу по этой технологии гораздо сложнее, чем работу над проектом. Мы с ребятами 7 «Б» класса пробовали квест-технологию на обобщающем уроке по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Класс был в процессе полготовки к игре поделен на группы, у каждой группы было свое задание, которое выполнялось под руководством инструктора-учителя: сценаристы, режиссеры, костюмеры, декораторы. Не все получилось, но это только начало. Эта технология позволяет оценить креативность учащихся, их творческие способности.
        Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Я считаю, что эта форма работы нелегкая, потому что она не дает сиюминутных результатов. Более того, самоконтролю нужно обучать ребят постоянно. Эта форма работы может вызвать на уроке и лишний шум, и обиды ребят друг на друга, а, следовательно, и на учителя. Таким образом, самоконтроль на уроке требует собранности, терпения и настойчивости, прежде всего от педагога, а потом уже от обучающихся.   Одним из эффективных форм самоконтроля, который я часто использую как на уроках русского языка, так и на уроках русской литературы, является лист самооценки.       
        На мой взгляд, наивысшей формой самоконтроля и самооценки, является создание учащимися портфолио. Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
     В этом учебном году я также решила опробовать этот метод. В начале этого учебного года я поставила перед ребятами 6 «А» класса задачу создать портфолио своей деятельности по русскому языку и литературе: учебная деятельность на уроках, внеклассная деятельность (участие в конкурсах, олимпиадах, экскурсиях и т.д.). Конкретную форму я не навязывала, предложила ребятам самостоятельно ее выбрать. Показала образцы портфолио, предложила обратиться к интернету.  Посмотрим, каков будет результат к концу года.
         Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.     
         Контроль за знаниями учащихся должен быть обучающим и развивающим. Результатом выполнения учащимися заданий контрольного
характера является раскрытие индивидуальных особенностей, повышение
уровня подготовки к уроку. Учителю следует помнить, что формы, приёмы и
методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не вызовет у учащихся негативной реакции, она станет стимулом к углублению
своих знаний, к совершенствованию умений, на уроке каждому обучающемуся необходимо дать возможность показать свои знания, свой рост относительно собственных достижений.
       Важно помнить, что оценка деятельности учащихся может быть выражена не только в балльной системе. Иногда одно поощрительное слово стимулирует ученика так, что в следующий раз он будет стараться выполнить задание лучше, чем в прошлый раз. Пусть только через два месяца он получит первую десятку, но это будет честно заработанная оценка его ученического труда. Главное, что у ученика появилось желание самостоятельно учиться. Не все виды деятельности можно оценить в балльной системе. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что они на уроке не бездельничали, что у них есть ежедневные, пусть маленькие, но позитивные перемены. Таким образом, можно сделать выводы о том, что правильно организованная оценочная деятельность учителя и самих учащихся даст эффективные результаты в развитии учащихся как активной, с высокой самооценкой личности.
        Закончить свое выступление я хочу словами: создайте для своих учеников возможность получить необычные впечатления, и они вознаградят вас редкостным прилежанием и особым отношением. (Дэйв Бёрджес)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят