К основному контенту

Урок русской литературы в 7 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"



Тема: «Зарубки на сердце» (рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Цель:
1. Обучающая:
  1) проанализировать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»,
  2) помочь учащимся постичь общечеловеческий смысл рассказа,
  3) подвести детей к пониманию того, что каждый ответствен за жизнь близких людей.

2. Развивающая:
  1) способствовать развитию у учащихся умения анализировать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы,
  2) создать условия для развития у учащихся устной и письменной речи.

3. Воспитательная:
   1) содействовать воспитанию у учащихся добрых чувств по отношении. К матери, готовность отдать им свое сердце, внимание, память, долг.

Тип урока: урок детального изучения художественного произведения.

Оборудование: портреты К.Г.Паустовского, репродукция «Сикстинская мадонна» Рафаэля, стихотворение В.Бокова «Павловна», эпиграфы.

План урока:

1.     Слово о К.Г.Паустовском.
2.      История написания рассказа «Телеграмма».
3.     Анализ рассказа «Телеграмма».
4.     Пятая заповедь.
5.     Символ всех матерей.
6.     Стихотворение В.Бокова «Павловна».
7.     Кодекс дочери и сына.













Ход урока.
1. Организационный этап.

1) Эмоциональный настрой учащихся.

 2)Слово учителя, где излагается тема урока и план.
Ребята, сегодня у нас очередная встреча с великолепным писателем, глубоко нравственным человеком – К.Г.Паустовским. Откройте тетради и запишите тему урока. Работать мы будем по следующему плану (зачитывает план).

2. Этап подготовки учащихся к восприятию нового материала.

  1) Постановка совместно с учащимися целей урока.
  Посмотрите на тему урока и план. Как вы думаете, какие задачи мы сегодня перед собой поставим?
 
                                                                  
  2) Для подготовки к сегодняшнему уроку вы по группам готовили предварительные задания:
     - 1 группа готовила краткий очерк жизни и творчества К.Г.Паустовского,
     - 2 группа составляла композицию рассказа и подбирала к частям эпиграфы.
     - 3 группа описание картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»,
     -4 группа – подбирала стихотворение к рассказу «Телеграмма»,
     - 5 группа составляла кодекс чести сына и дочери.

  
3) Работа с эпиграфом:
                                         Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя 
                                         жить без сердца.

                                         Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой
                                         памяти о себе.
                                                                    К.Г.Паустовский.
 
    - Как вы думаете, в чем смысл этих слов?
4) Итак, слово предоставляется 1-ой группе. Слово о К.Г.Паустовском.
Один из представителей группы дает краткий очерк жизни и творчества автора.
Судьба писателя не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков. Вильно – это только начало длиннейшего списка адресов К.Г.Паустовского. «…осенью 1902 года я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку» - так начались годы обучения в Первой Киевской гимназии. В 1912 году Паустовский уже студент Киевского университета. В 1915 году – санитар военного санитарного поезда № 226.
Страсть к путешествиям не дает Паустовскому сделаться оседлым человеком. В 1941 году Паустовский был в 9-ой армии военным корреспондентом газеты «Защитники Родины». В журнале «Новый мир» он опубликовал статью-название «Мы победим!». К.Г.Паустовский награжден медалью «За отвагу».
В последующие годы Паустовский работает, создает повесть за повестью.
15 сентября 1947 года К.Г.Паустовский получил открытку от Ивана Бунина:
«Дорогой собрат, я прочел Ваш рассказ «Корчма на Брагинке» и хочу Вам сказать о той радости, которую испытал я. Он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы».
Произведения Паустовского переведены на многие языки мира.

4) Ребята, а теперь всмотритесь в портрет К.Г.Паустовского. Что может сказать нам портрет о внутренних качествах этого человека?
(Суровый, требовательный взгляд сквозь стекла очков. Взгляд-напоминание, завет: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителей, пошляков и невежд»)

3. Физкультминутка.

4. Этап анализа литературного произведения.

1)     Учитель. Я сейчас зачитаю вам главу из повести о писательском труде К.К.Паустовского «Золотая роза». В ней рассказ автора о том, как был написан рассказ «Телеграмма». Учитель зачитывает отрывки из главы.
2)     А теперь приступаем к анализу рассказа «Телеграмма».
- учитель еще раз зачитывает тему урока и эпиграфы:
                                За добро плати добром,
                                 не будь пустельгой.
                                        К.Г.Паустовский.


                                           Чти отца своего и матерь твою, -
                                            Да благо ти будет, и долголетия будеши
                                                                                       на земле.
                                                                5-я заповедь Божия.
        
    
- Как вы понимаете выражение «Зарубки на сердце»? (что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)
- Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним?
- Как построил свое произведение, чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?
Какова композиция рассказа, сколько мы можем выделить частей?
Я предоставляю слово представителю 2-й группы, который представит нам композицию рассказа и запишет к частям эпиграфы.
К доске выходит представитель 2-ой группы.
   1-я часть. Мать – «Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!»
   2-я часть. Дочь – «Эх ты, сорока!»
   3-я часть. Телеграмма – «За добро плати добром, не будь пустельгой».
   4-я часть. Эпилог.

- О чем это рассказ? (взаимоотношения отцов т детей).

- Где завязка рассказа? (вопрос Тихона о Насте).

- Заглавие звучит интригующе, хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь. Сколько телеграмм в рассказе (две).

 - Почему рассказ назван «Телеграмма?» Какая телеграмма имеется в виду? (та, что получила Настя, телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду).
 Давайте зачитаем пейзажную зарисовку в начале рассказа. ( стр. 258 = 259).Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (она настраивает читателя на определенный лад, у нас нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии).

- Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (желтый, черный. Серый; всюду неясность, расплывчатость).

- Как это все соотносится с образом главной героини Катерины Петровны? (Она живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только равнодушное ожидание смерти).

- Каково душевное состояние героини? (надежда, тяжесть, разочарование, осознание одиночества, душевная боль).

- Как передает Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то. Что дочь приедет? Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «она задохнулась…». ( 263)  (с помощью глаголов шла – побрела).

-Что поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (она убедилась в том, что очень слаба и что дни ее, вероятно. Сочтены, и тогда она написала Насте письмо).
- Читаю письмо (263) .
- Всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?.. Как отреагировала Настя на это письмо? (дочь чувствует лишь «смутное беспокойство». Насте не до матери-старушки и ее забот).

-Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике Катерины Петровны? (плохо видит, сгорбленная, маленькая).
- Подберите синоним к слову «маленькая» в данном контексте (беззащитная).

- Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? (она знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои интересы, свое счастье. Лучше не мешать».)

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (с уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь).

Обратимся к образу Насти.
- Что во внешнем облике настии подчеркивает автор? (Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Сольвейг в переводе означает «солнечный путь».)

- Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву (есть в ней и хорошее).

- Тем более это нам странно и непонятно: как это сочетается  с холодным безразличием к матери.

- Как же Настя принимает телеграмму? (спокойно, она не поняла даже, о какой Кате речь).

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждалась похвалой, у нее умирала мать).

- Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась (неприятное известие не вовремя, это нарушало ее планы).

_Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Настя? Она к таким относится? (да).

- «Эх ты, сорока!» - что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (трещотка, легкомысленная птица).

- В сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, Настя вдруг прозревает, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». Она решает срочно ехать к матери, но…поздно. Катерина Петровна умерла, так и не дождавшись своей ненаглядной Настеньки. Настя опоздала даже на похороны.

- Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка рассказа. Обратите внимание на пейзаж.  (274) Как он изменился и почему? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть – это и избавление от страданий.)

5. Обобщение по уроку.
 1) обобщающая беседа:
    - обратите внимание на эпиграф. «Не будь пустельгой» - как эти слова относятся к Насте? ( значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного – это и авторское напутствие всем читателям).

 -Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет, и долголетия будеши на земле).

- Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов:
            Любили тебя без особых причин
            За то, что ты – внук,
            За то, что ты – сын,
            За то, что малыш,
             За то, что растешь,
            За то, что на папу и маму похож.
            И эта любовь до конца твоих дней
             Останется тайной опорой твоей.
Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

_Но эта безнадежная болезнь? (нет).

- О чем свидетельствует заговорившая совесть Насти? (о начале ее возрождения).

-Что такое совесть? (невидимый судья, признание вины за совершенный неблаговидный поступок, самоконтроль человека, стеснение, стыд, неловкость).
Учитель обращает внимание на толкование этого понятие в толковом словаре Ожегова. Это задание инд. выполнял ученик. Ученик выходит к доске и зачитывает: совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом).


- А зачем она дана человеку? (совесть может предотвратить плохой поступок, совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки).

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? (бросив все, она, наконец-то, поехала к матери, проплакав всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет, уехала крадучись – стыдно перед людьми).

- К.Г.Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправлении. Не случайно значение имени Настя ( греч) – воскрешающая.

-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие «Зарубки» на сердце оставил?

3)     Работа  с картиной Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Слово предоставляется представителю з-ей группы, который дает описание этой картины.
Перед нами картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Рафаэль – легендарный итальянский художник. В живописи венцом создания обрза матери я вилась «Сикстинская мадонна». Всю тоску о матери Рафаэль перенес на эту картину. Рафаэль умер в 37 лет. Он рано потерял мать. Вот раздвинулся занавес над алтарем – и в ореоле предстала Мадонна м ребенком на руках. Она спустилась с небес, босая, она прижимает к груди сына. Она в окружении ангелов. Когда долго смотришь на нее, кажется, что она приближается..
В облике спокойствие, чистота, величие и нежность. В глазах ее нет блистание, но в них какая-то глубокая, чудесная темнота. Может, грусть затаена, ведь она несет людям своего, чтобы он пострадал за людей. Мать несет людям самое святое, что может быть в этом мире..

- Как эта картина перекликается с рассказом «Телеграмма»?

4)     Слово предоставляется представителю 4-ой группы. Стихотворение о матери, которое бы отражало смысл произведения и нашего урока.















                                Виктор Набоков «Павловна»

                                Вот и состарилась Павловна!
                                Силы бывалой не стало,
                                Никуда-то она не плавала,
                                 Никуда-то она не летала.
                               Только штопала, гладила,
                                Пуговицы пришивала.
                                Изредка слушала радио.
                                Молча переживала.
                                Были у Павловны дети,
                                Потом у детей – дети.
                                Чьи бы ни были дети,
                                 Надо обуть и одеть их.
                                  Как это получилось,
                               Что ты одна очутилась?
                                 Павловна тихо вздыхает,
                                 Медленно отвечает:
                                  - Старший сынок под Берлином,
                                Не отлучишься – военный.
                                Младший в совхозе целинном
                                Пахарь обыкновенный.
                                  Дочки – они за мужьями,
                                Каждая знает свой терем.
                               Я уж не знаю, нужна ли,
                                 Старая дурра, теперь им?!
                                Я – догоревшая свечка,
                                 Мне уж не распрямится.
                                Жизнь моя, как головешка,
                                 После пожара дымится!
                                 Павловна! Я напишу им
                                  Сейчас же о встрече нашей.
                               Павловна! Я попрошу их,
                                 Чтоб относились иначе.
                                 Скажу я им: вот что, милые.
                                 Плохо вы мать бережете!
                                 Она отдала вам силы.
                                А вы ей что отдаете?

5)     Учитель: «Три бедствия есть у человека смерть, старость и плохие дети», говорит украинская народная мудрость.

                         Старость неотвратима.
                        Смерть неумолима.
                        А от плохих детей дом можно уберечь, как от огня.
И это зависит не только от родителей, но и от самих детей. А как вы относитесь к своим матерям?

 Сейчас перед вами на экране будут вопросы. Я хочу, чтобы вы сами про себя ответили на эти вопросы: да или нет:
   - Кто говорит маме «Доброе утро» и «Спокойной ночи»?
   - Кто сумку тяжелую подхватит из материнский рук?
- Знаете ли вы день рождения своей мамы?
- Какие у нее любимые цветы, блюда, телепередачи?
 -Знаете ли вы почерк мамы?
-Какой последний подарок ты сделал маме?.

Учитель: если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, то вы можете собой гордится, ну а если нет, то вам есть над чем задуматься…

6)     Слово предоставляется представителю 5-ой группы. Он выходит к доске и зачитывает кодекс сына и дочери:
                                       Кодекс сына и дочери
1.     Умей чувствовать сердце матери. Умей видеть в ее глазах мир и покой.
2.     Спрашивай у родителей разрешения и позволения на то, что без их одобрения делать нельзя.
3.     Подлинная свобода сына и дочери – быть послушными детьми.
4.     Будь правдив с матерь и отцом.

6.     Подведение итогов урока.
1)       Оценивание учебной деятельности учащихся на уроке, выставление отметок.

7.     Этап информирование учащихся о домашнем задании:
1)     1 группа- доработать кодекс дочери и сына.
2)      2 группа – нарисовать обложку к рассказу телеграмма.
3)      3 группа-  сочинение –рассуждение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Телеграмма»

8.     Этап рефлексии.
1) Ребята, я думаю, мне хочется надеяться, что этот рассказ не оставил вас равнодушными. И сегодня, придя домой, дождавшись своих мам с работы, скажите им самые лучшие слова. Какие слова вы сегодня скажете своим мамам?..
2)Учитель зачитывает отрывок из рассказа (стр. 270-271)
3) Звучит песня в исполнении В. Толкуновой «Поговори со мною, мама».





                              











Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят