К основному контенту

Выступление на МО учителей русского языка и литературы


Различные виды контроля на уроках русского языка и литературы как эффективный и объективный фактор оценки уровня знаний учащихся

       Все классификации методов обучения предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся - обеспечить качество их знаний, уровень их развития.
      На объективную закономерность перехода к новой модели образования, т. е. такой системе целеполагания, планирования, организации и оценки результатов обучения, которая обеспечивает достижение определенного качества образования, указывают многие отечественные и зарубежные ученые. известно, что компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же - это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции относятся к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко - то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.
         В содержании компетенций мы выделяем знаниевую и деятельностную составляющие. Индикаторами сформированности компетенций будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию.
      Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая - наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразной методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.
          В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по
мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний - экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений.
       За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, государственных экзаменов, ЦТ), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.
     Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.
Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
      Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.
       К современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.
       В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
        В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.
Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.
        Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
      Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А - нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В - расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их - до 15 знаков - и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос,  следующий не открывается.
        Один из современных методов оценивания знаний - контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, связанная с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти к контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества.
        Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. Нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Мы организуем их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически мы создаем условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.
      В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»), методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, но в 1935 г. такой подход был осужден, так как требования должны быть едиными по всем соответствующим учебным предметам. До 1954 г. экзамены проводились по всем основным учебным предметам, начиная с 4-го класса. С 1954 г. экзамены остались только в 7 и 10 классах (с 1988 г. - в 9 и 11 классах). Сейчас это государственные экзамены. В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.
         Но оценка деятельности учащихся может быть выражена не только в балльной системе. Иногда одно поощрительное слово стимулирует ученика так, что в следующий раз он будет стараться выполнить задание лучше, чем в прошлый раз. Пусть только через два месяца он получит первую пятерку, но это будет честно заработанная оценка его ученического труда. Главное, что у ученика появилось желание самостоятельно учиться. Не все виды деятельности можно оценить в балльной системе. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что они на уроке не бездельничали, что у них есть ежедневные, пусть маленькие, но позитивные перемены. Таким образом, можно сделать выводы о том, что правильно организованная оценочная деятельность учителя и самих учащихся даст эффективные результаты в развитии учащихся как активной, с высокой самооценкой личности.








Различные виды контроля на уроках русского языка и литературы как эффективный и объективный фактор оценки уровня знаний учащихся
       
 К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более.
       Требования к структуре говорят о необходимости:
·        Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
·        Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
·        Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
·        Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
·        Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
·        Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
·        Найти оптимальное место для домашнего задания
         На своих уроках русского языка и литературы стараюсь использовать разные и развивающие виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля. В последнее время активно использую тестовые задания. Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.
         Например, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму», предлагаем ученикам (каждому) распечатанный тест, состоящий из 8 вопросов:
Что не входило в обязанности Герасима:
А) привезти бочку с водой
Б) наколоть дрова
В) копать огород
     Затем уже ребята получают домашнее задание – составить тест самостоятельно, состоящий из 10 вопросов, в классе на уроке ребята обмениваются тестами (под руководством и контролем учителя), решают, затем отдают на проверку тест тому, кто его составлял, проверяющий отмечает, сколько ошибок допущено, и сдает тест учителю. В итоге ученик получает 2 оценки: как составил тест (насколько содержательны, интересны, оригинальны вопросы) и как решил. Оценки в журнал заношу через дробь (составил/решил). Уже к концу 5 класса ребята уверенно, активно составляют тесты не только по литературе, но и по русскому языку. В старших классах, при подготовке к экзамену, люблю использовать большие по объему упражнения, но не для того, чтобы ребята просто их списали, а для того, чтобы они составили по образцу (как правила, из книги для подготовки к экзаменам) тест из 15 заданий. Работа с тестами продолжается вплоть до 11 класса.
        В последнее время в среднем звене на уроках литературы активно используем прием «кластер» (из теории критического мышления), опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: «шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»
       Интересен такой вид контроля, как «шляпная дискуссия». Класс делится на четыре группы по пять человек. Определяются границы темы, по которой будут составляться вопросы. Выбирается «совет мудрейших». Команды пишут пять вопросов, заранее обсудив и проверив правильность ответов. На уроке все вопросы складываются в шляпу (у каждой группы своя шляпа). Шляпами обмениваются, каждый из участников достаёт по одному вопросу и даёт ответ. Игра длится 8-10 минут, за это время можно опросить 10 человек+3 человека из «совета мудрейших». Эта игра развивает коммуникативные отношения между участниками, привлекает всех повторить изученный материал, найти дополнительные сведения по теме, развивает лингвистическую компетентность.
         На уроках русского языка и литературы после изучения какой – либо темы (например, причастие, творчество М.Ю.Лермонтова и другие) ученик готовит карточки, на которых предлагается самостоятельная работа (первоначальный контроль), состоящая из:
двух вопросов, составленных в виде теста;
двух вопросов в виде кроссворда;
трёх задач;
двух теоретических вопросов.
        Удачной находкой считаем проведение уроков литературы в форме урока-пресс-конференции (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Дубровский», «Отцы и дети» и т.д.).
      Во время проведения этого урока осуществляется возможность всесторонне проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работу над развитием речи и мышления учащихся
       Для проведения пресс-конференции распределяются роли:
2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;
герои литературных произведений отвечают на предполагаемые вопросы «журналистов».
       Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «героев произведения» и работу ведущих.
       Вопросы задаются не только по содержанию текста, но и на осмысление идеи произведения.
      Часто применяется такое задание – «дезинформация». Сознательно допускаю фактические ошибки при изложении материала, задача уч-ся - увидеть их. Можно этот прием использовать при изучении жизненного пути писателя (А.С.Пушкин родился на берегах Невы. Л.Н.Толстой получил прекрасное образование, окончив Симбирский университет).
      В последнее время популярна стала игра «Данетки». Учитель дает ребятам задание, они отвечают «Да – нет». Это можно использовать на уроках русского языка и литературы. Например, дан текст:
ПОЛЕЗНЫЕ ХИЩНИКИ
(В)доль берега озера тянет(?)ся стежка (не)больших следов. То (в)право, то (в)лево сворачивает запута_ая стежка а то (в)друг (не)ожида_о обрывает(?)ся. Здесь зверек нырнул (под)снег подбираясь (к)норам мышей и полевок. И снов_ зверек (на)снегу снов_ застрочили маленьк_ аккуратн_ следочки.
Так что же это за зверек, который так суетливо снует (по)зимнему лесу старательно обследуя упавшие листья кучки хвороста ныряет (под)корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кров_жадный зверек – горностай.
Горностай – один из самых полезных наших хищников. Благодаря своим маленьким размерам проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства (в)таких местах, куда (не)проб_рется н_какой другой зверь: ни еж(?) ни лисица ни кошка. Под снег мыши спрячут(?)ся (в)кротовую нору залезут но н_где (не)спасеш(?)ся (от)горностая.
I. Грамматические задания.
Ответьте да или нет.
1. Первое предложение I абзаца – сложное.
2. Во 2-м предложении I абзаца есть однородные члены.
3. В 3-м предложении I абзаца есть деепричастный оборот.
4. В I абзаце – восемь наречий.
5. Кров_жадный (зверек) – сложное слово.
6. Во II абзаце есть деепричастный оборот.
7. Причастие запута_ая (стежка) соответствует схеме
8. Последнее предложение текста сложное и с однородными членами.
9. Упавшие (листья) – это деепричастие.
10. В последнем предложении есть отрицательное наречие.
            И самый распространенный и легкий вид контроля – викторина. Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Когда родился Тургенев?
Что знаете об отце и матери Тургенева?
Где учился Тургенев?
Когда учился в Берлинском университете?
Кто был идейным вдохновителем “Записок охотника”?
Какое произведение из “Записок охотника” было напечатано первыми?
В чем примечательность (значение) “Записок охотника”?
Какова тема повести “Ася”?
Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?
       Но оценка деятельности учащихся может быть выражена не только в балльной системе. Иногда одно поощрительное слово стимулирует ученика так, что в следующий раз он будет стараться выполнить задание лучше, чем в прошлый раз. Пусть только через два месяца он получит первую пятерку, но это будет честно заработанная оценка его ученического труда. Главное, что у ученика появилось желание самостоятельно учиться. Не все виды деятельности можно оценить в балльной системе. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что они на уроке не бездельничали, что у них есть ежедневные, пусть маленькие, но позитивные перемены. Таким образом, можно сделать выводы о том, что правильно организованная оценочная деятельность учителя и самих учащихся даст эффективные результаты в развитии учащихся как активной, с высокой самооценкой личности.












Различные виды контроля на уроках русского языка и литературы как эффективный и объективный фактор оценки уровня знаний учащихся


         К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. И поэтому традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний учащихся должны разнообразить урок, сделать его интересным, насыщенным, эффективным.
       В связи с понятием «оценка» мне вспоминаются слова известных ученых Фишмана И.С. и Голуб Г.Б. о том, что ученика можно сравнить с растением, а «внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Оценивание – обычная процедура для современной системы преподавания. Оно обычно весьма предсказуемо и традиционно. При этом существует масса вариантов оценивания, которые удовлетворяют потребностям учителей и учеников.
      Хотя тесты и экзамены никуда не исчезнут из системы школьного преподавания, успеваемость учащихся может заметно повыситься, если использовать данные, полученные в результате применения разных способов оценивания в преподавании, осуществлять обратную связь и оценивать работу и участие, то есть речь идет о формирующем оценивании.
Ряд стратегий формирующего оценивания обеспечивает учащихся и учителей информацией, необходимой для повышения успеваемости:
·        Стратегии для оценки потребностей учащихся, такие как проверка работ, анализ графических средств визуализации знаний и мозговой штурм
·        Стратегии поощрения самостоятельности, такие как самооценка, обратная связь от сверстников и совместная работа в группе
·        Стратегии мониторинга прогресса, такие как неформальные наблюдения, интересные случаи и дневники учащихся
·        Стратегии проверки понимания, такие как конспекты, интервью и неформальные вопросы.
         Известно также, насколько болезненно ученики реагируют на оценивание их суммирующих знаний. У некоторых детей существует страх, особенно во время выполнения письменных работ: они беспокоятся о возможной реакции учителя, одноклассников и иногда родителей на допущенные ошибки, которые повлияют на отметку. Поэтому нашей задачей стало, во-первых, обеспечить защищенность каждого ребенка, уходящего с урока, от разного рода страхов, во- вторых, научить делать выводы из ошибок, видеть перспективу своего дальнейшего успешного развития. Первоначальная цель была научить работать над правописанием путем анализа собственных ошибок. Вначале учитель просит детей подобрать ассоциации к слову «ошибка» и написать вопросы, которые их волнуют, чтобы узнать, что вообще думают и чувствуют они, когда сталкиваются с ошибками. Среди ассоциаций встретились такие слова как «страх», «обида», «путаница», «забывчивость». Стало понятно, что дети испытывают страх перед письмом из-за ошибки.
      После очередного диктанта были проверены работы, и для того, чтобы дети не пребывали в страхе, проведен устный анализ. После общего анализа дети рассмотрели свои работы и допущенные ошибки. Затем были выписаны на доске названия орфограмм, оказавшиеся наиболее проблемными. То есть, создана своеобразная « рубрика». Сначала ребята работали индивидуально, а затем обсуждали в парах, доказывая, что слова относятся именно к этим группам. Затем следовала презентация перед классом результатов своей совместной деятельности и сравнение слов, в которых были допущены ошибки. Далее дети определяли проблемную орфограмму и выбирали карточку с аналогичным примером. Выполняя эту работу, дети были спокойны, и было заметно, что собственные ошибки не вызывают у них страха. Нам кажется, что удалось несколько изменить отношение учеников к ошибке, так как дети стали сами зачастую исследовать свои работы с желанием их проверить и даже обращаются к одноклассникам с просьбой о проверке своей тетради. Кроме этого, мы совместными усилиями подготовили несколько «рубрик» для оценивания различных видов работ. Так, например, ребята знают, по каким критериям будут оценены их творческие работы. С критериями они знакомятся заранее. Они включают:
- соответствие содержания теме;
- логика изложения;
- уровень самостоятельности;
- владение материалом;
- эстетика оформления;
- грамотность;
- эмоциональность;
- культура речи;
      Оценивание происходит по десятибалльной системе. Затем все баллы складываем, находим среднеарифметический. Мы думаем, что на первом этапе оценивание будет проходить с помощью учителя, а в последующем – посредством самооценки и взаимооценки. Хотим остановиться на одном уроке, который помог пересмотреть вопросы оценивания. При планировании данного урока учитель четко определил цели и задачи, так как оцениванием деятельности учеников предполагалось, что будет рубрика, а критерии и рубрика неразделимо связаны именно с целями и задачами урока. Итак, целью урока было усвоить навыки написания гласных в корнях с чередованием. Задачи определились быстро, так как учитель опирался на классическую методику преподавания.
       Перед началом работы мы предложили ознакомиться с рубрикой самооценки. Каждому ученику были предложены рубрики, и было дано объяснение, как с ними работать. Особого интереса они у ребят не вызвали, и дети отложили их в сторону.
Лист самооценки
Ученик --------------------
Класс-----------------------
Название работы ---------


Как я понимал и как работал?
Всегда демонстрирует отличное умение понимать и творчески применять
Часто демонстрирует хорошее умение понимать и творчески применять
Редко демонстрирует умение понимать и применять полученные знания
Как я писал?
Всегда демонстрирует аккуратное умение записывать слова
Часто демонстрирует аккуратное умение записывать слова
Редко демонстрирует аккуратное умение записывать слова
Как я работал в группе?
Комментарии учителя
      На уроке ребята знакомились с правилами правописания гласной в корнях с чередованием в группах, велось активное обсуждение при тренировочных упражнениях. При закреплении темы ребята презентовали групповые работы – составление опорных схем по данному правилу.
     Когда наступил момент рефлексии, учитель напомнил ребятам о листах самооценки, о которых, казалось, они позабыли. Посыпались вопросы: А куда писать? А что писать? Как отмечать? Карандашом или ручкой? А Вы нам действительно верите? Как тогда казалось, первый опыт знакомства с самооцениванием оказался не совсем удачным, но, тем не менее, было видно, насколько это для них важно. Они пытались разобраться в вопросах, требовали пояснения, и как оказалось, самооценка была дана ими объективно. Мы поняла, что данный вид работы позволяет учащимся наглядно увидеть и оценить свои успехи и неудачи на уроке. Мы увидели, что ученикам стало интересно, как же они могут оценить свою деятельность на уроке, и стали вспоминать и размышлять насколько они старались выполнять предложенные задания. После этого урока мы твердо уверовали в необходимость самооценивания и в то, что такая работа помогает оценивать не только достижения учеников, но и учителя.
        Но оценка деятельности учащихся может быть выражена не только в балльной системе. Иногда одно поощрительное слово стимулирует ученика так, что в следующий раз он будет стараться выполнить задание лучше, чем в прошлый раз. Пусть только через два месяца он получит первую пятерку, но это будет честно заработанная оценка его ученического труда. Главное, что у ученика появилось желание самостоятельно учиться. Не все виды деятельности можно оценить в балльной системе. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что они на уроке не бездельничали, что у них есть ежедневные, пусть маленькие, но позитивные перемены. Таким образом, можно сделать выводы о том, что правильно организованная оценочная деятельность учителя и самих учащихся даст эффективные результаты в развитии учащихся как активной, с высокой самооценкой личности.
     






























Различные виды контроля на уроках русского языка и литературы как эффективный и объективный фактор оценки уровня знаний учащихся

       Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе
обучения является важнейшим условием успешности образовательного
процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель,
контроль остаётся обязательным элементом в методической структуре урока.
Среди учебных дисциплин литература занимает особую позицию, которая
обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной
стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности,
эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой –
существуют достаточно чёткие образовательные стандарты с прописанными
нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы
состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в
ладу. Программа по литературе основной формой контроля на уроках предполагает сочинение (изложение). Однако практика показывает, что подобные формы контроля не позволяют в полной мере оценить знания учащихся. Поэтому в данной работе представлены другие формы контроля, которые также используются на уроках в техникуме. Выбор формы контроля на каждом конкретном уроке определяется тем, какую цель ставит учитель:
-проверить степень знания текста художественного произведения; глубину
понимания проблем, поставленных автором, знание учащимися теоретико-
литературного материала;
-выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с
текстом художественного произведения (находить средства выразительности; анализировать эпизоды прозаического текста, лирического
произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к
творчеству.
         В зависимости от поставленной цели учитель выберет самую подходящую форму из богатого арсенала педагогических средств. Это может быть:
-работа учащихся с карточками-информаторами;
-индивидуально-групповая работа;
-задания исследовательского характера;
-интерпретация текста художественного произведения;
-литературный диктант;
-тестирование;
-блиц-опрос;
-ребус;
-викторина;
-контрольная работа.
      Контроль за знаниями учащихся должен быть обучающим и
развивающим. Результатом выполнения учащимися заданий контрольного
характера является раскрытие индивидуальных особенностей, повышение
уровня подготовки к уроку. Учителю следует помнить, что формы, приёмы и
методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно
организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не
вызовет у учащихся негативной реакции, она станет стимулом к углублению
своих знаний, к совершенствованию умений, на уроке каждому
обучающемуся необходимо дать возможность показать свои знания, свой
рост относительно собственных достижений.
1. Работа учащихся с карточками-информаторами.
Карточки-информаторы, включающие дополнительную историко-
культурную информацию, призваны расширить кругозор обучающихся,
облегчить усвоение произведения, теоретических понятий. Часть карточек-
информаторов содержит мемуарные фрагменты (отрывки из писем, из
воспоминаний современников), а также выдержки из критических статей.
Они помогут полнее представить эпоху, в которой жил писатель, историю
создания анализируемых произведений. Карточки-информаторы являются
органическим дополнением карточек, содержащих вопросы и задания для
самостоятельной работы. Их функция – восполнение недостающих знаний,
помощь при работе с карточками для самостоятельной работы.
Карточки-информаторы
А.Н. Островский «Гроза»
№1.
Пьеса «Гроза» выросла в значительной мере из наблюдений, сделанных
Островским во время экспедиции по верховьям Волги. «Подле собора, -
записал Островский в Костроме, - общественный сад, продолжение которого
составляет узенький бульвар… На конце этого бульвара сделана беседка.
Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали
до сих пор». (Островский, А.Н. Полное собрание сочинений. – М., 1952. – Т.
13. – С. 183). Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они
вошли в его пьесы. Нашли они своё место и в «Грозе».
Какую роль в драме «Гроза» играет природа?
№2.
Специфика драмы определяется тем, что драматическое произведение
предназначается для постановки на сцене. В драме отсутствует присущая
эпосу авторская речь; единственным средством обрисовки характера героев в
драме является собственная речь (монологи, диалоги, реплики) и поступки
персонажей. Авторский комментарий к пьесе ограничивается, как правило,
ремарками, поясняющими время, место действия, иногда указывающих на
одежду, жесты, мимику персонажей. При чтении драматического
произведения для того, чтобы понять суть драматического конфликта,
необходимо особое внимание к каждой детали, ремарке, реплике.
Приведите примеры авторских ремарок, раскрывающих смысл и
художественную значимость реплик, диалогов и монологов действующих
лиц пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Катерина, Дикой, Кабаниха, Тихон).
№3.
Одна из первых исполнительниц роли Кабановой на сцене
Александринского театра актриса А.А. Чижевская так создавала этот образ:
«Уже при первом появлении Кабанихи-Чижевской, шествующей степенно и
медленно во главе своей семьи, она гипнотизировала зрителей мрачной
многозначительностью своего шага. Одетая во всё чёрное, она казалась
строгой игуменьей, ревниво оберегающей уклад и обычаи своего
монастыря… Ещё страшнее была её речь. Говорила Кабаниха – Чижевская
тягучим, монотонным, очень низким голосом, в котором не было ничего
живого. Так на протяжении всей роли она изматывала и Катерину, и Тихона,
изматывала интонацией, настойчивым своим взглядом». (Малютин, Я.О.
Актёры моего поколения. –М., 1959. – С.326).
Соответствует ли рисунок роли, созданный Чижевской, изображению
Кабанихи в драме «Гроза»? Подтвердите вывод собственными примерами.
2. Индивидуально-групповая работа.
     Для проверки усвоения и понимания идейно-художественного содержания
произведения в качестве промежуточного контроля целесообразно
использование индивидуально-групповой работы учащихся с карточками,
содержащими вопросы и задания для самостоятельной работы на уроке.
Вопросы в карточках предусматривают отбор отдельных эпизодов,
компоновки их с целью анализа текста. Выполнение заданий предполагает
несложные (на первом этапе) рассуждения учащихся, формирование
оценочных суждений. Одни вопросы и задания выявляют знание содержания
произведения, подводят к пониманию роли отдельных деталей, а через них –
к пониманию позиции автора в целом. Другие ориентируют на элементарный
анализ эпизода, фрагмента произведения, где необходимо домыслить,
оценить рассказанное автором с опорой на воображение, обобщение. Третьи
предназначены для повторения, самопроверки, для формирования умения
самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Ниже представлены задания для карточек, используемые на уроках
литературы во время изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Задание №1.
№1.
Почему И.С. Тургенев начинает роман «Отцы и дети» биографией
Николая Петровича? Как характеризует Николая Петровича его прошлое?
№2.
Выберите из 2-4 глав детали, характеризующие Николая Петровича
как хозяина имения. Раскройте его отношения с крестьянами. Как в них
проявляется характер персонажа?
№3.
Каким вам представляется Николай Петрович в отношениях с сыном,
братом, Фенечкой? Каковы его интересы, образ жизни?
№4.
На примере Н.П. Кирсанова докажите, что «вся… повесть направлена
против дворянства как передового класса» (И.С. Тургенев)
Задание №2.
№1.
В главах 2, 3, 4, 5 романа «Отцы и дети» выберите материал,
характеризующий Базарова. Каковы его убеждения, принципы и правила
жизни, манера держаться? Опишите портрет Базарова. Как его
эмоциональность проявляется в словах, мимике, жестах?
№2.
Объясните назначение афоризмов Базарова? Как они характеризуют его?
С какими афоризмами можно согласиться, с какими - нет, почему?
Обоснуйте своё мнение.
Примеры афоризмов: «Природа не храм – а мастерская, и человек в ней
работник»; «Всякий человек сам себя воспитать должен»; «…А что
касается до времени – отчего от него зависеть буду? Пускай же лучше оно
зависит от меня»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «Рафаэль
гроша медного не стоит»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее
всякого поэта»; «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В
теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем».
Задание№3.
№1.
Прочтите 2, 4 главы романа «Отцы и дети». Сравните портреты Базарова и
Павла Петровича Кирсанова. Как в описании внешности героев показана
противоположность их взглядов, вкусов, образа жизни? Каков основной
художественный приём, которым пользуется при этом Тургенев?
№2.
С какой целью Аркадий рассказывает Базарову биографию Павла
Петровича? Как характеризует прошлое Павла Петровича Кирсанова?
№3.
Какова реакция Базарова на историю жизни Павла Петровича? Как это
отношение характеризует нового человека 60-х годов 19 века?
Задание №4.
№1.
Прокомментируйте 10 главу романа:
а) Что волнует героев? Что они защищают? Против чего восстают?
б) Как проявляются эмоции действующих лиц в лексике, жестах, мимике?
№2.
Почему предметом спора отцов и детей стал вопрос об аристократии?
Какое понятие в эти слова вкладывали участники спора?
Задание №5.
№1.
Вспомните содержание 14-19 глав романа. Как автор показывает
отношение Базарова к женщине, к любви? Чем, по вашему мнению, вызвано
противоречие между тем, какие чувства он испытывал к Одинцовой?
8
№2.
Что даёт анализ взаимоотношений Базарова к Одинцовой для понимания
образа главного героя?
№3.
Почему А.С.Одинцова испугалась своего чувства к Базарову и не дала ему
развиться?
(«…Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом;
мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно любила его, -
мгновенно сверкнула у неё в голове».)
№4.
Изменился ли сам Базаров под влиянием любви к А.С. Одинцовой?
Задание №6.
№1.
Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет сцена дуэли
(глава 24)? На чьей стороне в этом эпизоде симпатии автора? Как они
выражаются?
№2.
Каковы мысли и чувства каждого участника дуэли (глава 26)? Как они
выражаются в их речи и поведении?
Задание №7.
№1.
Д.И. Писарев утверждал: «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что
сделать великий подвиг». Что побудило критика так оценить последнюю
сцену романа?
3. Задания исследовательского характера.
        Наличие в группе учащихся с высоким уровнем подготовленности
предполагает выполнение индивидуальных, более сложных по объёму и
содержанию заданий исследовательского характера. Такие задания
целесообразно давать на уроках-практикумах, обобщающих и контрольных
уроков по теме.
В работе приведены задания исследовательского характера на примере
рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Задание №1.
В записной книжке Чехов отметил: «То, что мы испытываем, когда
бываем влюблены, может быть, есть нормальное состояние. Влюблённость
указывает человеку, каким он должен быть».
Отразилась ли эта мысль Чехова в содержании повести «Ионыч»?
Задание №2.
Повествование об Ионыче завершено словами: «Вот и всё, что можно
сказать про него». Но рассказ не заканчивается на этом.
Почему автор возвращается к семье Туркиных?
Задание №3.
Что могло бы помешать превращению Дмитрия Старцева в Ионыча?
Виноват ли он в своём духовном падении?
4. Интерпретация текста художественного произведения.
Интерпретация текста художественного произведения как вид контроля
целесообразно дать на завершающей стадии изучения романа, пьесы, поэмы.
Данный тип работы носит универсальный характер и преследует различные
учебные цели: во-первых, обучает чтению и пониманию литературно-
критических и литературоведческих текстов, во-вторых, формирует умение
ими пользоваться, в-третьих, учит критически осмыслять чужие
интерпретации художественных произведений и аргументировано
высказывать собственную точку зрения, в-четвёртых, развивает навыки
письменной монологической речи учащихся, умение писать в жанре
критической статьи. Работа может носить фронтальный, индивидуальный
или групповой характер, исходя из особенностей группы, интересов,
склонностей учащихся.
Интерпретация текста художественного произведения представлена на
примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Задание №1.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе Достоевского: «Вся сущность
романа заключается в том, что Раскольников хотя и считает себя правым, но
совершает своё дело не хладнокровно, и не только не остаётся спокойным, а
подвергается жестоким мукам. Если прямо держаться романа, то окажется,
что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем
всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное
уклонение от своих вечных законов».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
Задание №2.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе «Преступление и наказание»: «Это
сопротивление жизни, этот её отпор против власти теорий и фантазий
потрясающим образом представлены Достоевским. Показать, как в душе
человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она
доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью
– такова была задача романа».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
Задание №3.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе Достоевского: «Он изобразил нам
нигилизм не как жалкое искажение души, сопровождаемое страданием. По
своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце,
как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких
лицах, которыми обставил своего героя».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
Задание №4.
Критик Н.Н. Страхов писал о романе «Преступление и наказание»:
«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошёл до
конца, до края дороги, на которую его завёл заблудший ум. Эта черта
русских людей, черта чрезвычайной серьёзности, как бы религиозности, с
которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед».
Как вы понимаете слова критика, согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою
точку зрения.
5. Литературный диктант.
На уроках литературы в техникуме проводятся литературные диктанты.
Цель: предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения,
выяснение степени понимания текста.
Обучающиеся не только должны написать слова без орфографических
ошибок, но и дать лексическое значение выделенных слов.
Примечание. Методика проведения диктанта такая же, как при
словарном диктанте на уроках русского языка.
Лысые Горы;
адъютант;
Багратион;
масонство;
Болконский;
главнокомандующий;
батарея;
артиллерия;
Ростова;
французские;
пистолет;
конница;
канонада;
колонна;
картечь;
неприятель;
Аустерлиц;
Богучарово;
по-русски;
дуэль;
шомпол;
контузия;
раненый;
батальон;
пехота.
6. Тестирование.
       Очень популярным видом проверочной работы стало тестирование,
которое в удобной для проверки форме даёт возможность выявить и знание
фактов биографии, творчества писателя, и знание текстов, а также умение их
анализировать.
Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему
материалу изучаемой темы, а также в качестве небольшой проверочной
работы по какой-то проблеме.
Ниже представлен тест по творчеству И.А. Бунина, А.И. Куприна.
1. Кому из писателей принадлежит дневник «Окаянные дни»?
а) И.А. Бунину;
б) А.И. Куприну;
в) А.М. Горькому.
2. В каком произведении сюжетом является череда воспоминаний о
прошлом?
а) «Господин из Сан-Франциско»;
б) «Гранатовый браслет»;
в) «Митина любовь»;
г) «Антоновские яблоки».
3. Из какого произведения А.И. Куприна взяты строки: «…В душе я
призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя твоё!»
а) «Чудесный доктор»;
б) «Гранатовый браслет»;
в) «Молох».
4. Чем заканчивается рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
а) Главный герой ссорится с женой;
б) главный герой умирает;
в) корабль с путешествующими тонет.
5. Кто из писателей получил Нобелевскую премию?
а) А.И. Куприн;
б) И.А. Бунин.
Отрицательной стороной тестирования можно признать то, что эта работа
не всегда объективно отражает уровень знаний обучающегося. Но такой тип
работы, безусловно, интересен прежде всего для учащихся. В приложении
№1 представлена разработка урока по творчеству А.П. Чехова, в которой
подобран интересный материал для тестирования.
Автор-составитель выражает надежду, что предлагаемые задания будут
полезны не только педагогам, но и всем, кто увлечён миром художественной
литературы.
7. Блиц-опрос.
Одной из форм контроля является блиц-опрос.
Блиц-опрос – это быстрый опрос, на который дают ответ, не задумываясь.
Такой метод имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в
качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся,
предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее
изученное.
Вниманию читателей предлагается блиц-опрос по биографиям поэтов
Серебряного века «ВРЕМЯ И ЛЮДИ…»
1. В детстве он боялся субботы, так кА в этот день его водили в баню, мыли
и пытались расчёсывать.
(Есенин.)
2. Её муж был расстрелян и репрессирован.
(Ахматова.)
3. Его дед был знаменитым ботаником, а отец жены – знаменитым химиком.
(Блок.)
4. Относительно причины его смерти до сих пор спорят: одни утверждают,
что повесился, другие уверены, что его убили.
(Есенин.)
5. Помимо поэзии профессионально занимался графикой.
(Маяковский.)
6. Её сын стал знаменитым историком.
(Ахматова.)
7.Образовал «Цех поэтов».
(Гумилёв.)
8. Литературный ребус.
Ребус – форма контроля знаний обучающихся. В литературном ребусе
для составления слова используются буквы, слоги или особым образом
расположенные слова.
Ниже приведены литературные ребусы по творчеству поэтов Серебряного
века.
1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют
листья; замените первую букву на букву, которой заканчивается вторая нота,
и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась
фамилия поэта. Какая?
(Есенин.)
2. Первый слог фамилии – междометие. Второй – дающая жизнь всему
сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную
форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса?
(Ахматова.)
3. Первая часть слова – это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней
суффиксы и окончание слова «покровский». Чья фамилия получилась?
(Маяковский.)
4. (Реквизит – цветы.)
Возьмите это существительное, отнимите у него последнюю букву,
прибавьте противительный союз и имя первой женщины, созданной Богом.
Чья это фамилия?
(Цветаева.)
5. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространённый
соединительный союз и животное, которое называют царём зверей. В целом
фамилия в переводе с латинского означает «смирённый». Кто он?
(Гумилёв.)
В приложении №2 представлены литературные ребусы, составленные
обучающимися техникума.
9. Викторина.
В арсенале учителя есть множество методических средств и приёмов,
дающих возможность вызвать интерес учащихся к литературе. Одним из
таких средств является проведение викторин.
Литературные викторины используются учителем в техникуме на разных
этапах обучения. Это могут быть уроки знакомства с новым произведением.
В таком случае, предлагая учащимся ответить на вопросы, учитель может
выяснить, насколько ученик знаком с текстом произведения. Также
обоснованным является применение викторины на заключительных уроках –
тогда викторина становится важным средством контроля знаний учащихся.
Предложенный в разработке материал будет полезен учителям при
подготовке и проведении уроков.
Обобщающая викторина «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?»
(Назовите автора и произведение.)
1. «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
2. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
(А.А. Фет.)
3. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в
кухню».
(А.П. Чехов «Вишнёвый сад».)
4. «Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета
и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета не надевал».
(А.И. Куприн «Гранатовый браслет».)
5. «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо
дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего».
(Кулигин. А.Н. Островский «Гроза».)
6. «Он всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с
зонтиком и непременно в пальто на вате».
(А.П. Чехов «Человек в футляре».)
7. «Я – рабочий человек. Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу
сдеру, а вылезу».
(Клещ. М.Горький «На дне».)
18
8. «На другой день после своего объяснения с матерью Наташа ждала целый
день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же,
Пьер также не приезжал, и Наташа, не знал того, что князь Андрей уехал к
отцу, не могла объяснить его отсутствие».
(Л. Толстой; роман-эпопея «Война и мир».)
9. Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника
Чахотку и Сибирь.
(Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?)
10. «Жил – дрожал и умирал дрожал».
(М.Е. Салтыков-Щедрин; сказка «Премудрый пескарь».)
11. «- Так… кто… же… убил?- спросил он, не выдержав, задыхающимся
голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж
так неожиданно и он был изумлён вопросом».
(Ф. Достоевский «Преступление и наказание».)
Разработка урока – викторины предложена в приложении №3.
19
10. Контрольная работа.
Достаточно эффективным методом итоговой работы на уроках литературы
является контрольная. Контрольные работы целесообразно проводить там,
где по программе после изучения темы не предполагается сочинение.
Контрольные работы могут проводиться по одной или нескольким
небольшим темам сразу.
В работе предлагается контрольная работа по рассказу А.И. Солженицына
«Матрёнин двор».
1. Задание по группам. «Портрет героини».
А) Есть ли в рассказе развёрнутый портрет Матрёны? На каких портретных
деталях сосредоточено внимание писателя?
Б) Речь героини. Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В
чём особенность её речи?
В) Предметная детализация. Какие художественные детали создают картину
быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини?
2. Судьба Матрёны. Восстановите историю жизни Матрёны. Как связана
судьба героини с историей страны? Как воспринимает удары судьбы
Матрёна? В чём находит спасение?
3. В чём состоит конфликт рассказа? Как нарисованы в рассказе Фаддей
Миронович и родня Матрёны?
4. Трагедия Матрёны. Какие приметы предвещают гибель героини? Как
звучит в рассказе мотив разрушения дома? Что происходит с домом в день
гибели Матрёны? Чем становится смерть героини для её родных и для
рассказчика?
5. Что общего в судьбе Матрёны и рассказчика (автора)? Что вкладывает
Солженицын в понятие «праведник»? Считаете ли вы Матрёну праведником?
6. В чём символический смысл названия рассказа?
(Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, стяжательства, злобы…)
В приложении №4 представлена контрольная работа, которая проводится в
техникуме.
20
11. Заключение.
Систематический контроль знаний и умений учащихся – важнейшее
условие повышения качества обучения. В данной работе рассматриваются
разнообразные формы контроля, применяемые на уроках литературы в
техникуме.
Предложенные задания помогут педагогам устранить пробелы в знаниях
учащихся, побудить читателей к вдумчивой работе с текстами
художественных произведений, дифференцировать и разнообразить виды
деятельности обучающихся на всех этапах урока, а также закрепить учебный
материал на практике.
Область применения представленных в работе материалов не
ограничивается рамками урока и предполагает возможность использования
во внеклассной работе по предмету.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят