План – конспект урока русской литературе в 8-ом классе по рассказу
А. П. Чехова «Тоска»
с использованием технологии развития критического мышления.
Тема: А. П. Чехов. «Тоска».
Цель: - показать одиночество человека в бездушном
мире;
- выявить гуманистическую позицию
писателя;
- определить роль художественных деталей в
авторском замысле;
- развивать умения учащихся работы с
художественным текстом;
- развивать критическое мышление учащихся;
- воспитывать у учащихся чувство сострадания.
Используемые приемы:
обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе.
1
стадия. Вызов.
На
стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся
к личностному восприятию произведения.
На
доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие
люди?». Для ответа на вопрос используется прием «Корзина идей». Предполагаемые
ответы учащихся записываются на доске: не интересно, думают о своем, не считаются с твоей точкой зрения, игнорируют
сознательно, не хотят.
Обсуждая
полученные ответы, учащиеся приходят к
выводу: «Люди глухи!»
2
стадия. Осмысление.
Как
эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П. Чехов в рассказе «Тоска».
Используется
прием «Чтение со стопами». (Рассказ заранее не читается).
Первая остановка. (Конец первого абзаца).
Возможный вопрос:
--
Почему в таком состоянии мы видим Иону
Потапова? (Горе, тоска).
Вторая остановка.
(До слов «По тротуару, громко стуча калошами…»)
Возможные вопросы:
--
Как автор передает состояние Ионы? (Не понимает, что делает; не может сказать).
--
В чем причина горя, тоски? (Сын умер)
--
Как реагирует военный (слышит ли ) на рассказ Ионы о смерти сына? (Барин
произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.) Почему?
Третья остановка.
(До слов «Иона видит дворника с кульком…»)
Возможные вопросы:
--
Усиливает ли автор состояние тоски, горя? (Иону опять занесло снегом).
--
Стало ли легче Ионе после разговора с военным? («Утихшая ненадолго тоска
появляется вновь…).
--
Кто следующие пассажиры? (Трое молодых людей).
--
Что отвечают молодые люди, когда извозчик заговорил о сыне? («Все помрем»).
Почему они так говорят? (Молодость)
--Стали
ли они слушать дальше? (Нет).
Четвертая остановка.
(До слов «Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона…»)
Возможные вопросы:
--
К кому еще обращается Иона? (К дворнику, молодому извозчику).
--
Почему они не слушают его? (Некогда, спросонья).
--
Зачем А.П. Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду? (Жажда сильна, как
сильно желание рассказать).
Вопрос-прогноз:
--
Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? (Лошади)
Почему?
После обсуждения текст
дочитывается до конца.
3
стадия. Рефлексия.
На
стадии рефлексии сначала обращаемся к эпиграфу «Кому повем печаль мою?..»
Вопрос:
--
Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Люди не хотят меня слышать, они глухи,
поэтому я могу обратиться к Богу, который не сможет мне отказать).
Затем
обращаемся к записанным на доске ответам учащихся в начале урока, когда
использовался прием «Корзина идей» и выбираем наиболее точный из списка. (Не
хотят).
Далее
следует письменная работа: эссе на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для
нашего времени?»
Эссе.
«Этот
рассказ прежде всего об одиночестве человека, о глухоте окружающих, о
равнодушии. Актуален ли он сейчас? Безусловно, да.
Люди
все больше и больше становятся занятыми сами собой, своими проблемами и
переживаниями, и поэтому человек, ищущий сопереживания и поддержки, натыкается
на «железобетонную» стену черствости, равнодушия.
Эта
проблема остро стояла всегда, а рассказ Чехова помогает понять, что лучше быть
терпимее, что надо учиться услышать человека».
Учащиеся пишут эссе по
рассказу А. П. Чехова «Тоска»
Комментарии
Отправить комментарий