К основному контенту

Урок русской литературы в 6 классе по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"



Тема: «Этот удивительный …талант – Н.В.Гоголь!»

Цель урока: Помочь формированию у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания на основе литературного произведения

Задачи урока:
- обобщить и совершенствовать знания, полученные при изучении повести Гоголя: сюжет, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;
- способствовать развитию навыков выразительного чтения и выборочного пересказа, развивать навыки филологического анализа текста, творческие способности учащихся, обогатить словарный запас учащихся через восприятие гоголевской повести;
- расширять представления о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей: неприятие зла, стремление к добру и красоте.

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний

Методы и приемы: слово учителя, выразительное чтение, характеристика героев (в том числе речевая), устные ответы на вопросы, словарная работа, устное словесное рисование, работа с иллюстрациями, инсценирование.

Оформление:
- презентация, портрет писателя, фрагмент кинофильма «Ночь перед Рождеством», иллюстрации учащихся (вариант обложки к повести), карточки с заданиями, сундук с вещами.

На доске – цитата Н.В.Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из–под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Раздать ЛИСТ САМООЦЕНКИ перед уроком

Ход урока:
1.Организационный момент. Здравствуйте! Садитесь!
2.Вступительное слово учителя.
Закрыта последняя страница повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», вошедшей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы подробно изучали данное произведение. А как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
- Посмотрите внимательно на оформление класса, обратите внимание на экран. Перед вами небольшой текст (читает ученик).
·         Этот волшебный мир открывает для читателя литература.
·         Удивительные сокровища языка таит она в себе.
·         Только талант способен воспользоваться ими.
·         А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой – целая плеяда русских писателей, которые принесли всемирную известность нашей литературе.
Сформулируйте тему урока, выполнив следующие задания:
1.Из 3 предложения назовите синоним к слову «гений» (это ключевое слово) - талант
2.Из 1 и 2 предложений выберите определения (или эпитеты) к ключевому слову – волшебный, удивительный
3.Из 4 предложения выберите фамилию писателя, о котором сегодня пойдет речь – Н.В. Гоголь
- Что получилось? Откроем тетради, запишем тему урока в тетрадь.
Послушайте слова одного из поэтов - современников Н.В.Гоголя: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился…»
-Ребята, о каком произведении идет речь? (о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
-А как вы думаете, кто из известных современников Гоголя дал такую высокую оценку сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
А вот слова известного критика 19 века В.Г.Белинского о повести «Ночь перед Рождеством»: «Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» вошла в цикл ранних его повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».
«Ночь перед Рождеством» есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия».
Как4 вы понимаете смысл этих слов?
-А вот современный читатель не очень-то любит читать, ему больше подавай комиксы, где все понятно с полуслова и думать особо не о чем, а на страницах Гоголя – старина, времена далекие, герои порой непонятные и странные и не так-то просто в них разобраться.
4.Создание проблемной ситуации
Проблемный вопрос: В чем секрет бессмертия этой сказочной повести? Что же за тайна скрывается в ней, зовущая вновь и вновь перечитывать страницы этой удивительной «Ночи…»?
Учащиеся дают ответы (В ней удивительные, незабываемые герои, неповторимая, яркая народная речь, чудесные картины природы. В ней необыкновенное переплетение фантастического и реального. Каждому человеку хочется верить в чудо, в сказку, где добро побеждает зло. Потому повесть так близка нам).
5. Постановка целей
Хорошо! Давайте убедимся в этом! Что нам необходимо сделать, чтобы подтвердить правоту своих суждений? ( Раскрыть характеры героев, показать уникальность, самобытность и красоту языка повести, постичь красоту природы, рассказать об обычаях и традициях наших предков).
- Верно, иными словами, чтобы разгадать тайну «Ночи перед Рождеством», нам нужно сегодня постараться исследовать самые разные грани этого замечательного произведения.
- Итак, давайте перенесёмся на хутор «близ Диканьки» и окунёмся в атмосферу удивительного праздника…
6. Работа по теме урока.
-Давайте вновь перелистаем страницы повести «Ночь перед Рождеством», но теперь уже как более внимательные и опытные читатели.
- « Вначале было слово… Слово было Бог!»- сказано в Библии. Обладая волшебным даром перерождения, оно продолжает жить в музыке, танцах, на полотнах великих художников, а теперь уже в кинематографе и мультипликации. Слово – это неведомая сила, которая заставляет трепетать от нахлынувших порой чувств наши души.
- Думаю, читая сказочную повесть Н В. Гоголя, вы и сами почувствовали силу его живого, озорного, необычайно яркого и меткого слова.
- Скажите, как читалась повесть? Были ли трудности при чтении первых глав? Изменилось ли впечатление от чтения впоследствии? ( Трудно-интересно-увлекательно).
1)  актуализация знаний
- Очень, хорошо! Судя по вашим ответам, вы были талантливыми читателями! Тогда вы без труда справитесь с небольшим тестом по содержанию повести!
А) (Учащиеся выполняют тест с последующей взаимопроверкой по ключу, за каждый правильный ответ один балл, заносят в лист самооценки)
                                            Тест № 1
1.     Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (сундук)
2.     Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать Вакулы)
3.     Казак, который, согласно молве, был «немного сродни черту». (Пацюк)
4.     Вторая специальность кузнеца Вакулы. (художник)
5.     Что спрятал черт в карман? (месяц)
6.     Не могла налюбоваться собой. (Оксана)
7.     Имя одного из поклонников Солохи, отца Оксаны.(Корний Чуб)
8.     Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (голова)
9.     За чем отправился Вакула к царице? (за черевичками)
10.                       Песни, которые распевали в канун Рождества. (колядки)

Б) Переходим к следующему заданию
Задание № 2
 «Сундук со старыми вещами» Угадайте, какому герою из изучаемой нами повести принадлежат эти вещи (отметки учащиеся заносят в лист самооценки, 2, 5 б. за каждый ответ):
1. А вот украинская женская обувка. Чудная! Ей и сама царица позавидовать может. (Это черевички, которые кузнец Вакула достал у самой царицы в Петербурге для своей ненаглядной Оксаны)
2. «Я ль на свете всех милее?» На этот вопрос ответит вам, дивчата, это волшебное стекло (зеркало, в которое любовалась Оксана)
3. А этот предмет годен не только для хранения угля в доме одной почтенной дамы, но и для временного убежища ее поклонников (мешок, Солоха)
4. Следующий предмет необходим в домашнем хозяйстве. Однако сделанный из настоящего железа поможет отобрать всякую добычу (кочерга, кумова жена) 
2) обобщение и систематизация знаний
Черевички, дивчина, парубки. Столько незнакомых слов. С чем это связано? Где можно узнать значение слов? Какие виды словарей вы знаете? А со словариком Гоголя вы знакомы?
Сам Гоголь объясняет значение словарика. Перед сборником рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» он поместил такую запись: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в этой книжке не всякому понятны».
А) Задание 3
установите соответствие (учащиеся выполняют в парах, за каждый ответ – 2 б.)
1.Гопак                         обрядовое церковное кушанье из риса с изюмом   
 2. Кутья                      украинский танец
3. Парубок                     утренняя служба в церкви
4.Галушки                     парень
5.Заутреня                   вареники             
Б) выразительное чтение наизусть отрывка с рецензированием учащимися
В) просмотр отрывка из фильма: «Обряд колядование»(фронтальная беседа с классом)
- Что означает колядовать? ( прочтём в учебнике комментарии самого автора, стр. 262).
- Что обозначает звезда в руках колядующих? (Это символ, напоминает звезду, которая, по легенде, зажглась на небе при рождении Христа).
- Какие события отражены в просмотренном отрывке: реальные или фантастические? Почему же тогда возникает ощущение волшебства? (в фильме яркие краски; сияющая звезда; как волшебные, движутся огоньки.)
- Ребята, а какие чувства вызвал у вас этот эпизод из фильма? (Радость, ощущение праздника, торжественность)
Г) Галерея образов «Ночи перед Рождеством»
- На предыдущих уроках мы с вами говорили о таких разных, реальных и фантастических, привлекательных и не очень, героях повести. Давайте еще раз вспомним о них, а еще лучше увидим воочию.
(сценка «Оксана у зеркала»):
Сценка:
(дом Чуба, Оксана стоит перед зеркалом, красуется, прихорашивается, принаряживается и никак собой не налюбуется)
Оксана: И что людям вздумалось говорить будто я хороша? Лгут, я совсем не хороша. (продолжает любоваться) Разве черные брови и очи мои так хороши, что и равных им нет на свете? Что хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Я вижу теперь, что я совсем не хороша. (отодвигая зеркало. продолжая любоваться, вскрикнула)Нет, я хороша! Ах, как хороша! Какую радость принесу я тому, кого буду женою
(входит в дом Чуба Вакула. Стоя в дверях любуется Оксаной)
Вакула(сам себе) Чудная девка! С час стоит, глядясь в зеркало и не наглядится.
(Тут Оксана замечает его, оборачивается, вскрикнула и сердито остановилась перед ним. Кузнец удивлен)
Оксана (издеваясь над ним)Зачем пришел сюда? Вмиг пронюхал, что отца дома нет.Что,сундук мой готов?
Вакула: Будет готов, мое сердце, после праздника. А как будет расписан! Не сердись же на меня. Позволь поглядеть на тебя.
Оксана Кто ж запрещает, гляди.
Вакула(ободренный, прижимая к себе)Позволь поцеловать тебя.
(Оксана отталкивает его)
Оксана Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна? Поди прочь, у тебя руки жесче железа
(Кузнец сидит недовольный, задумчивый. Оксана продолжает любоваться собой)
Оксана Правда, что твоя мать-ведьма?(хохочет над кузнецом)
Вакула Что мне до матери? Ты у меня мать, отец, и все, что ни есть дорогого на свете.
Оксана Видишь какой ты? Однако ж дивчата не приходят. Давно пора колядовать. Мне становится скучно.
Вакула Так тебе весело с ними?
Оксана Да уж веселее чем с тобою. Кто-то стукнул, верно дивчата с парнями идут
Вакула (отвернувшись, сам себе)Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Пусть только я замечу, кто ей нравится более, отучу. (почесывает кулаки)
- Молодцы, артисты! Большое им спасибо за представление!
Д) представление кадроплана
Е) Работа в группах
1 группа – Сюжетно-композиционные элементы (за каждый правильный ответ – 1, 6 балла)

Сюжетно-композиционный элемент
Его наполнение в повести
Экспозиция


Завязка


Развитие действия


Кульминация


Развязка


Заключение



2 группа -  Живая природа
- Читая « Ночь перед Рождеством», убеждаешься вновь и вновь, что Н.В. Гоголь – настоящий волшебник. В одной фразе он может передать ощущение волшебства, праздника и не только среди людей, но и в природе. А ведь, как вы знаете природа не просто бытует сама по себе, но она является отражением внутреннего мира героев. У нас трудились собиратели «волшебных фраз», они предлагают вам свои задания. Пожалуйста, тебе вам слово!
- «Узнай, какой литературный прием использовал автор? » (за каждый правильный ответ – 2 б.)
·         1) «Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа» (олицетворение).
·         2) «… месяц один заглядывал в них украдкою» (олицетворение).
·         3) «...зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты» (гипербола).
·         4) «ясная ночь» (эпитет).
·         5) «скрипучий снег» (эпитет)

3 группа -  Цитаты
Восстановите, в какой последовательности приведенные ниже цитаты встречаются в тексте, расставить в скобках цифры от 1 до 12 (за каждый правильный ответ 0, 8 балла)
(   ) «Принесите ему сейчас же башмаки самые дорогие, с золотом…»;
(   ) «Прощай, Оксана!»;
 (     ) «черт украл месяц»; 
(   ) «Кум набрел на мешки и остановился в недоумении»;
 (   ) «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка»;
 (    ) «Зачем лежат тут эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда…»;
  (   ) «Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить все к своему месту…»;  
(   ) «Погляди, какие я принес тебе черевички!»;
 (    ) «Попробую еще средство: пойду к запорожцу Пузатому Пацюку»;
  (    ) «Больно поколотил, проклятый кузнец!»;
  (    ) «намалевал Вакула черта в аду…»;
 (   )   «Два кума отправились в дорогу».

3) итоговый проверочный тест с последующей взаимопроверкой по ключу

Вопрос № 1

Тема произведения:
быт и нравы селян
проказы селян в рождественскую ночь
искренность чувств и поступков селян
Вопрос № 2

Жанр прооизведения:
сказка
рассказ
повесть
Вопрос № 3

В основе произведения лежит:
реальная жизнь
фантастический вымысел
сочетание реальности и фантастики
Вопрос № 4

Гоголь описывает своих героев с:
иронией
юмором
сарказмом
Вопрос № 5

Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой:
описание
повествование
рассуждение


Вопрос № 6

Какое средство выразительности использовал Гоголь в отрывке: "Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру..."?
аллегория
олицетворение
сравнение
Вопрос № 7

В ночь перед Рождеством чёрт украл месяц, желая:
пошалить
отомстить кузнецу
поиздеваться над селянами
Вопрос № 8

"...ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру..." Кто это?
Пузатый Пацюк
Корний Чуб
Касьян Свербыгуз
Вопрос № 9

Вакула отправился в Петербург для того, чтобы:
никогда больше не видеть Оксану
достать царские черевички
посмотреть столицу
Вопрос № 10

Оксана влюбилась в кузнеца Вакулу, когда:
он привез ей черевички
получила известие о его смерти
отец расхвалил добродетели кузнеца

7. Обобщение по уроку.
Слово учителя: Вот, ребята, мы с вами перелистали страницы произведения, смешного и романтичного. Встреча с другими произведениями этого писателя у вас ещё впереди. А сегодня мы просто улыбнулись вместе с ним и ещё раз убедились, что в описании характеров героев своей любимой Малороссии Гоголю, мастеру, художнику, просто нет равных.  Его герои удивительны, как удивительны и сами вечера, тихие, украинские, овеянные загадкой и ожиданием чуда. А может, и правда, стоит накануне Рождества выйти и посмотреть на небо.
                  ( Фрагмент фильма « Ночь перед Рождеством)

Закрылась последняя страница повести. Закрылась на светлой, счастливой ноте: В новой хате растят дитя Оксана и Вакула. Всегда ли будет так? Вот о чём автор заставляет задуматься читателя. И ночь перед Рождеством дана нам не только для того, чтобы ожидать исполнения желаний, но и для того, чтоб избавиться от ненужного и плохого и открыть душу новому – доброму, честному, справедливому, а главное – любви, с которой пришёл в мир Божественный младенец и которая преображает и мир, и человека. Так и произошло с героиней повести Н.В. Гоголя - Оксаной.
8. Информация о домашнем задании: «Написать сочинение на тему «Чему нас учит повесть Н.В. Гоголя?», желающие получить дополнительную оценку составят кроссворд.
9. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните вопрос-проблему в начале урока
-Почему повесть вызывает интерес, почему вновь и вновь хочется перечитывать её страницы?
(Гоголь создал поистине запоминающиеся образы, пейзажные зарисовки, яркие картины народной жизни. Повесть увлекательна, несмотря на трудности чтения (в ней много неизвестных слов), потому что удачно сочетает реальное и фантастическое.)
- А коротко можно ответить одним предложением: «Этот удивительный талант – Гоголь!» Только талантливый человек мог создать столь удивительное произведение!
-Ребята, достигли ли мы целей, которые ставили перед уроком?
10.Рефлексия.
Лист самооценки: подсчитайте средний балл, запишите получившееся число.
- Я надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее.
А гостям хотелось бы подарить рецепт вкусных вареников.
Вареники
Состав:
для теста:
яичные белки - 3 шт,
вода - 0,5 ст,
молоко - 0,5 ст,
соль - 0,5 ч.л,
мука - 5-6 стаканов

Приготовление:
Яичные белки смешать с водой, молоком, солью и хорошо размешать. Постепенно добавляя в яичную массу муку, замесить крутое тесто. Тесто накрыть салфеткой или крышкой и оставить на 30-40 мин (это делается для того, чтобы тесто стало более эластичным).

Для теста: 0,5 кг муки,1ст. кефира или натурального йогурта,1 яйцо, соль, 0,5 ч.л.соды погашенной уксусом.
Все перемешать и раскатать рулетик. Рулетик порезать и из полученных кружочков лепить вареник.
Для начинки: картофель отварить (воду слить) и сделать пюре, добавить предварительно обжаренные в подсолнечном масле мелко порезанные грибы с лучком. Отварить в подсоленной кипящей воде.



















ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ задания
Задание
Балл за каждый правильный ответ
Максимальный балл
Ваш итоговый балл за задание
1
Тест № 1
1
10

2
«Сундук со старыми вещами»
2.5
10

3
Установите соответствие
2
10

4
Выразительное чтение наизусть отрывка

10

5
Инсценирование отрывка

10

6
Кадроплан

10

7
Сюжетно-композиционные элементы (1 группа)
1, 6
10

8
«Живая природа», литературный прием  (2 группа)
2
10

9
 Цитаты (3 группа)
0, 8
10

10
Итоговый проверочный тест
1
10

11
Ответы на уроке

10

Отметка за урок



Подсчитайте общую сумму итогового балла, поделите на количество выполненных вами заданий, получите отметку за урок



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят