К основному контенту

Урок русской литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "Тоска"


План – конспект урока русской литературе в 8-ом классе по рассказу А. П. Чехова «Тоска»
с использованием технологии развития критического мышления.

Тема: А. П. Чехов.  «Тоска».

Цель:  - показать одиночество человека в бездушном мире;
           - выявить гуманистическую позицию писателя;
           - определить роль художественных деталей в авторском замысле;
           - развивать умения учащихся работы с художественным текстом;
           - развивать критическое мышление учащихся;
          - воспитывать у учащихся чувство сострадания.

Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе.


1 стадия. Вызов.
                                                                                                                                                                На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.
На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?». Для ответа на вопрос используется прием «Корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске: не интересно, думают о своем,  не считаются с твоей точкой зрения, игнорируют сознательно, не хотят.
Обсуждая полученные ответы,  учащиеся приходят к выводу: «Люди глухи!»

2 стадия. Осмысление.
Как эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П. Чехов в рассказе «Тоска».
Используется прием «Чтение со стопами». (Рассказ заранее не читается).

Первая остановка.  (Конец первого абзаца).
Возможный вопрос:
-- Почему в таком состоянии  мы видим Иону Потапова? (Горе, тоска).

Вторая остановка. (До слов «По тротуару, громко стуча калошами…»)
Возможные вопросы:
-- Как автор передает состояние Ионы? (Не понимает, что делает; не может сказать).
-- В чем причина горя, тоски? (Сын умер)
-- Как реагирует военный (слышит ли ) на рассказ Ионы о смерти сына? (Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.) Почему?

Третья остановка. (До слов «Иона видит дворника с кульком…»)
Возможные вопросы:
-- Усиливает ли автор состояние тоски, горя? (Иону опять занесло снегом).
-- Стало ли легче Ионе после разговора с военным? («Утихшая ненадолго тоска появляется вновь…).
-- Кто следующие пассажиры? (Трое молодых людей).
-- Что отвечают молодые люди, когда извозчик заговорил о сыне? («Все помрем»). Почему они так говорят? (Молодость)
--Стали ли они слушать дальше? (Нет).

Четвертая остановка. (До слов «Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона…»)
Возможные вопросы:
-- К кому еще обращается Иона? (К дворнику, молодому извозчику).
-- Почему они не слушают его? (Некогда, спросонья).
-- Зачем А.П. Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду? (Жажда сильна, как сильно желание рассказать).
Вопрос-прогноз:                                                                                                                              -- Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? (Лошади) Почему?
 После обсуждения текст дочитывается до конца.

3 стадия. Рефлексия.
На стадии рефлексии сначала обращаемся к эпиграфу «Кому повем печаль мою?..»

Вопрос:
-- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Люди не хотят меня слышать, они глухи, поэтому я могу обратиться к Богу, который не сможет мне отказать).
Затем обращаемся к записанным на доске ответам учащихся в начале урока, когда использовался прием «Корзина идей» и выбираем наиболее точный из списка. (Не хотят).

Далее следует письменная работа: эссе на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?»

Эссе.
«Этот рассказ прежде всего об одиночестве человека, о глухоте окружающих, о равнодушии. Актуален ли он сейчас? Безусловно, да.
Люди все больше и больше становятся занятыми сами собой, своими проблемами и переживаниями, и поэтому человек, ищущий сопереживания и поддержки, натыкается на «железобетонную» стену черствости, равнодушия.
Эта проблема остро стояла всегда, а рассказ Чехова помогает понять, что лучше быть терпимее, что надо учиться услышать человека».



Учащиеся пишут эссе по рассказу А. П. Чехова «Тоска»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Визуализация учебного материала как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся

  Визуализация учебной информации по русскому языку и литературе как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся Современный мир – мир информации. Её многократное накопление происходит ежедневно, ежечасно. Субъекты образовательного процесса –педагоги и школьники – выступают активными «потребителями» учебной, научной, научно-популярной информации, которую в условиях избыточного накопления становится всё труднее воспринимать и усваивать. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления.   Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным», т. е. воспринимающим мир через короткие яркие образы и послания . Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит, и его рациональность. Как результат – большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы 16.03.2020

Реализация текстоцентрического подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое условие повышение качества образования. Сущность и целевые ориентиры текстоцентрического подхода Руководитель   районного методического объединения учителей русского языка и литературы Гетманова О.Г.        Повышение качества образования - одно из   условий изменения в системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В основе обучения лежит системно - деятельностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетентность.     Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Практика обучения русскому языку и литературе, опыт учителей, беседы с учителями и   с учащимися, наблюдение за процессом обучения русскому языку и литературе, тестирование учеников свидетельствуют о том, что учащиеся, имея формальные знания по русскому языку и литературе, испытывают значительные затруднения   в понимании своей роли в учебном процессе, большинство из них не владеет методами анализа, исследования языковой и литературной   ситуации, не   способны сформулировать   гипотезу,   не   умеют   осмысливать   изучаемый   материал    и устанавливать причинно – следственные связи, не умеют даже правильно формулировать вопросы, не умеют делать выводы, обобщать свои результаты, имеют низкий уровень восприятия художественного произведения и т. д.   Многие учащиеся на уроке остаются пассивными и не способными самостоятельно осуществить поиск способов   решения той или иной языковой или литературной задачи.   Все это связано, на мой взгляд, с низким уровнем развития мыслительной деят