Внедрение в образовательный процесс
современных методов, приемов, способствующих организации продуктивной
деятельности учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе
Учитель русского языка и литературы
Гетманова Оксана Геннадьевна
«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.
Современное обучение строится на
системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от
традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя
становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс
самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в
решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Известно, что формирование любых
личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств −
возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).
Меняются цели и содержание
образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не
свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет
огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую
теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному
результату.
Как для учеников, так и для
учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании
этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis –
деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще –
действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам
сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в
действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он
обязательно закладывает основу для будущего.
Как же построить такой урок? Как сделать
так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость
которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у
детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое
сознание?
А. А. Леонтьев отмечает:
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка
самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства,
ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать
ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки».
В самом начале урока я
предлагаю детям такие упражнения как Куиз-куиз трейд
-опроси-опроси-обменяйся. Каждый ребенок дома готовит карточки с вопросами
и ответы на них.
1. Ученики встают, поднимают руку и
находят себе пару 2. Ученик «А» задает вопрос, ученик «Б» отвечает 3. Ученик
«А» хвалит при правильном ответе или обучает, если ответ неправильный 4. Ученик
«Б» задает вопрос и хвалит при правильном ответе или обучает, если ответ
неправильный 5. Партнеры обмениваются карточками 6.Ученики повторяют шаги 1-5,
пока учитель не остановит процесс. Затем выставляют оценки в оценочные листы.
После изучения темы на основе этих листов выставляются оценки.
2. Еще один из приемов, является прием
«Инсерт».
Прием
«Инсерт». Расставьте значки: + материал знаю, - не знаю, ? – сомневаюсь.
- Есть ли
утверждения, которые вам неизвестны?
- В знании
которых вы сомневаетесь?
«Составление
кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая
систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается
ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того
или иного понятия.
2. Прием «Кластер».
Имя
прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и
отвечает на вопросы какой? Чей?
Повышают мотивацию к изучению
материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные
утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные
утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по изученной
теме. Например, на уроке русского языка по теме «Грамматическая основа» на
стадии вызова детям предлагается выполнить тест “Верные – неверные
утверждения”:
1. Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит
от лат. слова PUNCTUM – запятая. (НЕТ)
2. Среди знаков препинания есть знаки
завершения, разделения, присоединения. (НЕТ)
Этот прием
возможно использовать, опираясь на еще не изученный материал. Дети выбирают
верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На
стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из
утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать,
например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать
дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального,
нравственного выбора.
В условиях
модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной
формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы.
Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем.
Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять
отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат
деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять,
поддерживать члена своей команды. «Именно в обществе со сверстниками ребенок
может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль,
оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть
возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со
своими, а за счет этого понимать другого»
Особое место в формировании УУД на уроках
русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной
из форм групповой деятельности учащихся.
Рефлексия – одно из важнейших средств
формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные
действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию,
относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции,
стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.
Систематически на уроках русского языка
и литературы в 5-6-х классах целесообразно использовать такое средство
формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений
(сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это
способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД,
помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные
способности учащихся.
В своей практике провожу
творческие зачёты, используя при этом проектную деятельность. Одним из таких
примеров является зачёт после изучения темы "Басни Крылова". Учащиеся
делятся на группы (по своему желанию), выбирают басню, распределяют роли,
составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы декорации,
костюмов, при необходимости используют музыкальное оформление. На уроке-зачёте
(за счёт урока внеклассного чтения) представляют классу плоды своего
творчества, так называемый проектный продукт.
Одним из таких работ является
проект «Иллюстрированный альбом к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
Интеграция выше названных средств
позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций
у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету
и создать условия для успешной социализации личности. Однако
следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании
современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать
чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат
неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся
возможно только при системном подходе к проблеме.
Комментарии
Отправить комментарий