К основному контенту

выступление на городском заседаниии МО учителей русского языка и литературы


Реализация проблемно-поискового подхода при подготовке учащихся 9 – 11 классов к конкурсу работ исследовательского характера

                                                 Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
                                                 если им дают возможность самостоятельно
                                                 исследовать основы изучаемого материала.
                                                                                   Питер Клайн
          Для того чтобы постоянно поддерживать и развивать у учащихся интерес к русской литературе и русскому языку как к средству общения и как к учебным предметам, стимулировать развитие их творческих способностей, используются различные методы и приемы.
          Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроках русской литературы и русского языка, а также во внеурочной деятельности  позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской речью.
          Сущность проблемно-поискового подхода заключается в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы, в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения, в осознании и принятии этих проблем учащимися, в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.
         В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он воспринимает образовательный процесс как процесс осуществления субъективного открытия еще неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознается учеником как личностная ценность, что развивает познавательную моти­вацию, интерес к предмету. В ходе нее он имеет возможность строить некоторые гипотезы, проверять их, искать верное реше­ние из различных вариантов.
           При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
           Очень ярко, четко сущность проблемно-поискового подхода можно можно проследить в ходе организации исследовательской деятельности учащихся, а точнее, в ходе подготовки учащихся к конкурсам работ исследовательского характера.
  Я работаю в средней образовательной школе, где нет профильного обучения, но есть много классов, особенно на первой ступени обучения, а также и на второй, интегрированного обучения и воспитания (классы, где учатся дети с особенностями психофизического развития). Тем не менее я считаю, что работа по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность очень важна, так как  исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
        Научное исследование, которое предполагается при написании и защите работ исследовательского характера,  - высшая форма исследовательской деятельности, нацеленной на получение нового интеллектуального продукта. Это прерогатива образовательной деятельности высших учебных заведений, поскольку требует глубоких знаний, квалификации, владения научными методами познания. Однако есть талантливые дети (в основном среди старшеклассников), которые выказывают способности и интерес к такого рода деятельности.
        Об успешности моей работы и работы моих учеников в этом направлении говорят, конечно же, результаты. Я со своими учениками участвую сначала в научно-практических конференциях, а затем в конкурсах работ исследовательского характера с 2000 года, уже 17 лет. Самым
результативным, как ни странно, было первое участие в 2000 году (мы дошли до республиканского этапа). Затем было еще пять участий (все пять были результативными на районном этапе – три первых и два вторых места; три были результативными на городском этапе – два Диплома третьей степени и один – в этом году- Диплом второй степени). Кроме всем нам известных городских конкурсов работ исследовательского характера, мы участвуем во всевозможных других конкурсах и конференциях, печатаемся в сборниках научных статей. Традиционным и успешным стало участие в научной конференции студентов и школьников «Современное языкознание, литературоведение и культурология в работах молодых ученых», проводимой деканатом факультета белорусской и русской филологии Минского педагогического университета. С 2015 года мы результативно участвуем в Международной научной молодежной конференции «Научные стремления» и публикуем свои материалы в сборнике научных материалов этой конференции. А также в сборнике научных статей учащейся молодежи Республики Беларусь «Первый шаг в науку».
          
        Какие наиболее часто возникают вопросы при организации исследовательской деятельности учащихся:
1.     С чего начать?
Для себя я выработала алгоритм работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Он состоит из следующих шагов:
1.              Диагностика учащихся по вопросам склонности к исследовательской деятельности, составление банка данных таких учащихся.
2.              Составление индивидуального маршрута (индивидуальная траектории развития) учащихся.
3.              Реализация маршрута.
4.              Анализ эффективности индивидуального маршрута (индивидуальной траектории развития).
          Безусловно. Поздно начинать работу с 9, 10 и уж тем более с 11 класса.
Здесь я придерживаюсь принципа: чем раньше, тем лучше. Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастает на  пустом месте. Для этого необходимы как определенный уровень знаний и умений, так и наличие таких качеств, как трудолюбии, настойчивость, любознательность, способность к длительной и планомерной работе над поставленными задачами.  Работу по формированию таких качеств у учащихся я начинаю с пятого класса.          1.
Сначала я провожу (с помощью психологов школы, конечно же) диагностику учащихся по вопросам склонности к исследовательской деятельности и составляю банк данных таких учащихся. На данный момент у меня существует такой банк данных.
Банк данных
Класс
ФИ учащихся
Учебный Предмет
Примечания
5 «Б»
1. Бертош Вадим
2. Кривонощенко Яна
Русская литература
Русский язык

5 «В»
1.Калала Алексей.
2.Моисеева Ксения.
3.Михеева Полина.
4.Миронович Полина
Русская литература
Русский язык
Русская литература
Русский язык

6 «Б»
1.Курцова Алина.
2.Сезина Екатерина.
3. Прокофьева Лукерья.

Русский язык
Русская литература
Русский язык

10 «А» класс
1.Добринская Дарья.
2.Трипуз Елизавета.


Русская литература
Русский язык

11 «А» класс
1.Харитончик Анастасия.
2.Мызникова Елизавета
Русская литература
Русская литература

                                      
      Итак, банк данных таких детей создан.
2. Что дальше?
       Дальше на основе полученных результатов диагностики и банка данных я   составляю индивидуальный маршрут (траекторию развития) этих детей.
Так как, основной целью в исследовательской работе с учащимися является стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений школьников, то при составлении индивидуального маршрута я включаю в него следующие пункты, которые соответствуют основным задачам организации исследовательской деятельности:
·         развитие у учащихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
·         ознакомление обучающихся с методами исследования, обучение их применению в собственном исследовании;
·         обучение основам оформления работ;
·         ознакомление с основами информационных технологий, обучение их применению в исследовательской деятельности;
·         развитие  коммуникативных способностей, умения работать в группе;
·         формирование опыта публичного выступления, формирование культуры речи.
        Работая с школьниками на второй ступени, г руководствуюсь тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
·         принцип доступности;
·         принцип поуровневости;
·         принцип временного развития.
Маршрут составлен.
3.     Реализация маршрута.
    С учётом возрастных особенностей детей используются следующие методы:
·        проблемно-поисковый;
·        исследовательский;
·        иллюстративный;
·        метод проектов;
·        наглядный и др.
приемы: 
·        игры;
·         работа в библиотеке с каталогами;
·         интеллектуальные головоломки;
·         участив различных творческих конкурсах и конкурсах работ исследовательского характера;
·         практические занятия;
·         работа в компьютерном классе;
·         дискуссии;
·         беседы;
·         приемы технологии развития критического мышления;
·         приемы технологии проблемного обучения и др.
формы работы:
По количеству участников:
·         индивидуальные;
·          групповые;
·         коллективные. 
По месту проведения:
·         урочные;
·         внеурочные.
По времени:
·         кратковременные;
·         долговременные.
 По теме:
·          образовательные;
социальные
4.     В конце каждого учебного года я стараюсь провести анализ эффективности индивидуального маршрута (индивидуальной траектории развития):
·        Отслеживаю уровень роста мотивации ребенка с помощью психолога;
·        Анализирую уровень учебных достижений учащихся;
·        Анализирую активность и результативность участия ребенка в интеллектуальных, творческих конкурса, конкурсах исследовательского характера и др.
        Итак, к 9 классу нужные знания получены, нужные умения практически сформированы. Наступает самый ответственный момент – подготовка к школьному, районному, а если повезет – и к городскому этапу городского конкурса работ исследовательского характера. Такую работу я, как правило, провожу в течение двух лет. План работы по подготовке обычно таков:

              













  Индивидуальный план подготовки учащихся к конкурсу работ исследовательского характера
учителя русского языка и литературы Гетмановой О.Г.
                                                                          Сроки реализации: сентябрь 2015 – ноябрь 2016
                                               Цель: оказать методическую помощь учащимся при проведении и защите работы исследовательского характера.                                                                     

                                                Задачи: развитие личности, способной к самоактуализации в современном мире;
                                               формирование у учащихся научных взглядов;
                                               знакомство учащихся с современными методиками исследовательской работы;
                                               помощь учащимся в овладении знаниями, умениями и навыками исследовательской работы.
                                            Учащиеся: Трипуз Елизавета, Кордюкова Яна  - учащиеся 9 «Б»  класса
/
Этап
Вид работы
Сроки выполнения
Ожидаемый результат
Помощь научного руководителя
1
Подготовка к проведению научного исследования
1.Определение объекта и предмета исследования


2. Формулировка темы исследования, обоснование актуальности
3.Изучение научной литературы


4.Выдвижение гипотезы
5.Определение методов исследования
Сентябрь



Сентябрь



Октябрь-ноябрь


Ноябрь

Ноябрь
Выбор объекта и предмета исследования



Изучение выбранной темы
 с использованием дополнительной литературы


Обозначение круга вопросов по
 исследуемой теме

Выдвижение гипотезы

Определение методов исследования
Рекомендация в определении  объекта , предмета исследования

Рекомендация темы



Рекомендация литературы


Рекомендации

Помощь в выборе методов  исследования
2
Проведение исследования
1.Составление плана исследования
Декабрь
План исследования
Корректировка  плана
2.Сбор, систематизация информации, анализ полученных результатов
Декабрь- май
Черновой вариант исследовательской работы
Оказание помощи в систематизации и анализе собранной информации.
3
Оформление научно-исследовательской работы
Оформление научно-исследовательской работы в соответствии с Положением
сентябрь
Текст исследовательской работы
Помощь в оформлении текста работы
4
Защита  научно-исследовательской работы
1. Написание тезисов выступления,
создание презентации

2.Представление результатов исследования на школьном этапе
3. Представление результатов исследования на районном этапе
4.Представление результатов исследования на городском этапе
октябрь

октябрь-ноябрь

ноябрь


декабрь

январь
Тезисы, презентация






Первое место

Диплом победителя второй степени
Помощь в подготовке к защите работы.

Анализ публичного представления результатов исследовательской работы

            План составлен. И тут начинается кропотливая работа с множеством вопросов и трудностей.
С чего начать?
Исследование может начаться:
·        с урока или прочитанной книги, с работы в школьном музее и т.д.
·         исследование начинается там, где появляется удивление или обнаруживается «неожиданное», и там, где другим всё представлялось понятным.
Кто может быть научным руководителем?
·         Учитель, руководитель факультатива, руководитель музея, педагог дополнительного образования.
·         Но надо помнить, что основную работу должен выполнять сам ученик, а научный руководитель лишь направляет его работу в нужное русло и помогает обозначить основные технологические моменты проведения исследования
Как выбрать тему?
·         При выборе темы необходимо обратить внимание на малоизученные проблемы сферы знаний, которые заинтересовали ребёнка!
·         Самая распространённая ошибка начинающего исследователя – желание «объять необъятное». Заявленная тема не должна охватывать огромный материал, который невозможно изложить в небольшой работе.
·         Лучше всего обратить внимание на более узкие и конкретные проблемы.
       Мы с моими ребятами пробовали писать работы исследовательского характера и по языку, и по литературе: например «Проблема редакций пьесы А.П.Чехова «Иванов», «Истории развития ударения в русском языке». Но опыт участия в такого рода конкурсах, особенно в его городских этапах, подсказал нам идею совмещать в свих исследованиях и язык,  и литературу. Поэтому в последнее время мы работаем и успешно выступаем с темами. Где исследуется идиостиль поэтов или писателей: «Лингвистический анализ стихотворения Н.Добронравова «Беловежская пуща», «Стихи живые сами говорят…» (особенности поэтического синтаксиса М.Исаковского)», в этом году очень успешно мы выступили с темой «Повтор как средство выразительности в поэтических тексах В.Высоцкого».
     Тема исследования должна быть доступна учащемуся. /Он должен сжиться с ней. Тогда и защита пройдет хорошо.   
Научный руководитель и, конечно же, учитель должен четко различать объект и предмет исследования.
·         Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблему, это – общая исходная сфера знания. Это – область исследования (общее, целое), главное поле приложения сил исследователя, то, к чему применяется исследование.
·         Предмет исследования – это конкретный аспект в общей области (свойство или характеристика объекта, которое изучается в ходе исследования
            Например, в работе «Повтор как средство выразительности в поэтических тексах В.Высоцкого» объектом исследования являются повторы в поэтических текстах Владимира Высоцкого, а предметом исследования является проблема структуры, семантики, функционирования и типологии языкового повтора как средства выразительности в поэтических текстах Владимира Высоцкого.

        Новизна исследования
         Причиной большинства отказов допустить работу к участию в конкурсе или же ее низкая оценка членами жюри служит её реферативность, и, что греха таить, иногда  работа является плагиатом. Чтобы это не произошло,
исследовательская  работа предполагает введение в научный оборот новых фактов, формулирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление своей аргументированной гипотезы.
         Обязательным элементом введения к исследовательской работе должна быть четко определённые цели и задачи. Учащиеся к этому этапу написания работы должны уметь их ставить.
        При сборе сведений, информации об объекте исследования и методике работы с ним используется доступная литература, ученик находит конкретные сведения об объекте изучения, выясняет, что уже известно по данному вопросу в науке, знакомится с научной терминологией.
При отборе материала по предмету исследования я, конечно же, направляю учеников, помогаю им осваивать доступные методы исследования еще на предыдущих этапах работы. Например, при отборе материала по теме исследования этого года ученики использовали в качестве основных метода – метод сплошной выборки, метод лингвистического описания, которыми они уже владели. 
         Как оформить работу?
·         Результаты выполненных исследований должны быть соответствующим образом оформлены.
·         Существуют специальные стандарты требований к структуре и оформлению работ (их необходимо чётко соблюдать).
Успех исследовательской работы зависит от того, насколько учащиеся смогут эффектно,  ярко и убедительно представить свою работу в секции. На мой взгляд, это третья часть успеха. Поэтому параллельно с формированием умений мыслить самостоятельно, умений искать нужную информации., обрабатывать ее, с развитием креативности личности необходимо формировать у учеников коммуникативные навыки, умения грамотного устного и письменного ответа. Поэтому в процессе подготовки к конкурсам работ исследовательского характера я даю учащимся возможность выступления перед аудиторией: вариантов на самом деле очень много: от выступления перед своими одноклассниками до научных конференций различного уровня. Все зависит от серьезности и актуальности работы, но в любом случае это будет публичное выступление. Для исследователя очень важно любое общение с аудиторией заинтересованных слушателей. Выступление даёт возможность отстоять свою точку зрения, доказать актуальность и новизну своего исследования, ответить на множество иногда каверзных вопросов и замечаний. Ведь в споре рождается истина!
         Учитель формирует у учащихся умения грамотно давать определения основным понятиям, используемым в исследовании, докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.
      В заключение, опираясь на собственный опыт, могу сделать следующие выводы:
·        Выявлять способных детей в плане их склонности к исследовательской деятельности необходимо как можно раньше. желательно еще в начальной школе;
·        Исследовательская работа с такими детьми должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения в школе;
·        Работа с такими учащимися должна проводиться как на уроке. так и во внеурочное время ( на занятиях по интересам, факультативных занятиях, на стимулирующих занятиях);
·        Целесообразно проводить занятия как с группой учащихся, так и индивидуальные;
·        Учащимся должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Конечно, не все участник исследовательской деятельности станут учеными, но те навыки, которые приобретаются посредством поиска, одухотворенность творческой работой. Счастье открытий. Несомненно, окажут влияние на формирование личности каждого из них.
                       Творчество на деле существует не только там,.
                       где оно создает великие исторические произведения,
                         но и везде там. Где человек изображает, комбинирует,
                          изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей
                        ни казалось это новое по сравнению с созданием
                        гениев.
                                             Л.С.Выготский

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят