Тема: «Зарубки на сердце» (рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Цель:
1.
Обучающая:
1) проанализировать рассказ К.Г.Паустовского
«Телеграмма»,
2) помочь учащимся постичь общечеловеческий
смысл рассказа,
3) подвести детей к пониманию того, что
каждый ответствен за жизнь близких людей.
2. Развивающая:
1) способствовать развитию у учащихся умения
анализировать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы,
2) создать условия для развития у учащихся
устной и письменной речи.
3. Воспитательная:
1) содействовать воспитанию у учащихся
добрых чувств по отношении. К матери, готовность отдать им свое сердце,
внимание, память, долг.
Тип урока: урок детального изучения художественного произведения.
Оборудование:
портреты К.Г.Паустовского, репродукция «Сикстинская мадонна» Рафаэля,
стихотворение В.Бокова «Павловна», эпиграфы.
План урока:
1.
Слово о
К.Г.Паустовском.
2.
История написания рассказа «Телеграмма».
3.
Анализ рассказа
«Телеграмма».
4.
Пятая заповедь.
5.
Символ всех
матерей.
6.
Стихотворение
В.Бокова «Павловна».
7.
Кодекс дочери и
сына.
Ход урока.
1.
Организационный этап.
1)
Эмоциональный настрой учащихся.
2)Слово
учителя, где излагается тема урока и план.
Ребята,
сегодня у нас очередная встреча с великолепным писателем, глубоко нравственным
человеком – К.Г.Паустовским. Откройте тетради и запишите тему урока. Работать
мы будем по следующему плану (зачитывает план).
2. Этап подготовки учащихся к
восприятию нового материала.
1) Постановка совместно с учащимися целей
урока.
Посмотрите на тему урока и план. Как вы
думаете, какие задачи мы сегодня перед собой поставим?
2) Для подготовки к сегодняшнему уроку вы по
группам готовили предварительные задания:
- 1 группа готовила краткий очерк жизни и
творчества К.Г.Паустовского,
- 2 группа составляла композицию рассказа
и подбирала к частям эпиграфы.
- 3 группа описание картины Рафаэля
«Сикстинская мадонна»,
-4 группа – подбирала стихотворение к
рассказу «Телеграмма»,
- 5 группа составляла кодекс чести сына и
дочери.
3)
Работа с эпиграфом:
Нет!
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя
жить без сердца.
Мне
хочется хотя бы маленькой, но светлой
памяти
о себе.
К.Г.Паустовский.
- Как вы думаете, в чем смысл этих слов?
4) Итак, слово
предоставляется 1-ой группе. Слово о К.Г.Паустовском.
Один из представителей группы
дает краткий очерк жизни и творчества автора.
Судьба писателя не была
легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков. Вильно – это только начало длиннейшего
списка адресов К.Г.Паустовского. «…осенью 1902 года я впервые надел длинные
брюки и гимназическую курточку» - так начались годы обучения в Первой Киевской
гимназии. В 1912 году Паустовский уже студент Киевского университета. В 1915
году – санитар военного санитарного поезда № 226.
Страсть к путешествиям не
дает Паустовскому сделаться оседлым человеком. В 1941 году Паустовский был в
9-ой армии военным корреспондентом газеты «Защитники Родины». В журнале «Новый
мир» он опубликовал статью-название «Мы победим!». К.Г.Паустовский награжден
медалью «За отвагу».
В последующие годы
Паустовский работает, создает повесть за повестью.
15 сентября 1947 года
К.Г.Паустовский получил открытку от Ивана Бунина:
«Дорогой собрат, я прочел Ваш
рассказ «Корчма на Брагинке» и хочу Вам сказать о той радости, которую испытал
я. Он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы».
Произведения Паустовского
переведены на многие языки мира.
4) Ребята, а теперь
всмотритесь в портрет К.Г.Паустовского. Что может сказать нам портрет о
внутренних качествах этого человека?
(Суровый, требовательный
взгляд сквозь стекла очков. Взгляд-напоминание, завет: «Мы жили на этой земле.
Не отдавайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд»)
3. Физкультминутка.
4. Этап анализа литературного произведения.
1)
Учитель. Я
сейчас зачитаю вам главу из повести о писательском труде К.К.Паустовского «Золотая роза». В ней рассказ автора
о том, как был написан рассказ «Телеграмма». Учитель зачитывает отрывки из
главы.
2)
А теперь
приступаем к анализу рассказа «Телеграмма».
-
учитель еще раз зачитывает тему урока и эпиграфы:
За добро плати
добром,
не будь
пустельгой.
К.Г.Паустовский.
Чти отца своего и матерь твою, -
Да
благо ти будет, и долголетия будеши
на земле.
5-я заповедь Божия.
- Как вы понимаете выражение «Зарубки на сердце»? (что-то оставило
неизгладимый, болезненный след в душе)
-
Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор,
что изменил, а что оставил прежним?
-
Как построил свое произведение, чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?
Какова
композиция рассказа, сколько мы можем выделить частей?
Я
предоставляю слово представителю 2-й группы, который представит нам композицию
рассказа и запишет к частям эпиграфы.
К
доске выходит представитель 2-ой группы.
1-я часть. Мать – «Эх, горе ее горькое,
страданье неписаное!»
2-я часть. Дочь – «Эх ты, сорока!»
3-я часть. Телеграмма – «За добро плати
добром, не будь пустельгой».
4-я часть. Эпилог.
-
О чем это рассказ? (взаимоотношения отцов т детей).
-
Где завязка рассказа? (вопрос Тихона о Насте).
-
Заглавие звучит интригующе, хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет
речь. Сколько телеграмм в рассказе (две).
- Почему рассказ назван «Телеграмма?» Какая
телеграмма имеется в виду? (та, что получила Настя, телеграмма обычно несет
что-то важное: радость или беду).
Давайте зачитаем пейзажную зарисовку в начале
рассказа. ( стр. 258 = 259).Для чего автор начинает рассказ с пейзажной
зарисовки? (она настраивает читателя на определенный лад, у нас нарастает
чувство тревоги, ощущение близкой трагедии).
-
Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (желтый, черный. Серый; всюду
неясность, расплывчатость).
-
Как это все соотносится с образом главной героини Катерины Петровны? (Она живет
воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только
равнодушное ожидание смерти).
-
Каково душевное состояние героини? (надежда, тяжесть, разочарование, осознание
одиночества, душевная боль).
-
Как передает Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то. Что дочь
приедет? Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «она задохнулась…». (
263) (с помощью глаголов шла – побрела).
-Что
поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (она убедилась в том,
что очень слаба и что дни ее, вероятно. Сочтены, и тогда она написала Насте
письмо).
-
Читаю письмо (263) .
-
Всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?..
Как отреагировала Настя на это письмо? (дочь чувствует лишь «смутное
беспокойство». Насте не до матери-старушки и ее забот).
-Что
подчеркивает Паустовский во внешнем облике Катерины Петровны? (плохо видит,
сгорбленная, маленькая).
-
Подберите синоним к слову «маленькая» в данном контексте (беззащитная).
-
Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? (она знала, что Насте
теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои интересы, свое
счастье. Лучше не мешать».)
-
Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (с уважением, заботятся о ней,
оказывают посильную помощь).
Обратимся
к образу Насти.
-
Что во внешнем облике настии подчеркивает автор? (Художники звали ее Сольвейг
за русые волосы и большие холодные глаза. Сольвейг в переводе означает
«солнечный путь».)
-
Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву (есть в ней и
хорошее).
-
Тем более это нам странно и непонятно: как это сочетается с холодным безразличием к матери.
-
Как же Настя принимает телеграмму? (спокойно, она не поняла даже, о какой Кате
речь).
-
Почему Настя не открыла старому художнику правду? (ей было стыдно признаться в
том, что в это время, когда она наслаждалась похвалой, у нее умирала мать).
-
Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась (неприятное известие не вовремя,
это нарушало ее планы).
_Многим
людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Настя? Она к
таким относится? (да).
-
«Эх ты, сорока!» - что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (трещотка,
легкомысленная птица).
-
В сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, Настя вдруг
прозревает, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми
старушка, там, в скучном Заборье». Она решает срочно ехать к матери, но…поздно.
Катерина Петровна умерла, так и не дождавшись своей ненаглядной Настеньки.
Настя опоздала даже на похороны.
-
Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка рассказа. Обратите внимание на
пейзаж. (274) Как он изменился и почему?
(Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным
ожиданием приезда Насти. Смерть – это и избавление от страданий.)
5. Обобщение по уроку.
1) обобщающая беседа:
- обратите внимание на эпиграф. «Не будь
пустельгой» - как эти слова относятся к Насте? ( значит не будь пустым
человеком, научись отделять главное от второстепенного – это и авторское
напутствие всем читателям).
-Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
(Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет, и долголетия будеши на
земле).
-
Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот
эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
_Но
эта безнадежная болезнь? (нет).
-
О чем свидетельствует заговорившая совесть Насти? (о начале ее возрождения).
-Что
такое совесть? (невидимый судья, признание вины за совершенный неблаговидный
поступок, самоконтроль человека, стеснение, стыд, неловкость).
Учитель
обращает внимание на толкование этого понятие в толковом словаре Ожегова. Это
задание инд. выполнял ученик. Ученик выходит к доске и зачитывает: совесть –
чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими
людьми, обществом).
-
А зачем она дана человеку? (совесть может предотвратить плохой поступок,
совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять
недостатки).
-
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?
(бросив все, она, наконец-то, поехала к матери, проплакав всю ночь, пока за
окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет, уехала крадучись
– стыдно перед людьми).
-
К.Г.Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и
исправлении. Не случайно значение имени Настя ( греч) – воскрешающая.
-Какое
впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие «Зарубки» на сердце оставил?
3) Работа с
картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Слово
предоставляется представителю з-ей группы, который дает описание этой картины.
Перед
нами картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Рафаэль – легендарный итальянский
художник. В живописи венцом создания обрза матери я вилась «Сикстинская
мадонна». Всю тоску о матери Рафаэль перенес на эту картину. Рафаэль умер в 37
лет. Он рано потерял мать. Вот раздвинулся занавес над алтарем – и в ореоле
предстала Мадонна м ребенком на руках. Она спустилась с небес, босая, она
прижимает к груди сына. Она в окружении ангелов. Когда долго смотришь на нее,
кажется, что она приближается..
В
облике спокойствие, чистота, величие и нежность. В глазах ее нет блистание, но
в них какая-то глубокая, чудесная темнота. Может, грусть затаена, ведь она
несет людям своего, чтобы он пострадал за людей. Мать несет людям самое святое,
что может быть в этом мире..
-
Как эта картина перекликается с рассказом «Телеграмма»?
4) Слово предоставляется представителю 4-ой группы.
Стихотворение о матери, которое бы отражало смысл произведения и нашего урока.
Виктор Набоков «Павловна»
Вот и
состарилась Павловна!
Силы бывалой не
стало,
Никуда-то она
не плавала,
Никуда-то она
не летала.
Только штопала,
гладила,
Пуговицы
пришивала.
Изредка слушала
радио.
Молча
переживала.
Были у Павловны
дети,
Потом у детей –
дети.
Чьи бы ни были
дети,
Надо обуть и
одеть их.
Как это получилось,
Что ты одна
очутилась?
Павловна тихо
вздыхает,
Медленно
отвечает:
- Старший
сынок под Берлином,
Не отлучишься –
военный.
Младший в
совхозе целинном
Пахарь
обыкновенный.
Дочки – они
за мужьями,
Каждая знает свой терем.
Я уж не знаю,
нужна ли,
Старая дурра,
теперь им?!
Я – догоревшая
свечка,
Мне уж не
распрямится.
Жизнь моя, как
головешка,
После пожара
дымится!
Павловна! Я
напишу им
Сейчас же о
встрече нашей.
Павловна! Я попрошу их,
Чтоб
относились иначе.
Скажу я им:
вот что, милые.
Плохо вы мать
бережете!
Она отдала вам
силы.
А вы ей что
отдаете?
5) Учитель: «Три бедствия есть у человека смерть,
старость и плохие дети», говорит украинская народная мудрость.
Старость неотвратима.
Смерть неумолима.
А от плохих детей дом
можно уберечь, как от огня.
И
это зависит не только от родителей, но и от самих детей. А как вы относитесь к
своим матерям?
Сейчас перед вами на экране будут вопросы. Я
хочу, чтобы вы сами про себя ответили на эти вопросы: да или нет:
- Кто говорит маме «Доброе утро» и
«Спокойной ночи»?
- Кто сумку тяжелую подхватит из материнский
рук?
-
Знаете ли вы день рождения своей мамы?
-
Какие у нее любимые цветы, блюда, телепередачи?
-Знаете ли вы почерк мамы?
-Какой
последний подарок ты сделал маме?.
Учитель:
если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, то вы можете собой гордится,
ну а если нет, то вам есть над чем задуматься…
6) Слово предоставляется представителю 5-ой группы. Он
выходит к доске и зачитывает кодекс сына и дочери:
Кодекс
сына и дочери
1. Умей чувствовать сердце матери. Умей видеть в ее
глазах мир и покой.
2. Спрашивай у родителей разрешения и позволения на то,
что без их одобрения делать нельзя.
3. Подлинная свобода сына и дочери – быть послушными
детьми.
4. Будь правдив с матерь и отцом.
6.
Подведение итогов урока.
1) Оценивание учебной деятельности учащихся на уроке,
выставление отметок.
7.
Этап информирование учащихся о домашнем задании:
1) 1 группа- доработать кодекс дочери и сына.
2) 2 группа –
нарисовать обложку к рассказу телеграмма.
3) 3 группа- сочинение –рассуждение «Над чем заставил меня
задуматься рассказ «Телеграмма»
8.
Этап рефлексии.
1) Ребята, я думаю, мне хочется надеяться, что этот рассказ не оставил вас
равнодушными. И сегодня, придя домой, дождавшись своих мам с работы, скажите им
самые лучшие слова. Какие слова вы сегодня скажете своим мамам?..
2)Учитель зачитывает отрывок из рассказа (стр.
270-271)
3) Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Поговори
со мною, мама».
Комментарии
Отправить комментарий